Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Братья по оружию

Новый суперблокбастер студий Marvel и Walt Disney еще не вышел в прокат, но он уже был показан зрителям, и почти все отзывы на эту картину восторженно хвалебные

Добавить в закладки
Братья по оружию

Любая война – это кошмарная трагедия, но немного найдется более жутких и печальных конфликтов, чем гражданские войны. Недоверие к чужакам записано в наших генах, и нам, людям, легко (порой слишком легко) ополчиться против тех, кто живет в других странах и следует «странным» обычаям. Но война с бывшими друзьями, соседями, братьями идет против нашей сути. И потому она требует такого приступа ненависти, который, вырвавшись на свободу, сметает все на своем пути. Кроме того, если война с чужаками сплачивает, то война со своими разделяет, и предательство из немыслимого преступления становится нормой выживания. А на что способен тот, кто уже совершил самый страшный грех? Об этом даже не хочется думать.

Но что чудовищно в реальной жизни, то превосходно для вымышленных повествований. Последние только выигрывают от конфликтов тех, кто равно понятен зрителям и друг другу, а также тех, кто знает слабые места соперников и кто примерно равен с ними по силе. Такие противостояния наиболее драматичны и наиболее драматургически сложны, и немало выдающихся произведений написано на эту тему. Вспомним хотя бы наш «Тихий Дон» или американских «Унесенных ветром».

Кадр из фильма "Первый Мститель: Противостояние"

Противостояние бывших соратников – любимая тема шпионских триллеров. Встречается она и в боевиках, и в детективах. Но, кажется, особенно она важна для супергеройских историй. Ведь чем сильнее супергерой, тем сложнее подобрать для него могучего противника. А тут эта загвоздка разрешается сама собой – бывшие супердрузья становятся заклятыми суперврагами. Ну или на время отказываются от дружбы, чтобы через пару-тройку выпусков помириться.

Однако такого рода противостояния мало заявить. Их нужно как следует подать. Читатели или зрители должны быть хорошо знакомы с обоими персонажами (или с целыми командами героев, если речь идет о полноценной войне), и сами эти персонажи должны отлично знать друг друга и тепло друг к другу относиться. Тогда и только тогда их конфликт будет поистине «шекспировским», глубоко трагичным и запредельно драматичным.

В идеальном случае зрители должны сочувствовать обеим сторонам. Тогда у публики не будет уверенности, чем этот конфликт завершится. Ведь если в супергеройском кино явно хорошие сражаются с явно плохими, то победа первых гарантирована. Поэтому, например, противостояние Профессора Икс и Магнето в киноцикле «Люди Икс» до идеала не дотягивает. Ведь мы, зрители, всегда знаем, кто выйдет победителем.

Кадр из фильма "Первый Мститель: Противостояние"

Теперь заглавный конфликт «Бэтмена против Супермена». C одной стороны, это противостояние двух самых известных супергероев. С другой стороны, в картине речь идет о персонажах, которые только-только узнали о существовании друг друга. При этом Бэтмен знает, что Супермен – инопланетянин, и не знает, что того зовут Кларк Кент. Для него могучий пришелец не друг и соратник, а чужак. И обращается он с ним соответственно. Равно как и для Супермена Бэтмен – не многолетний партнер по Лиге Справедливости (эту супергеройскую организацию еще только предстоит создать), а полусумасшедший мужик из Готэма. Поэтому в их противостоянии есть интрига (неясно, кто выйдет победителем – ведь у обоих миллионы поклонников!), но нет того драматизма, который сопровождает «гражданские войны». С тем же успехом каждый из них мог бы противостоять банальному суперзлодею.

Как видите, студии DC Comics и Warner с самого начала выстрелили себе в ногу, когда не позволили героям сперва познакомиться и подружиться, а уже потом найти нечто такое, что заставило бы их пойти друг на друга войной. Во время работы над фильмом режиссер Зак Снайдер опирался на одну из самых популярных комиксных историй, но там сюжет был совсем иным, и легендарные супергерои входили в клинч после многолетнего тесного сотрудничества.

Marvel и Walt Disney, с другой стороны, этой ошибки не допустили. В их скоро выходящем в прокат блокбастере «Первый Мститель: Противостояние» друг против друга идут супергерои, которые дружат и в комиксах, и на экране. Мы видели, как в «Мстителях» и «Мстителях: Эре Альтрона» Железный Человек, Капитан Америка и другие члены их команды сражаются спина к спине против общих врагов. Это уж не говоря о сотрудничестве супергероев в их «сольных» историях – например, в фильме «Первый Мститель: Другая война», где вместе бились Капитан Америка и Черная Вдова. Но теперь их дружба разваливается, потому что их растаскивают по углам ринга политические взгляды. И каждый должен выбрать, на чьей он стороне.

И это еще не все! Политический спор, который разделяет героев, не сваливается с неба. Это не временное помешательство под влиянием «красного криптонита» (это вещество недавно на время превратило в злодейку главную героиню телесериала «Супергерл»). Противостояние супергероев напрямую вытекает из их прошлых приключений и переживаний. И особая прелесть событий в том, что ключевые персонажи занимают прямо противоположные позиции, чем те, на которых они стояли в самом начале своих экранных похождений!

Кадр из фильма "Первый Мститель: Противостояние"

В самом деле, Стив Роджерс начал свою геройскую карьеру как самый верный и доблестный офицер американской армии. Но после событий «Другой войны» он утратил веру в организации и правительства. Теперь Капитан Америка доверяет лишь отдельным, особенно близким людям. В свою очередь, Тони Старк почти всю жизнь был самоуверенным бизнесменом, верящим только в свой гений и доверяющим только самому себе. Но когда в «Эре Альтрона» его детище чуть не погубило все человечество, Железный Человек понял, что таким, как он, нужна система сдержек и противовесов. Слишком уж опасны они и их творения.

Поэтому, когда в «Первом Мстителе: Противостоянии» политики решают поставить супергероев под свой контроль, Старк поддерживает это решение, потому что оно соответствует его эволюционировавшим взглядам. В свою очередь, Роджерс выступает против, потому что он больше не верит в чиновников и бюрократов. И так как для обоих героев это выстраданные, прочувствованные взгляды, они вынуждены идти на конфликт, хотя продолжают друг друга уважать и любить. Они не могут просто поддаться или сдаться – каждый отстаивает свою сокровенную правду.

В свою очередь, их друзья-супергерои распределяются по двум командам. Зрители же видят правоту обеих сторон – и поддерживают ту группу, которая им ближе. Ведь проблема государственного контроля – сложный вопрос не только для супергероев, но и для всего современного человечества, которое давно ищет баланс между «Большим братом» и личной свободой.

Кадр из фильма "Первый Мститель: Противостояние"

Пожалуй, трудно придумать лучшее доказательство того, что киновселенная Marvel – отличное изобретение. Раньше, рассуждая о «Мстителях» и «Эре Альтрона», можно было хвалить цикл за возможность сводить вместе супергероев, которые с толком и расстановкой представлены в сольных приключениях, а не просто набросаны на экран. Теперь же мы видим, что наличие сквозного сюжета в длинной серии фильмов позволяет рассказывать сложные, глубокие и многогранные истории, в принципе невозможные в отдельных постановках. Так что, кто бы в «Противостоянии» ни одержал верх, мы, зрители, окажемся в выигрыше. Такого супергеройского кино еще никто не выпускал!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?