Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

7 научно-фантастических фильмов о будущем, которое уже наступило

На дворе 2021 год. Будущее, о котором писали книги и снимали фильмы, кажется, уже (хотя на самом деле давно) наступило. Не верите? Мы выбрали 7 картин, которые как нельзя лучше комментируют современность через призму сай-фая: от всеми любимой классики до новинок жанра, не замеченных широкой публикой.

Добавить в закладки
7 научно-фантастических фильмов о будущем, которое уже наступило

Кристофер Эбботт в роли Колина Тейта на кадре из фильма «В чужой шкуре»

Кристофер Эбботт в роли Колина Тейта на кадре из фильма «В чужой шкуре»

Брэндон Кроненберг, сын легендарного мастера боди-хорроров («Муха», «Экзистенция»), продолжает дело родственника и размышляет на тему технологий в обществе. Сюжет «В чужой шкуре» (в оригинале — «Обладатель») незамысловат, но раскрывает множество проблем современности: есть некая компания, которая занимается внедрением киллеров в тела других людей, есть одна из лучших сотрудниц, на чьём счету так много вылазок в человеческое сознание, что она начала терять связь с реальностью. Последняя её цель доставляет неожиданно много проблем — мужчина по имени Колин Тейт (Кристофер Эбботт) оказывается крепким орешком и начинает бороться за свой разум, постоянно срывая операцию. Правда, к действительности отсылает не этот момент. Когда героиня в теле Колина попадает на его работу, её отправляют на мониторинг штор потребителей. Через скрытые камеры все сотрудники следят за марками и видами портьер, чтобы собрать целую базу данных. Это, очевидно, намёк на таргетированную рекламу и механизмы манипуляций человеческими потребностями. А ещё, разумеется, ироничный комментарий на тему повышения прозрачности общества.

Джим Керри в роли Трумана Бёрбанка на кадре из фильма «Шоу Трумана»

Джим Керри в роли Трумана Бёрбанка на кадре из фильма «Шоу Трумана»

Едва ли кто-нибудь хотел оказаться в «Шоу Трумана» в реальной жизни. К тому же история, через которую прошёл Джим Керри, кажется настолько абсурдной, что сложно поверить, будто нечто похожее может произойти и с тобой. Впрочем, когда фантасты и сатирики создают невообразимые миры, они прежде всего обращают свой взор на настоящее — сценарий Эндрю Никкола, очевидно, всей своей проблематикой обязан эпохе развития форматов реалити-шоу, роста популярности и всеобъемлемости телевидения, а также появления технологий, способных любую жизнь сделать медийной. Проходит время, «Шоу Трумана» не теряет актуальности, а жуткие футуристичные элементы и детали, которые показывает фильм, имеют всё больше общего с реальностью: устройства слежения, обесценивание личности в рамках непрекращающегося контента и много других вполне себе современных проблем.

Сандра Буллок в роли Анджелы Беннет на кадре из фильма «Сеть»

Сандра Буллок в роли Анджелы Беннет на кадре из фильма «Сеть»

Фильм, одним из первых обратившийся к вопросам сетевой безопасности, не может не попасть в наш список. Самое безобидное предсказание картины — возможность заказать еду из Интернета за один клик. Сейчас это не выглядит такой проблемой, однако в 1995 году, разумеется, получить обед на дом было куда сложнее. Во всём остальном «Сеть» оказывается довольно неловким прогнозистом: создатели повествуют о вирусах и троянах, взломе безопасности и могуществе Интернета как такового. Часть из этого сбылась, но запоминается лишь одна конкретная деталь: у героини Сандры Буллок будет эдакий цифровой профиль (пускай и фальшивый, сделанный антагонистами специально для её поимки), в котором содержится вся информация о её личности.

Хоакин Феникс в роли писателя Теодора Туомбли на кадре из фильма «Она»

Хоакин Феникс в роли писателя Теодора Туомбли на кадре из фильма «Она»

Фильм Спайка Джонса уж точно создавался с оглядкой на настоящее. Просто теперь, с учётом развития нейросетей и искусственного интеллекта, поверить в отношения между героем Хоакина Феникса и новой операционной системой куда проще. Понятное дело, что «Она» повествует и о вечных вещах: неумении человека слушать, эгоизме в любви, постоянном одиночестве, которое не заглушит ни одна технология. Но всё-таки в этом причудливом фантастическом сюжете легко провести параллели и с 2013-м (именно тогда был выпущен фильм), и с уже прошедшим 2020-м, и даже с наступившим 2021-м. Искусственный интеллект как собеседник, как протоличность — проблема, к которой мы лишь подступаем, но именно «Она» пытается дать ответы на вопросы, только нас ожидающие.

Сильвестр Сталлоне в роли Джона Спартана на кадре из фильма «Разрушитель»

Сильвестр Сталлоне в роли Джона Спартана на кадре из фильма «Разрушитель»

Маньяк и полицейский, замороженные в специальной высокотехнологичной тюрьме (фокус с крионикой пока что в стадии зародыша, но мы сочтём это за «предсказание»), — лишь начало совпадений с настоящим. В «Разрушителе» есть звонки по видеосвязи, аналоги «умного дома» (где можно включать и выключать свет голосовой командой), подкожные чипы (да, они существуют) и многое другое. Вдвойне любопытно, что настолько точно будущее предсказал фильм, совсем не подходящий на эту роль — слишком нишевый, больше ассоциирующийся с B-movie и ныне считающийся классикой запылившихся VHS. Впрочем, это ли не лучший повод устроить ревизию и поразмышлять на тему уникальности «Разрушителя» в контексте даже новой научной фантастики?

Родди Пайпер в роли Джона Нады на кадре из фильма «Чужие среди нас»

Родди Пайпер в роли Джона Нады на кадре из фильма «Чужие среди нас»

«Подчиняйся» — так гласит, пожалуй, главный лозунг инопланетных захватчиков, который внедряется людям через рекламные объявления, газеты и телевидение. У Карпентера — иронично, — чтобы снять розовые очки и увидеть мир таким, какой он есть, придётся надеть на глаза очки другие — специальные и высокотехнологичные, позволяющие героям видеть, кто пришелец, а кто нет, и открыть для себя изнанку общества, насквозь пропитанного агитациями, пропагандой и скрытыми месседжами, способными спрятаться даже в безобидном уличном буклете. Собственно, все эти мотивы без фантастики можно легко заметить как на экранах телевизоров, так и на первых газетных полосах. Карпентер тонко чувствовал время, но едва ли мог предположить, что всё зайдёт настолько далеко и даже вроде бы случайные слова в рекламе будут на самом деле складываться в одно: «Подчиняйся».

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

Вряд ли кому-нибудь, как в фильме Стивена Спилберга по рассказу Филипа Дика, удастся предсказать убийство до его свершения (с другой стороны, прогнозирование всё активнее используется в бизнесе и иных сферах), но в «Особом мнении» хватает других совпадений с современностью. Например, всё та же таргетированная реклама, направленная на конкретного человека, или, скажем, бесконтактные интерфейсы. Режиссёр одновременно воспевает прогресс как таковой и ужасается тому, как сильно он ущемляет свободу личности, конфиденциальность. Утрата последней, кстати, становится ключевой проблемой нашего времени — и если в 2002 году ещё можно было поспорить с прогнозами кинематографистов, то сейчас неутешительный итог «Особого мнения» кажется более чем реалистичным.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?