Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Все мультфильмы Pixar: от худшего к лучшему

К выходу «Истории игрушек 4» пытаемся понять, какое место займет новая часть приключений Вуди и Базза в практически безупречной фильмографии студии Pixar

Добавить в закладки
Бесконечность – не предел

Сиквел далеко не лучшего, но самого удачного с точки зрения продажи мерчандайза мультфильма Pixar внезапно превратил франшизу из сельской драмы об американских радостях в высокооктановый шпионский боевик, отсылающий сразу ко всем возможным «бондианам», «борнианам» и «Миссиям невыполнима». Переход вышел не слишком удачный: во вторых «Тачках» уж чересчур читается желание продать ещё больше фигурок МакКуина и тягача Мэтра, потакать инстинктивным детским радостям вместо того, чтобы рассказывать действительно стоящую историю. Такую коммерциализацию великой студии, конечно, не могли простить: из всех мультфильмов Pixar «Тачки 2» — единственный с «гнилым» рейтингом на Rotten Tomatoes и единственный, кого язык не повернётся назвать однозначно хорошим.

Долгострой, долго находившийся в «производственном аду», вышел в тот же год, что ещё один мультфильм Pixar, «Головоломка», и закономерно затерялся в её тени. Оно и понятно: на фоне других творений студии «Хороший динозавр» может показаться уж больно детским и наивным. Но вне их контекста это все ещё отличная история, бесконечно трогательная и прекрасно анимированная.

Главная проблема второй «Суперсемейки» в том, что она совсем не выглядит как сиквел, над которым думали целых 14 лет. И дело не в том, что её сюжет стартует ровно с того места, где закончилась первая часть: просто здесь ровно те же конфликты и, по сути, очень похожие сюжетные коллизии, с той лишь разницей, что теперь их центром становится мать семейства Эластика, а не Мистер Исключительный. К тому же первый фильм вышел тогда, когда жанр супергероики не успел стать доминирующим, и предлагал очень свежий «семейный» взгляд на знакомые нарративы. «Суперсемейка 2», при всей своей визуальной выразительности, юморе и в целом увлекательной истории, ничего нового сказать не может.

«Корпорация монстров» показала зрителем уникальный мир, который стоит за детскими кошмарами, и его милых обитателей — с недавних пор героя мемов Майка Вазовски и громилу Джеймса Саливана. «Университет монстров» мог развить идеи первого фильма, продолжить историю главных героев, в конце концов развить вселенную мультфильма, но вместо этого стал первым приквелом в истории Pixar, в котором студия зачем-то решила препарировать жанр молодежных комедий. Герои из братства неудачников соревнуются с мажорами в университетском городке — не таким должен быть второй фильм в серии. Неудивительно, что после «Университета монстров» студия взяла перерыв и прервала свой ежегодный конвейер.

Сразу после релиза своего объективно худшего мультфильма («Тачки 2») у Pixar начался небольшой кризис, который вылился в блеклый приквел «Корпорации монстров» и оригинальный мультфильм «Храбрая сердцем». С одной стороны, это вневременное размышление об отношениях дочери и матери с очаровательной анимацией, с другой — просто хороший мультфильм, который не дотягивает до стандартов качества Pixar: если раньше студия пыталась достучаться до зрителей всех возрастов, используя второе дно, то в «Храброй сердцем», видимо, расслабилась и сосредоточилась на детях.

Еще один сиквел от Pixar (поверьте, с ними одни проблемы), который вроде бы мы очень ждали, но в итоге все равно расстроились, когда он вышел. В этом плане «В поисках Дори» очень похож на «Университет монстров» — другой фильм в серии, который не добрался до высот оригинала. В лучшие моменты «В поисках Дори» дарит зрителю забавные гэги, построенные на памяти героини, и драму, связанную с ее детством, но в остальное время мультфильм выглядит как копирка с первой части — чего-чего, а самоповторов от Pixar точно не ждешь. И тем более не прощаешь.

