Вслед за военным блокбастером «9 рота» (2005)
Фильм, съемки которого стартуют в середине февраля, обойдется в 25 миллионов долларов, из них 10 будут потрачены на его раскрутку и рекламу. Снимает картину кинокомпания Федора Бондарчука, Степана Михалкова и Дмитрия Рудовского Art Pictures Studio, продюсерами выступают Александр Роднянский («СТС-Медиа») и Сергей Мелькумов. Из этой команды многие связаны с успешными по кассовым сборам «9 ротой» и «Жарой» (2006), причем молодые актеры обеих картин, как сообщают, будут заняты и в новом проекте. Деньги на фильм поступят из разных источников, включая Федеральное агентство по культуре и кинематографии, часть расходов – 7 миллионов – собирается взять на себя канадский миллиардер Эдуард Шифрин (компания Midland Group, до сих пор более интересовавшаяся сталью, строительством и мореплаванием).
Внушительный, по российским меркам, бюджет «Обитаемого острова» знаменует новый скачок в развернувшейся экспансии цифр: до сих пор самым дорогим фильмом постсоветского кино был «Волкодав» (2006) с его почти 20-миллионным бюджетом. Из международных проектов с российским участием «Обитаемый остров» превзошли только казахско-русско-американский «Кочевник» /Nomad/ (2006) с бюджетом за 35 миллионов и 40-миллионный «Сибирский цирюльник» (1998), в титрах которого значатся фирмы России, Франции, Италии и Чехии. И, по-видимому, еще долго недосягаемым останется стомиллионный эпос 1968 года «Война и мир» (1968).
Новый проект амбициозен: в постановочном отношении фантастика считается самым сложным жанром кинематографа, особенно когда дело касается иных планет – здесь уже не обойтись дорисовками современной натуры, а потребуется создание новых миров. В таких фильмах нужны развитые технологии компьютерной анимации, которая у нас пока в зачаточном состоянии. Действие происходит на просторах некоей планеты, где есть своя цивилизация. И если цель авторов фильма – поразить воображение, то придется создавать заново весь антураж, вплоть до мельчайших деталей. В этом случае заявленный бюджет, возможно, придется не раз увеличивать, как это случилось с тем же «Волкодавом», который поначалу надеялся обойтись 5 миллионами. Опыт «Волкодава» обескураживает еще и потому, что солидный бюджет здесь не стал гарантом ни художественной, ни коммерческой победы.
Но есть случаи, когда гонка бюджетов способна только насторожить. Напомню, что фантастический мир романов Стругацких никогда не был рассчитан на самодовлеющую «спецэффектность» и представлял собой до боли знакомую модель нашего земного бытия – что позволяло обходиться минимальным бюджетом таким режиссерам, как
Для чисто коммерческого проекта Федор Бондарчук как режиссер, возможно, – наиболее точный выбор продюсеров. На «9 роте» он продемонстрировал необходимую блокбастеру мускулистость, сочетание зрелищности с разработкой характеров, и наконец, простую стайерскую выносливость. Богатый опыт работы над поп-роликами дал ему хорошую выучку в искусстве динамичного монтажа, а главное, навык создания несуществующих миров и персонажей – ведь видеоклип, по сути, – та же фантастика в миниатюре.
Фильм, сценарий для которого написал Эдуард Володарский, предполагается выпустить на экраны в 2009 году и, по опыту двух «Дозоров», двумя порциями – практика показала, что в таких случаях зрительский интерес к фильму резко возрастает.