Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

7 фильмов ужасов, где злодей ни разу не появляется в кадре

Из-за обилия супергеройских блокбастеров привычным делом стало открытое противостояние героя и соперника — с пафосными речами с обеих сторон. Куда реже встречаются картины, в которых протагонисты вроде бы борются против, но все равно непонятно, кого или чего. Выбрали семь фильмов, где зрителю (почти) не показывают злодея.

Добавить в закладки
7 фильмов ужасов, где злодей ни разу не появляется в кадре

Джейк Джилленхол в роли Роберта на кадре из фильма «Зодиак»

Один из лучших фильмов Дэвида Финчера посвящен реальному расследованию преступлений культового серийного убийцы по прозвищу Зодиак, который терроризировал Калифорнию в 1960-х и 1970-х годах. В отличие от «Семи», другого шедевра постановщика, где детективы лицом к лицу сталкиваются с маньяком- мизантропом и даже становятся косвенными жертвами, здесь герои вынуждены довольствоваться лишь зацепками. Зрителю пару раз показывают, как неизвестный в маске убивает невинных людей, но все же нет подтверждения, что это сделал известный маньяк. Более того, все расследование — это один большой набор сомнений и догадок, а личность убийцы и вовсе не будет установлена. Впрочем, это только выделяет «Зодиака» на фоне других представителей жанра: порой зло остается безнаказанным.

Девон Сава в роли Алекса на кадре из фильма «Пункт назначения»

Прямо перед поездкой старшекласснику приходит видение — ему кажется, что самолет, на котором он должен взлететь, разобьется. После небольшого скандала смутьяна снимают с рейса в компании возмущенных одноклассников — те сначала бесятся, но потом благодарят героя, ведь авиакатастрофа действительно случилась. Концепт серии фильмов «Пункт назначения» построен на честном законе: если ты избежал гибели, то рано или поздно должен будешь умереть. Злодеем здесь выступает обманутая и ищущая справедливости смерть, но, благо, она не появляется в картине в физическом облике, а так и остается некой абстрактной силой, которая извращенно, практически издеваясь, убивает героев и мстит за их дерзость.

Хезер Донахью а роли Хезер на кадре из фильма «Ведьма из Блэр»

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» — это образец выдающейся маркетинговой кампании: созданный за копейки хоррор продвигали как незаконченный фильм пропавших без вести студентов. Вроде как документалисты пошли в лес искать местную ведьму и останки ее жертв, но исчезли, а камеру с записями опасного приключения кто-то нашел через год. Заглавная ведьма так и не появляется в фильме, зато студентов всегда что-то мучает: сначала неизвестные звуки и шаги вокруг палатки, позже — нечто паранормальное, дух, который вселяется в одного из героев.

Кэти Физерстон в роли Кэти на кадре из фильма «Паранормальное явление»

Как и «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», «Паранормальное явление» — это образец хоррора узкого поджанра «найденной пленки». В этот раз героями выступают не студенты, рискнувшие снять документальный фильм о местной крипипасте, а супружеская пара, которая пытается понять, что мешает им спокойно жить. Муж ставит камеру на ночь в спальню в попытке запечатлеть активность полтергейста и каждый раз подмечает новые странные события — то дверь откроется сама, то отдернется одеяло. Антагонистом здесь выступает, как нетрудно догадаться по названию фильма, зловещая сила, которая, правда, в финале материализуется: дух вселяется в супругу, та убивает мужа и сбегает.

Сандра Буллок в роли Мэлори на кадре из фильма «Птичий короб»

«Птичий короб» — одно из нескольких вышедших примерно в одно время размышлений кинематографистов о том, как бы жили люди в постапокалипсисе с ограничениями. Если в «Тихом месте» герои старались не издавать звуков и как можно меньше говорить, то в сериале «Видеть» и фильме «Птичий короб» пришлось отказаться от зрения. В первом случае мера была физической (человечество лишено самой возможности видеть), в драме Netflix она все же необязательная: люди ходят в повязках. Проблема в том, что если они поднимут их, то увидят существ, которые… вызывают сильные суицидальные мысли. Зрителям так и не показывают злодеев, поэтому вместо блокбастера о противостоянии инопланетным существам фильм ушел в сторону драмы о выживании в дикой природе.

Барбара Херши в роли Сары на кадре из фильма «Существо»

Задолго до «Человека-невидимки» американский кинематограф уже представлял зрителям аллегорическую историю об абьюзе. Вышедший в один год с «Полтергейстом» хоррор «Существо» был одним из самых недооцененных фильмов ужасов своего времени, хотя в последние годы известность ленты заметно увеличилась. Это история о матери-одиночке, которую постоянно терроризирует невидимое существо, издевающееся над женщиной и насилующее ее. С большим скепсисом к словам жертвы прислушиваются психиатры и знакомые, которым кажется, что женщина все выдумала в поисках внимания или просто сошла с ума. Основанный на реальном медицинском случае фильм со временем стал восприниматься как метафора отношения к женщине в патриархальном обществе — ее сексуализируют, насилуют, не верят словам, сомневаются в ментальном здоровье и в целом относятся без доли уважения.

Алекси Гилмор в роли Келли на кадре из фильма «Уиллоу Крик»

«Уиллоу Крик» — это одновременно духовный наследник «Ведьмы из Блэр» и очень явная попытка повторить успех, не внося в формулу ничего нового. Независимый хоррор посвящен истории молодой пары, которая едет в американскую глушь, чтобы поймать на камеру бигфута, то есть снежного человека. Поначалу фильм воспроизводит всевозможные клише — герои видят плакат с пропавшей в округе женщиной и встречают мужчину, который агрессивно велит уезжать. Правда, позже появляется кое-что заслуживающее внимания — это почти 20-минутный эпизод, в котором герои снимают себя в палатке и прислушиваются к непонятным звукам вокруг них. Это действительно пугающий и технически выдающийся из-за звукового оформления момент, который заставляет зрителя задуматься, а как бы он повел себя в ситуации казалось бы несуществующей опасности.

Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?