Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

8 фильмов о съемках фильмов, которые заставят заново влюбиться в кино

Кинематограф не стесняется смотреть сам на себя. В зеркале, которое мы зовем экраном, фильмы осмысляют собственную историю — технически и даже философски. Мы вспомнили самые яркие ленты, центральное место в которых занимало важнейшее из искусств.

Добавить в закладки
8 фильмов о съемках фильмов, которые заставят заново влюбиться в кино

Бриджит Бардо в роли Камиллы на кадре из фильма «Презрение»

Бриджит Бардо в роли Камиллы на кадре из фильма «Презрение»

В 1963 году нововолнист Жан-Люк Годар снял «Презрение» — фильм для режиссера крайне неожиданный, с мировой звездой Брижит Бардо и крупным по тем временам миллионным бюджетом. По сюжету писатель Поль Жаваль (Мишель Пикколи) сочиняет низкопробные сценарии к эксплотейшен-фильмам. Вскоре он берется за переработку бессмертной «Одиссеи» Гомера: по наставлению американского продюсера из великого эпоса должен получится убойный экшен с боями и обнаженкой, а ленту поставит сам Фриц Ланг (Фриц Ланг в роли себя).

В «Презрении» Годар высмеивает коммерциализацию кинематографа, равно как и слабохарактерность героя, идущего на компромиссы со студийными воротилами, — недаром яблоком раздора становится феноменальная Брижит Бардо. Эта тонкая, искусная и многовариативная картина не только погружается в тонкости кинопроизводства, но и выражает печаль в безуспешных поисках античного идеала, который невозможно ни претворить в жизни, ни воссоздать в кинематографе.

Леонардо ДиКаприо в роли Рика на кадре из фильма «Однажды в Голливуде»

Леонардо ДиКаприо в роли Рика на кадре из фильма «Однажды в Голливуде»

Уже более трех десятилетий Тарантино снимает кино о кино, и только в «Однажды… в Голливуде» мастер созрел для полного трибьюта той эпохе, которая и определила вкус режиссера. История о полузабытом актере Рике Далтоне (Леонардо Ди Каприо) и его старомодном дублере Клиффе Буте (Брэд Питт) — настоящая тарантиновская сказка, где автор на фоне ревущих 60-х возвращает нам миф. В кои-то веки побеждает не история (довольно кровавая и безразличная), а кинематографический вымысел.

Нельзя не поддаться утопическому восхищению эпохой: где-то там умирают вестерны и крепнет Новый Голливуд, герои поколения — мотоциклетные гонщики из «Ангелов ада» и хиппи, а Калифорния буквально гремит от культурной революции. Прежде всего от той, которая сносит бастионы старой культуры. Но главное, что «Однажды… в Голливуде» возвращает силу и доблесть героям давно забытых историей — в мире Тарантино каскадер вполне может навалять Брюсу Ли и спасти кинозвезду от банды убийц. По версии Квентина, реальность вполне можно одолеть, отредактировав исторический геном через призму пленки.

Марчелло Мастрояни в роли Гвидо на кадре из фильма «Восемь с половиной»

Марчелло Мастрояни в роли Гвидо на кадре из фильма «Восемь с половиной»

Марчелло Мастроянни играет режиссера, который даже представления не имеет, о чем будет снимать следующий фильм. Продюсеры уже заготовили макеты космического корабля, но ленты все нет — к Гвидо не снизошла та самая идея, которая дает творческий импульс. «Восемь с половиной» — личные мытарства Федерико Феллини, заблудившегося в мыслительных потемках. Кино о кризисе видения кино и о муках прокрастинирующего художника. Для Феллини это не просто триумф, но и собственное лекарство — жизнь и ее треволнения не дают хода творцу, но именно кризис становится явлением, достойным оптики гения.

Эйса Баттерфилд в роли Хьюго на кадре из фильма «Хранитель времени»

Эйса Баттерфилд в роли Хьюго на кадре из фильма «Хранитель времени»

Мартин Скорсезе подобрал ключик к замку кинематографа в сказочной драме о том, как 12-летний мальчик Хьюго знакомится с Жоржем Мельесом — родоначальником игрового кино, которого история незаслуженно выбросила на обочину, а родившаяся тогда индустрия попросту задушила. В «Хранителе времени» режиссера интересует не только антураж — оживленный Париж 30-х, — но и вся техническая база кино, для Скорсезе, без сомнений, священная. Мельес в исполнении Бена Кингсли — виртуоз и пионер, с которого можно смело отсчитывать эру спецэффектов и комбинированных съемок. Скорсезе с пиететом вспоминает об авторе сотен кинофеерий, изумительном механике и фокуснике — белая магия экранного искусства имеет место быть даже сто лет спустя, а история никогда не будет забыта.

