Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Статьи о кино

2014 год: Космическая одиссея

Обзор иностранной прессы по фильму «Интерстеллар»

Добавить в закладки

В 1968 году тогда еще 39-летний режиссер Стэнли Кубрик снял «Космическую одиссею», фильм, ставший новой вехой в истории кино. Он совершил революцию в жанре, добился прорыва в съемочном процессе, разработав прототипы некоторых современных технологий, сделал кино с двойным дном, копнув глубоко в философию, и даже предсказал дальнейшее развитие человечества и технологий.

Кубрик, снимая «Космическую одиссею», был дотошен, стремился сохранить все мелочи и старался добиться максимального реализма. Конспирологи даже подозревали его в том, что режиссер участвовал в «лунном заговоре». Настолько точно постановщик показал состояние невесомости.

В то же время Кубрик был либерален. Он не разжевывал все зрителю до конца, наоборот, Кубрик скорее путал происходящее на экране в клубке различных философских концепций и многое отдавал на суд аудитории.

«Космическую одиссею» называют величайшим фильмов в истории сай-фая, а иногда и всего кинематографа. В 2012 году проводился глобальный опрос режиссеров, лучший фильм выбрали 358 кинопостановщиков… и это не «Космическая одиссея». Однако бессмертный шедевр Кубрика стал вторым после «Токийской повести».

28 ноября «Космическая одиссея» вернется на большие экраны. Увы, только в Великобритании, и ожидается, что интерес к ней будет немалым:

Повышенный спрос на ленту почти полувековой давности прогнозируется благодаря одному из самых ожидаемых фильмов 2014 года, который, по признанию его создателя, отчасти навеян «Космической одиссеей».

«Я впервые посмотрел “2001”, когда он перевыпускался в Англии на волне успеха “Звездных войн” во время бума научной фантастики. Мой отец взял меня и брата на площадь Лестер-Сквер, где расположены крупнейшие театры Лондона. Я отчетливо помню то ощущение путешествия в другой мир. Тогда мне безумно нравились Звездные войны, но это была совсем другая научная фантастика, – говорил Кристофер Нолан в апреле 2013 года. – Мне было всего семь лет, поэтому я не могу говорить, что понял фильм. Я до сих пор не могу говорить, что понял его. Мне просто запомнилось то особенное чувство переноса в другой мир».

Нолан называет «Космическую одиссею» чистым кинематографом. Он ставит Кубрика в пример как режиссера, который умел получать от Голливуда деньги и при этом нести свою философию, делать нечто специфичное.

Когда режиссер «Начала» и «Помни» давал интервью и размышлял о Кубрике, он уже подумывал взяться за сценарий брата «Интерстеллар». В январе 2013-го Нолан впервые берется за проект, брошенный Стивеном Спилбергом. «Интерстеллар» значился в планах у Спилберга почти шесть лет, но он так и остался несбыточной перспективой для создателя «Инопланетянина» и «Искусственного интеллекта». Тогда Джонатан Нолан предложил студии обратить внимание на его брата. Студия вняла его предложению, и в августе 2013 года стартовал съемочный процесс.

В основу сценария легли тезисы физика Кипа Торна. Этот ученый, основываясь на теории Эйнштейна, предложил способ путешествия во времени за счет достижения необходимого ускорения. Он описывал своего рода норы в открытом космосе, возникающие между объектами благодаря скрученности пространства. Эти норы – черные дыры. Торн считает, что в глубине черной дыры объект, проходящий сквозь нее, достигает обратной величины – белой дыры, и там законы физики прекращают свое действие. Тогда пространство и время фактически меняются местами, а путешествие в пространстве становится путешествием во времени.

Ноланы предлагали Кипу Торну камео в фильме, но ученый решил довольствоваться фичуреткой. К слову, 7 ноября, то бишь одновременно с релизом «Интерсталлара», Торн выпустит на прилавки американских магазинов свою книгу «Наука Интерстеллара».

В отличие от Торна, предложение Ноланов сняться в «Интерстелларе» приняли Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Кейси Аффлек, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон и Уэс Бентли.

