Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

7 удивительных теорий о смысле культовой комедии «День сурка»

30 лет назад, 12 февраля 1993 года, легендарная комедия «День сурка» режиссера Гарольда Рамиса вышла в прокат. Именно этот фильм в свое время экстраполировал классический сюжетный троп о временной петле, в котором протагонист раз за разом переживает один и тот же день, вновь и вновь повторяя старые паттерны поведения. Как правило, «завтра» для главного героя наступает лишь тогда, когда он доходит до новой точки духовного и личностного роста, осознавая старые ошибки. Концепция, изложенная в «Дне сурка», в свое время получила множество самых разнообразных интерпретаций в философских, религиозных и даже экономических учениях — о них сегодня и поговорим. 

Добавить в закладки
7 удивительных теорий о смысле культовой комедии «День сурка»

Делимся самыми безумными, взрывоопасными и необычными теориями о смысле одного из самых лучших фильмов на планете Земля.

«День сурка» — это метафора сансары

Сюжет «Дня сурка» нашел интерпретации в ряде религиозных учений, в том числе в буддизме. Согласно концепции махаяны, крупнейшего учения буддизма, Фил Коннорс — олицетворение бодхисаттвы, человека, находящегося в круге бесконечных перерождений. По убеждению буддистов, день, в котором застрял Фил, не что иное, как сансара — мир страданий, страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяющимся циклом рождений и смертей. Для того чтобы выйти из этого цикла, Филу необходимо стать Буддой — пройти путь освобождения от кармы и достичь духовного пробуждения. Путем метода проб и ошибок герой набирает необходимый опыт, который унесет в следующую жизнь в надежде, что та станет последней. Конец пути бодхисаттвы — нирвана или бесконечное счастье, находясь в котором он сможет осуществить все свои желания.

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

«День сурка» — это метафора чистилища

В христианском религиозном учении сюжетная петля Фила Коннорса — это чистилище, в котором оказываются грешники, перед тем как пройти через врата рая. Во время прохождения разных кругов чистилища человеческая душа очищается от совершенных при жизни грехов. В самом начале фильма персонаж Билла Мюррея предстает крайне вспыльчивым и местами даже озлобленным на весь мир человеком, абсолютно не способным к проявлению простой человеческой поддержки. Именно по этой причине образ Фила как грешника очень резонирует с идеей создателей фильма. В рамках этой теории персонаж Риты (Энди МакДауэлл) может быть олицетворением Вергилия из «Божественной комедии» Данте Алигьери — человека, который смог обрести веру еще при жизни. 

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

«День сурка» — это метафора проживания травмы

Свой отклик «День сурка» также нашел в популярной в наше время теории психоанализа, согласно которой каждый травмированный человек подсознательно включает механизмы защиты, повторяет одни и те же алгоритмы поведения, притягивая к себе одних и тех же людей и схожие по смыслу жизненные уроки. Трансформация Фила Коннорса как личности происходит не на внешнем — события фильма не меняются вплоть до самого конца, — а на внутреннем уровне. Таким образом, Фил проходит путь самопознания, осознавая верность и неверность своих суждений в отношении других людей и окружающего мира. Его конечные выводы влияют на восприятие и манеру поведения, что приводит к последовательному самосовершенствованию, пониманию истинного «я» и проживанию родовой травмы. По большому счету временная петля в фильме — это «самоисполняющееся пророчество», на которое Фила закодировали его родители. 

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»

Фил Коннорс — ницшеанский сверхчеловек

Интересна также интерпретация «Дня сурка» с точки зрения концепции вечного возвращения из книги «Как говорил Заратустра» немецкого философа Фридриха Ницше. Согласно учению Ницше, все происходит в нашей жизни циклично, ранее случившееся обязательно повторится, а все, что произойдет в будущем, уже когда-то происходило в прошлом. Ницше рассматривал мир как некое энергетическое поле, а людей как носителей этих энергий. Распределение энергии происходит рандомно, но так как время нелинейно, все возможные комбинации уже существуют и просто повторяют сами себя. Фил Коннорс — единственный персонаж фильма, которому удалось понять смысл вечного возвращения — он буквально возвращается в один и тот же день 2 февраля. Именно по этой причине герой Билла Мюррея может считаться ницшеанским сверхчеловеком — разумом, осознавшим зацикленность бытия.

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День сурка»

Нед Райерсон — дьявол в облике страховщика

Согласно популярной теории с Reddit, большая часть зрителей воспринимает «День сурка» абсолютно неправильно, ведь главный антагонист фильма — старый знакомый Фила Коннорса Нед Райерсон (Стивен Тоболовски), который каждое утро навязчиво предлагает ему приобрести страховку. Примечательно, что, перед тем как выйти из бесконечного цикла самоповторов, Коннорс все-таки покупает эту страховку. По мнению автора теории, Нед Райерсон — воплощение самого дьявола, а Панксатони — это ад, в котором Фил застрял за свои прегрешения. В частности, за несправедливое увольнение Райерсона из офиса. Таким образом, «День сурка» — это попытка Райерсона/дьявола заставить главного героя искупить свою вину перед ним — перестать проходить мимо и потратиться на ненужную страховку, чтобы наконец-то совершить безусловное добро, бескорыстный поступок без ожидания взаимовыгоды. 

Стивен Тоболовски в роли Неда на кадре из фильма «День сурка»

Стивен Тоболовски в роли Неда на кадре из фильма «День сурка»

«День сурка» — это интерпретация экономической теории

В 2006 году вышла книга «Экономика Дня сурка» Дугласа МакКензи, согласно которой сюжетная петля в фильме является довольно четкой иллюстрацией конкурентного равновесия, которое основывается на идеальной информированности. Проживая каждый новый день, Коннорс получает уникальные знания о том, как извлечь максимальную выгоду из возможностей завтрашнего дня, поскольку уже знает, что случится. Таким образом, главный герой выходит победителем. Итерация, которую Коннорс достигает в свой последний день сурка, является идеальными условиями информированности, а итерация в начале фильма демонстрирует реальность, убежден МакКензи.

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»

«День сурка» — это библия самопомощи

Автор книги «Магия Дня сурка» Пол Ханнам считает, что 101 минута фильма является идеальным гайдом к самореализации. По словам писателя, в сюжете «Дня сурка» закодированы пути самосовершенствования личности, которые являются абсолютно универсальными для каждого зрителя. Основываясь на идеях комедии, Ханнам создал собственную программу по трансформации личности, которая помогает людям «избавиться от постоянно повторяющихся негативных мыслей или поступков». Таким образом, по убеждению Ханнама, человек может значительно улучшить свою жизнь как в профессиональном плане, так и в сфере личных отношений.

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»

Энди Макдауэлл в роли Риты на кадре из фильма «День сурка»
Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?