Джонни Депп в роли Эда Вуда на кадре из фильма «Эд Вуд»

Джонни Депп в роли Эда Вуда на кадре из фильма «Эд Вуд»

Тим Бертон сделал свою карьеру на преклонении перед дурным вкусом, на любви к низкопробной фантастике и ужасам: в 1994 году он прямо указал кому, за это нужно быть благодарным. «Эд Вуд» — биографическая лента о творчестве горе-режиссера Эдварда Вуда-младшего, человека, которого сегодня смело называют худшим постановщиком в истории кино. Джонни Депп упоенно играет бесталанного безумца, Мартин Ландау на два часа становится Белой Лугоши, а все остальные, включая Билла Мюррея и Сару Джессику Паркер, успешно подыгрывают в этом странном, но увлекательном мероприятии. Бертон показывает, как Вуд выбивал деньги на съемки своей кустарной фантастики, с энтузиазмом снимал сцены с бутафорским осьминогом, не смог пробиться к американской мечте и стать новым Орсоном Уэллсом, но все равно в историю вошел. Через монохромные кадры фильма чувствуется, что в скромных павильонах у Вуда была своя довольно красочная атмосфера.

Сальваторе Кашо в роли Сальваторе на кадре из фильма «Новый кинотеатр "Парадизо"»

Сальваторе Кашо в роли Сальваторе на кадре из фильма «Новый кинотеатр "Парадизо"»

Кинематограф в хорошем смысле эгоистичен, львиную долю времени он повествует о любви к самому себе. Ведь магия седьмого искусства, да еще и открытая с самой юности, — непередаваемое ощущение, которое многие пытаются сохранить на всю жизнь.

Лента Джузеппе Торнаторе рассказывает о сицилийском мальчике Сальваторе (Сальваторе Кашо) в послевоенной Италии, где киноэкран стал эпицентром социальной жизни. Мальчик заводит дружбу с киномехаником, напрашивается в ученики и узнает все тонкости использования проекционного аппарата. «Новый кинотеатр "Парадизо"», блестяще сыгранный и сопровожденный музыкой Эннио Морриконе, расписывается в любви к кинотеатрам — месту притяжения человеческих эмоций. А для кого-то, впрочем, и нечто большего — импульса, который позволяет вспомнить об утраченной молодости, мечтах и несгибаемой силе памяти.

Кадр из фильма «Поющие под дождём»

Кадр из фильма «Поющие под дождём»

История кино иной раз выглядит столь скользкой и драматичной, что дает фору многим сюжетам. Переход от немой эры к звуковой — событие масштабное и судьбоносное. Особенно для таких актеров, как Дон Локвуд (Джин Келли) и Лина Ламонт (Джин Хейген), звезд, вынужденных приспосабливаться к новому медиуму, ведь публика требует голоса и звучных песен.

«Поющие под дождем» — классический мюзикл Золотого века Голливуда, который подсветил и нравы, и саму историю американского кино: для одних 20-е стали творческим плацдармом, для других — началом забвения. Индустрия бесповоротно изменилась, когда в 1927 году на экраны вышел звуковой фильм «Певец джаза». «Поющие под дождем» будут вдохновлять последующие поколения — не только на яркие музыкальные эскапады, но и на метаструктурные столкновения, где кино научится смотреть само на себя.

Марго Робби в роли Нелли на кадре из фильма «Вавилон»

Марго Робби в роли Нелли на кадре из фильма «Вавилон»

Дэмьен Шазелл пошел на риск и сочинил огромный колосс — оду раннему кинематографу, джазу, миру голливудских взлетов и падений. В «Вавилоне» режиссер не стесняется фантазировать о Голливуде 20-х — опьяненном вечеринками месте, которое сводит с ума, а после оставляет с головокружительным похмельем. Фильм приоткрывает завесу времени: съемочные павильоны в силу прихода звука теперь заставлены микрофонами, а Брэд Питт воплощает типаж Джона Гилберта — актера эпохи немого кино, которому трудно барахтаться в новом времени. Не говоря уже о том, что Шазелл превращает свое кино о кино в трибьют седьмому искусству: финальные вставки с кадрами от Бергмана и Годара до «Аватара» и есть поступательный путь развития кино.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?