«МакКонахи меня впечатлил во время первого просмотра “Мада”. Этот фильм показал мне ту сторону возможностей Мэттью, о которой я раньше не подозревал. Это было полное перевоплощение. С того момента как я это увидел, я понял, насколько великолепен он будет в моем фильме, – говорит Нолан критику Тодду МакКарти. – Мне нужен был кто-то, кто похож на обычного человека, тот, кто поможет аудитории прожить историю вместе с персонажем. МакКонахи феноменален, невероятно харизматичен. Его работа просто экстраординарна».

Кадр из фильма «Интерстеллар»

То, что МакКонахи феноменален, все уже прекрасно знают, а как в фильме с остальным? Насколько «Интерстеллар» оправдал звание самого ожидаемого фильма года?

Что ж, начнем с ложки дегтя, которую в бочку меда с размаха отгрузил Джеймс Рокки (James Rocchi/The Playlist): «Фильм обещал стать воспеванием космоса и глубокомысленных идей по типу “Космической одиссеи” Стэнли Кубрика, но вместо этого “Интерстеллар” выглядит как сбивчивая смесь захватывающих уникальных кадров путешествий в космосе, каких вы никогда не видели, и монотонных, давно знакомых эмоций с сюжетными поворотами, которые вам уже много раз встречались».

Британец Генри Барнс (Henry Barnes/The Guardian) высказался чуть мягче, но на монотонность тоже внимание обратил: «Это великолепное зрелище, но поверхностная драма с небольшим количеством персонажей и слишком редкими вспышками юмора. Фильм хочет довести нас до чувства покорного восхищения, приуменьшить нашу значимость перед лицом столь грандиозного искусства. “Интерстеллару” это легко удается, но, создавая эпик, Нолан забыл доставить нам удовольствие».

Кадр из фильма «Интерстеллар»

Эпик и кадры космоса, каких вы еще не видели (даже в «Гравитации»), создавались усилиями студии Double Negative, которая работала над предыдущими проектами Нолана – трилогией «Темного рыцаря», «Началом» и «Человеком из стали». Съемки проходили в Канаде, Исландии, где не так давно гостили «Ной» и «Обливион», и, само собой, Калифорнии. Для того чтобы зритель, глядя на актера, мог сказать «Верю!», Нолан попросил компанию заранее прорисовать все космические пейзажи, и, когда все было готово, он спроецировал полученные панорамы на экраны, расположенные за пределами специально сконструированных кораблей. Тем самым он добился более-менее достоверной реакции от актеров на происходящее в иллюминаторе. При желании можете сами побыть в шкуре МакКонахи или Хэтэуэй и совершить путешествие по космическим просторами, Google и специальный сайт «Интерстеллара» вам в помощь.

«Нолан дотрагивается до звезд и делает это крайне зрелищно. Он предлагает нам умопомрачительный сай-фай эпик, который, несмотря на хронометраж и небольшой перебор нарядных полетов, выглядит приземленным благодаря пребывающему в отличной форме МакКонахи», – пишет Ричард Джордан (Richard Jordan/Total Film).

Кадр из фильма «Интерстеллар»

«Умный и яркий одновременно “Интерстеллар” идет против потребности Голливуда в бездумных продуктах. Без разницы, какие у фильма недостатки, ему удается достичь впечатляющего баланса. Он переносит тайны вселенной в кинематограф, но, показывая совершенные и визуально потрясающие моменты, “Интерстеллар” еще и заставляет вас думать», – утверждает Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).

«Лента очень похожа на ответ Стэнли Кубрику на “Космическую одиссею” лично от Кристофера Нолана. Этот масштабный и отлично снятый эпик старается в равной степени уделить внимание людским эмоциям и размышлениями о космосе. С переменным успехом лента тем не менее получилась более чем захватывающей», – считает Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

«Умный, умопомрачительный и упоительный фильм, который нужно увидеть. Это “Звездный путь” Стивена Хокинга: завораживающая опера о космосе и времени, в тишине которой завернута душа», – ударился в поэзию Джеймс Дайер (James Dyer/Empire).

В России один из самых ожидаемых фильмов года выходит в прокат 6 ноября, ждите.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?