Ещё один сиквел «Тачек» — в этот раз без шпионских гаджетов и майкло-беевских взрывов. Третий фильм возвращается к приземлённости оригинала и личности самого МакКуина, рассказывая проникновенную историю о старости, смене поколений и проблемах менторства. Как и четвёртая «История игрушек», «Тачки 3» сильнее прочих демонстрируют смену оптики Pixar, их осознание себя как ветеранов индустрии, не всегда поспевающих за трендами, но абсолютно принимающих себя в таком виде.

Зрители часто шутят, что Pixar берет идеи из одной формулы: «Что, если у игрушек/жуков/монстров/рыб/супергероев/кто-то другой есть чувства?» Удивительно, что она сработала даже с машинами. Казалось бы, всего-то мир говорящих автомобилей, но на деле «Тачки» — это история падения и взлета высокомерного выскочки, который в вынужденном изгнании меняет себя, находит друзей, учителя, а главное — теряет свое честолюбие. К тому же «Тачки» обладают каким-то странным свойством — их можно пересматривать бесконечно.

Сценаристы «Истории игрушек 4» очень ловко обошли завершенность прошлого фильма, найдя в нём одну интересную лазейку — пропажу фарфоровой пастушки Бо Пип, которая молча исчезла где-то между второй и третьей частями. Во многом из-за этого для необязательного сиквела «История игрушек 4» выглядит удивительно… к месту. Словно она изначально была в глобальных планах авторов — настолько органичным кажется тот конфликт, что возникает здесь в душе вроде бы нашедшего покой Вуди.

Наша рецензия.

После несколько безопасных сиквелов Pixar сделала, наверное, один из самых смелых своих проектов за последние годы — «Головоломку», по сути, форменную психологическую драму, в которой эта самая «психология» ожила в виде персонажей-эмоций. Как будто продолжая шутку с «а что, если бы у игрушек/жуков/монстров/рыб/супергероев/ есть чувства?», они пошли ещё дальше и наделили чувствами… сами чувства. Доступным языком объяснили тяжёлые пубертатные метания и создали, возможно, самую убедительную драму о взрослении, снятую буквально из подкорки взрослеющего.

После «Хорошего динозавра», «В поисках Дори» и «Тачек 3» в очередной раз пошли разговоры о кризисе идей в Pixar, поэтому «Тайна Коко» попала в удобную для себя ситуацию: от мультфильма не ждали шедевра уровня золотых хитов, но и относительному провалу никто бы не удивился. Однако мультфильм про праздник мертвых сделал то, что Pixar умеет лучшего всего: выжимать из зрителя слезы во время диалога на совсем не детские темы, которыми в этот раз стали смерть, убийства, старение, травма, утрата и забвение. «Мертвые могут умереть еще раз, если их забудут живые» — кажется, только Pixar могла сказать это без намека на претенциозность.

Вдохновлённые басней античного поэта Эзопа «Кузнечик и муравьи», «Приключения Флика» рассказывают о муравье-нонконформисте, не желающем мириться с деспотией саранчи над его домом. Он хочет найти воинов, которые помогут ему справиться со злодеями, — но вместо этого по нелепой случайности находит уморительных циркачей, никогда в жизни ни с кем не сражавшихся. «Приключения Флика», пожалуй, один из самых смешных фильмов Pixar, ода смелости и житейской мудрости, способной победить любую грубую силу.

Первая «Суперсемейка» «приземлила» жанр супергероики задолго до того, как в фильмах про ребят в трико стал моден условный «реализм». Конечно, проблески семейной драмы всегда присутствуют в любых командных экшенах — и каких-нибудь «Людях Икс», и «Фантастической четвёрке», и, конечно, «Мстителях», — но Бред Бёрд, режиссер великолепного «Стального гиганта» и «Рататуя», выставляет её на первый план, строит историю куда более зрелую, чем все его как бы «взрослые» конкуренты.

