Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

12 главных шпионских фильмов 2000-х

Знание – сила! Знание силы противника – сила в квадрате!

Добавить в закладки
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться

Кадр из фильма «Шпионские игры»

Говоря о наследии, оставленном нам безвременно ушедшим Тони Скоттом, мы редко вспоминаем о его «Шпионских играх», пожалуй, самом недооцененном фильме этого большого режиссера. А он тем не менее заслуживает как минимум внимательного повторного просмотра. Блистательная работа Роберта Редфорда (наряду с «Не угаснет надежда» роль агента Натана Мьюира – лучшая его работа в новом веке), фантастически сосредоточенный Брэд Питт и полная драматизма история попавшего в плен китайской разведки американского шпиона. ЦРУ не намерено брать на себя промах молодого агента Бишопа и собирается отказаться от любых попыток спасти своего оперативника от смертной казни. У Мьюира есть всего несколько часов, чтобы превратить свой последний день на службе в дерзкую операцию по освобождению ученика из плена.

Кадр из фильма «Сириана»

Политический триллер Стивена Гаана охватывает слишком много вопросов и включает слишком большой клубок сюжетных нитей, чтобы считать его шпионским фильмом, однако, как бы Американская киноакадемия не задвигала Джорджа Клуни на второй план (пусть и отметив актера «Оскаром»), мы понимаем: главный герой этого поистине эпичного полотна – именно Роберт Баер, этот ветеран разведки является персоной, стоящей в центре событий. Сложный, местами очень тяжелый и требовательный к зрителю рассказ о том, что даже те, кто считают себя властителями мира, часто оказываются всего лишь пешками в чужой большой игре, не показал умопомрачительных результатов в прокате, но критиками был отмечен многократно, в том числе и за особый взгляд на сотрудников ЦРУ.

Кадр из фильма «Мюнхен»

Еще один фильм, который всплывает в памяти далеко не первым при упоминании имени режиссера, – «Мюнхен» Стивена Спилберга. Голливуд любит рассказывать (а скорее даже «сочинять») о подвигах своих агентов, но подлинные специалисты «плаща и кинжала» зачастую отдают первенство разведке Израиля. «Мюнхен» – не просто рассказ о том, как Моссад донес свою неотвратимую кару до каждого участника теракта на Олимпийских играх 1972 года. Это еще и многогранный фильм о моральном выборе, о том, как ненависть сжигает изнутри даже самого хорошего человека. Редкий шпионский триллер поднимает вопросы, действительно ли такие операции служат добру, можно ли взваливать на плечи одного человека столько убийств, как пережить такое задание, что будет после. Спилберг, как всегда, велик и непревзойден в умении сочетать драматическое напряжение с эффектными экшен-сценами.

Кадр из фильма «Ультиматум Борна»

Принято считать, что сиквел редко превосходит по качеству первый фильм, а уж третью часть лучше и вовсе не видеть от греха подальше. Не в случае с борнианой! Картины о лишившемся памяти супершпионе с каждой картиной лишь наращивали энергетику и к третьей картине вышли на запредельный уровень накала страстей. Если в первых двух фильмах Джейсон Борн служил мишенью для упустивших его со своего крючка могущественных правительственных организаций, то в «Ультиматуме» Джейсон Борн перехватил инициативу и превратился из жертвы в охотника, а в этом ему равных нет. Картина стала не просто образцом боевика, благодаря натуралистичным сценам погонь, захватывающим дух трюкам и «грязным» дракам Борн стал законодателем моды для многих последующих фильмов о шпионах, в том числе и для собственного перезапуска – «Эволюции Борна».

Кадр из фильма «Из Парижа с любовью»

Историй о том, как в шпионских играх оказывается замешан человек, совсем к этому не приспособленный, пруд пруди, но мы в этом пруду выловили лучший, на наш взгляд, – криминальный боевик Пьера Мореля «Из Парижа с любовью». Этакого недотепу, который долгие годы, занимаясь бумажной работой в ЦРУ, мечтает о задании настоящего оперативника, в картине играет Джонатан Рис-Майерс, более привычный в ролях героев-любовников. Обязанность сделать из зеленого новичка полноценного разведчика берет на себя слетевший с катушек герой Джона Траволты. Тут-то молодой агент и понимает, что, возможно, работа на линии огня и не для него, но назад дороги нет. Этот фильм не слишком жалуют критики, но если ни на минуту не забывать о том, что кроме боевика и триллера это еще и комедия, то картина доставит удовольствие. Проверено.

Кадры из фильма «Солт»

А что это мы все о мужиках да о мужиках? Неужели в мире не осталось наследниц Маты Хари? Неужто некому вместо пистолета и гранаты применить декольте и ажурные чулки? Есть! Есть у нас секретное оружие массового поражения – Анджелина Джоли и ее «Солт». Мы уже привыкли к тому, что Голливуд умеет показывать русских либо сверхсерьезно, либо, наоборот, комично до колик. «Солт» – из второй компании. Тут вам и секретный лагерь в глубинах Сибири, где русские готовят диверсантов из детей, начиная с детсадовского возраста, тут и убитый Президент России, и многочисленные «кроты» (так и хочется воскликнуть голосом Ежи Штура: «Вы все из милиции? Колоссально!»), и главный злодей в неизменной папахе. Да и черт с ним, с представлением американцев о нашей контрразведке, пусть хоть медведей с балалайками показывают. Главное, что невероятная Джоли совершает в кадре. Дух же захватывает!

Кадр из фильма «Шпион, выйди вон!»

