Франкенштейн -- один из самых популярных кинематографических монстров, это чудовище солировало в десятках американских и европейских лент. "Матушка" его, Мэри Шелли (гражданская жена знаменитого английского поэта), сочинила культовый роман в первой половине прошлого века. "Батюшка" киногероя Джон Уэйл, впервые экранизировал страшилку сто лет спустя.
Интервью с актерами и режиссерами

Франкенштейн – один из самых популярных кинематографических монстров, это чудовище солировало в десятках американских и европейских лент. «Матушка» его, Мэри Шелли (гражданская жена знаменитого английского поэта), сочинила культовый роман в первой половине прошлого века. «Батюшка» киногероя Джон Уэйл, впервые экранизировал страшилку сто лет спустя.
Чудовище вообще-то безымянно. Франкенштейн – фамилия молодого медика, скроившего из человечьих останков новое существо, первого на свете биоробота. А так, как бедняга был сир, молва присвоила ему фамилию ученого-естествоиспытателя. Монстр был изготовлен без божеского соизволения, не имел «законной» души, не знал разницы между добром и злом. Но при этом остро ощущал бесприютность и неизбывное одиночество.
Мэри Шелли вывернула наизнанку привычное романтическое клише: в повестях Гоффмана (и его последователей) нередко фигурировала механическая кукла, неотличимая от человека. Английская фантазерка заставила живое, мыслящее существо почувствовать себя «сборным механизмом». Считается, что роман Мэри Шелли стал краеугольным камнем нового жанра – «научной фантастики», прародителем всевозможных «Солярисов» и «Космических одиссей».
Между прочим, сама история создания романа стала основой «Готики» (1986), фильма заслуженного британского кинобезобразника Кена Рассела. В 1816 году в палаццо на брегах Женевского озера лорд Барон, с личным врачом Полидори и Перси Шелли с юной возлюбленной состязались в сочинении страшных историй, подстегивая фантазию изрядными дозами наркотиков и алкоголя. Именно там, на вилле Диодати, были написаны первый в мире роман про «киборга» и первый на свете рассказ про декадентствующего вампира-аристократа.
В кино чудовище Франкенштейна дебютировало в 1931. Ужастики тогда были в новинку, потому заботливые кинопродюсеры ангажировали на сеансы целый штат медсестер для оказания первой помощи слабонервным. На роль монстра пробовались разные актеры (в их числе был и знаменитый в будущем «супервампир» Бела Лугоши), но досталась она малоизвестному в те годы английскому исполнителю с полурусским псевдонимом Брис Карлофф. Лицедей был долговяз, нескладен, «обезьяньи» руки почти касались колен – и эта странноватая внешность идеально стыковалась с образом биоробота, «рукотворного человека». На создание диковинного грима Франкенштейна – мертвенно бледной кожи, непомерно высокого лба, нависающих надбровий – уходило не менее четырех часов труда, для того чтобы очистить лицо после съемок – еще два часа работы. Режиссером картины был англичанин, Джеймс Уэйл, еще один британец, обосновавшийся в Америке. В тридцатые годы он входил в число самых успешных коммерческих режиссеров Голливуда, но в начале сороковых карьера его внезапно прервалась. Мастера открыли заново лишь в конце пятидесятых – критики из французской «новой волны», они признали отставного хитмейкера выдающимся кинематографическим стилистом и неординарным визионером. Солидные энциклопедии (включая американскую «Синеманию») в биографии Уэйла не забывают упомянуть о его «неортодоксальной» сексуальной ориентации. Эта интимная частность из жизни режиссера по новому высвечивает образ бедняги Франкенштейна – автора и героя объединяет чувство отчужденности от общественных установлений и норм. О последних годах Уэйла, кстати, повествует недавняя картина Билла Кондона с неслучайным названием «Боги и монстры».
Кинематографический «Франкенштейн» появился задолго до изобретения компьютеров, биологических бомб и первых успехов трансплантации. Монстр порождал у публики изумление и страх, но в сущности был безобиден – угроза была где-то далеко, за полотном экрана. Герой романтического романа «пошел в народ» – стал персонажем фантастических комиксов. Облик монстра, найденный авторами классического кинофильма был перенят изготовителями комиксов для собственных чудовищ и злодеев ( вспомните хотя бы жердяя-дворецкого из «Семейки Адамсов»). Франкенштейн стал регулярно появляться даже в мультиках, комедиях и фарсах. Вариацией на темы культовой ленты стала ироничная феерия «Эдвард-руки-ножницы»(1990), неуемного мечтателя Тима Бертона. Несчетное число наскоро сделанных «биографий» Франкенштейна десятилетиями заполоняли экран. Но римейка, хоть как-то соотносимого с кинематографическим оригиналом не появилось до начала девяностых годов, когда британец Кеннет Бранах поставил фильм «Франкенштейн Мэри Шелли». Чудовище сыграл великий Роберт Де Ниро. В соответствии с новейшими веяниями отношение к монстру было почти что уважительным и «политкорректным».
Франкенштейн сделался одним из самых популярных героев массовой культуры. Фильмы о нем и его создателях множатся с каждым годом, ветвятся, будто древесная крона. Новые картины, однако, никогда не смогут отменить прелести и обаяния первой ленты о Франкенштейне.

23.12.1999 Текст: Сергей Анашкин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00