Лет 5 назад «Вверх» мог претендовать на звание главного шедевра в истории Pixar, но с тех пор, кажется, все немного охладели к мультфильму, о котором зачастую вспоминают лишь из-за драматичного эпизода с историей брака Карла (безусловно, великого). Конечно, «Вверх» и сейчас выбьет дух у зрителей и даст фору любой современной анимации, но, кажется, пришло время признать, что история одной невероятной дружбы и желания воплотить мечту детства — это просто невероятное приключение, без заявки на статус вневременной классики.

Трудно представить зрителя, который в далеком 2003 году не был поражен революционной анимацией «В поисках Немо»: красочный подводный мир, прорисованный до мелочей, и естественные движения морских обитателей могут удивить даже сейчас, 16 лет спустя. Этот скачок анимации стал важным событием в истории студии и очередным напоминанием, что для Pixar нет ничего невозможного.

«Корпорация монстров» — возможно, одна из самых интересных концепций в фильмографии Pixar, ловко объясняющая страхи детей перед чудовищами под кроватью. Это увлекательная авантюрная история с интригами, заговорами, погонями и удивительно милой девочкой Бу, ода радости и смеху взамен скучному энергетическому вампиризму. Но главное достижение «Корпорации монстров», конечно, в том, что миллионы детей после её просмотра наверняка перестали бояться приоткрытых шкафов.

Первый сиквел в истории Pixar не только закрепил успех студии, но и вывел франшизу на следующий уровень — это когда она становится настолько популярной, что по ней делают бесконечное количество видеоигр и тоннами сбывают мерчандайз. Из всей тетралогии «Истории игрушек» вторая часть выделяется своим акцентом на приключения героев без излишней сентиментальности и игрушечной драмы — в следующих мультфильмах Pixar, как мы знаем, найдет идеальный баланс между двумя жанрами, но «История игрушек 2» до сих пор остается образцом идеального анимационного блокбастера.

Казалось бы, вот он, идеальный финал истории Вуди, Базза и Ко — завершение невероятной трилогии, состоящей из трех шедевров, но, как оказалось, это всего лишь мостик к настоящему концу, который мы увидим в четвертой части. Стоит ли теперь относиться к «Большому побегу» иначе? Наверное, да, теперь мультфильм стоит воспринимать как финал истории Энди и попросту размышление о том, что даже в самой безвыходной ситуации нужно радоваться тому, кто тебя окружает. Это мы и так знали, но после сцены на свалке никогда не забудем!

Самый спокойный и меланхоличный мультфильм Pixar — космическая мелодрама, потрясающе красивая и невозможно поэтичная. «ВАЛЛ-И», практически лишённый слов и активных действий, проникнут совершенно романтическим оптимизмом: на любовь здесь способны даже переплетения микросхем, а человечество даже после самых ужасающих и катастрофических своих ошибок имеет право на второй шанс.

История отважного мышонка, который готов на все, чтобы стать шеф-поваром, не только моментально вошла в канон лучших анимационных фильмов всех времен и народов, но и открыла золотой период в истории студии: после «Рататуя» на экраны вышли такие золотые хиты, как «ВАЛЛ-И», «Вверх», «История игрушек 3: Большой побег». Кроме того, Бред Берд, известный по фильмам «Стальной гигант» и «Суперсемейка», закрепил свой статус гения анимационной режиссуры и получил заслуженный «Оскар». Наверное, если Pixar продолжит воплощать свой план по чередованию оригинальных мультфильмов и сиквелов, то продолжение истории Реми мы будем ждать особенно сильно.

Первый мультфильм Pixar и первая анимационная картина, сделанная с помощью компьютерной графики, — «История игрушек» даже спустя 23 года, заметно устарев визуально, не потеряла ни капли того новаторского духа и дерзкой фантазии, что когда-то обеспечили студии ее будущее величие. История о том, что всегда надо учиться принимать новое, иронично стала началом новой эры анимации и нового её короля, конца правлению которого пока не предвидится. Ведь бесконечность, как мы знаем, — не предел.


Текст: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?