Кино приучило нас, что работа разведчика – это ежечасные перестрелки, погони в дорогих автомобилях, умопомрачительные гаджеты и прочее «водка с мартини, смешать, но не взбалтывать». А ведь на самом деле 99% работников мировых разведок большую часть времени просиживают штаны за бумажной волокитой. Но и здесь случаются завихрения, приводящие в сумасшествие штаб-квартиры разведуправлений. Писатель Джон Ле Карре, как никто другой, умел выжать из ходьбы по коридорам, мучительных размышлений и аналитики с карандашом в руках максимум энергии. Детективный триллер Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон!» назвать зубодробительным боевиком не повернется язык, но работа в кадре Гэри Олдмана, Колина Ферта, Тоби Джоунса, Джона Херта, Бенедикта Камбербетча и многих других вряд ли может оставить равнодушным. Шпионы – это не только пытки и снайперские выстрелы. Хотя и это тоже.

Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Протокол Фантом»

И все-таки шпионское кино мы любим за залихватские трюки, невероятные приключения и отключенные в последние три секунды взрывные устройства. Образцовой франшизой, неизменно сочетающей в себе все самые привлекательные для попкорновой аудитории ингредиенты, является «Миссия: Невыполнима», радующая нас новыми историями уже 48 лет. Особенно выделяется в современной квадрилогии, где главную роль агента Итана Ханта играет Том Круз, картина 2011 года. Недаром у руля «Протокола “Фантом”» стоит «мультяшник» Брэд Берд – он сделал из фильма настоящий аттракцион, американские горки, которые заставляют впиться в подлокотники кресел с первого кадра до последнего. Отдельное спасибо создателям фильма за участие в картине Владимира Машкова и взрыв Кремля. С детским восторгом ожидаем пятого фильма, над которым уже кипит работа.

Кадр из фильма «Шпион»

Некогда советский кинематограф с успехом противостоял Западу качественными фильмами о разведчиках и шпионах. Одни только «Семнадцать мгновений весны» чего стоят! А квадрилогия «Ошибка резидента»?! А трилогия «Путь в Сатурн»? Да мы могли Голливуд заткнуть за пояс, глазом не моргнув. Российскому кино какое-то время было не до разведчиков, но в 2012 году лакуны заполнил «Шпион», снятый по популярнейшей книге Бориса Акунина. Яркий, выполненный в стилистике американских кинокомиксов наш «шпионский роман» не очень удачно выступил в прокате, хотя главные роли в нем и исполнили звезды высшего дивизиона Данила Козловский, Федор Бондарчук и Анна Чиповская. Фильм, можно сказать, обогнал свое время. Не готов оказался наш зритель переосмыслить советскую предвоенную эпоху, а жаль, кино-то получилось достойное заокеанских образчиков.

Кадр из фильма «Значит, война»

Посмеяться над шпиономанией кинематографисты тоже любят, и благодаря этому мы имеем истории об Остине Пауэрсе, Джонни Инглише и прочие « Напряги извилины ». Но наиболее интересной за последние 14 лет в жанре комедийного разведбоевика нам показалась лента МакДжи «Значит, война». Прелесть ее заключается в том, что главные герои в ней не борются с нашествием иностранных шпионов, не ищут вездесущих «кротов» и не продвигаются по карьерной лестнице с помощью недюжинных аналитических способностей. Нет, они конкурируют друг с другом из-за девушки и в борьбе за сердце прекрасной дамы не гнушаются никакими методами, доступными разведке. Нужна слежка? В воздух поднимаются дроны. Негде встретиться? Подойдет явочная квартира. Пусть это идет вразрез с заданием начальства, на личном фронте война может быть похлеще третьей мировой!

Кадр из фильма «Операция "Арго"»

Критики редко относятся серьезно к теме шпионажа и обычно обходят вниманием картины о разведчиках. Только этим можно объяснить «пролет» Бена Аффлека даже мимо номинации на «Оскар» за лучшую режиссуру по итогам выхода в прокат триллера «Операция “Арго”». Тем более что Аффлек получил за эту работу «Золотой глобус» и премию BAFTA, да и сама лента отмечена восемью десятками различных наград, в том числе тремя статуэтками Киноакадемии. И ведь заслуженно! Конечно, подлинная история вызволения американских дипломатов из обезумевшего после революции Ирана с помощью фальшивых съемок выдуманного фильма сама по себе прекрасна, но ее ведь еще нужно было красиво разыграть. И пусть создатели что-то приукрасили, где-то пережали с драматизмом, а кого-то в фильме отметить забыли – получилось-то здорово! Тот самый случай, когда работой разведки можно гордиться, а ее агентов нужно отметить орденами.

Кадр из фильма «007: Координаты "Скайфолл"»

Обойтись без единого фильма о Джеймсе Бонде в топе шпионских картин? На такое вряд ли способен даже самый предвзятый бондоненавистник. В XXI веке бондиана пережила не просто смену актера, исполняющего роль легендарного Агента 007, франшиза на пятом десятке пережила перерождение, да такое, что новая кровь вполне способна подарить зрителям еще полсотни лет регулярных встреч с Бондом. Из трех картин, в которых успел отметиться Дэниел Крэйг в роли агента с правом на убийство, мы выбрали последнюю на сегодняшний день, двадцать третью в линейке, выпущенную в год 50-летия франшизы ленту. «Скайфолл», поставленный Сэмом Мендесом, побил рекорды бондианы по кассовым сборам, освоил новый для себя формат IMAX, преодолел рубеж в 1 миллиард прибыли и вывел серию на новый уровень. Превзойти третий фильм нового поколения, «поколения Кей», будет сложно, но мы надеемся на Мендеса, который сейчас работает над следующей серией.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?