Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Дилемма Избранного

Гарри Поттер из книжного цикла Джоан Роулинг и фильмов студии Warner стал символом современной подростковой поп-культуры. Но значит ли это, что он – герой из героев, персонаж, на которого юные зрители должны равняться?

Добавить в закладки
Дилемма Избранного

«Избранный». Как часто мы слышим это слово в приложении к персонажам фантастических и сказочных историй? Очень часто. Так часто, что к числу Избранных порой по инерции причисляют персонажей, которые под это определение не подходят. Трудно разглядеть парня в цивильном костюме в толпе марширующих ребят, одетых в одинаковую военную форму.

Кто такой Избранный? Как правило, это юный герой, который живет обычной, ничем не примечательной жизнью и внезапно узнает, что по праву рождения или в связи с некоторыми не зависящими от него событиями является избранником Судьбы. Только он и никто другой может спасти человечество от великого Зла, остановить всевластного тирана, вернуть Галактике мир и гармонию… Могучие воины, всезнающие мудрецы, генералы огромных армий – никто из них не может совершить то, что на роду написано Избранному герою. И они либо признают его превосходство и становятся его союзниками, либо идут ему наперекор – и оказываются среди проигравших.

Кадр из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

Избранных придумали не вчера. Они известны с древнейших времен. Их можно найти в Библии, в античных мифах, в легендах знаменитых и малоизвестных древних народов… Но их никогда не было так много, как в наши дни, когда Избранные встречаются буквально на каждом шагу. Если вы бродите по миру фантастических и фэнтези повествований для подростков. Люк Скайуокер из «Звездных войн», Бильбо и Фродо из «Хоббита» и «Властелина Колец», Гарри Поттер из книг Роулинг, Нео из «Матрицы», Супермен из одноименных комиксов и фильмов – вот лишь самые известные солдаты из армии Избранных.

Почему нынешняя поп-культура так одержима «подражанием Христу» (Иисус – это, разумеется, самый известный Избранный европейской цивилизации)? По нескольким существенным причинам.

Прежде всего, Избранность – это самый простой способ сделать подростка или молодого человека эпически важным героем. Какую роль может сыграть маленький хоббит в противостоянии людей, эльфов и гномов с орками Саурона? А какую роль может сыграть простой парень с окраинной пустынной планетки в грандиозной войне Империи с повстанцами? В лучшем случае они могут стать пехотинцами, которые после многих лет сражений дослужатся до высоких офицерских званий. Читатели и зрители же обычно ждут, что герои с самого начала своих приключений будут в центре событий. И Избранность это гарантирует.

Кадр из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

Гарри Поттер, например, становится предметом сплетен и пересудов, а чуть позже еще и объектом магических атак задолго до того, как осваивает мало-мальски серьезные заклинания. Он еще ничего не совершил и ничего не добился – но сам факт его существования угрожает Волан-де-Морту куда сильнее, чем существование легендарного Дамблдора.

Причина номер два состоит в том, что Избранность, как правило, делает персонажа «героем поневоле» – тем, кто поначалу не жаждет совершать подвиги и противостоять кошмарному Злу. Такой персонаж на протяжении повествования будет духовно расти и развиваться, а попутно еще и совершенствоваться физически, прежде чем станет тем героем, который нужен миру. Напротив, персонажи, которые совершают подвиги по собственному почину, нередко появляются в повествовании уже сложившимися героями, которым особенно некуда расти. Сравните Люка Скайуокера с Индианой Джонсом, и вы сразу почувствуете, что Люк драматургически интереснее. Даже несмотря на то, что Джордж Лукас, прямо скажем, не мастер драматургии характеров.

Наконец, самая важная причина популярности Избранности заключается в том, что Избранность идеально соответствует мечтам многих подростков. По своей природе дети – эгоистичные существа, которые полагают, что весь мир вращается вокруг них (так, маленькие дети часто считают, что родители разводятся из-за их поведения). И мифология Избранности потакает этому представлению. В том возрасте, когда ребята мучительно осознают, что мир куда сложнее, чем им представлялось прежде, книги о Поттере или фильмы о Люке предлагают им «фантазию силы» – возвращение в эгоистичное детство: «Мир пытается убедить тебя, что ты ничего особенного собой не представляешь? Как бы не так! Со дня на день ты узнаешь, что судьба мира зависит от тебя и что у тебя есть скрытые таланты, которые ты сейчас даже не можешь себе представить!» Трудно сказать, вредны такие фантазии, полезны или нейтральны, но они определенно исключительно притягательны.

Кадр из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

Очевидные достоинства сделали Избранность чрезвычайно популярной, однако они не перечеркнули ее столь же очевидные недостатки. Прежде всего, в наш циничный век даже верующие люди не очень-то доверяют религиозным предсказаниям. Что уж говорить о вымышленных мирах! «Древнее пророчество предписало тебе героическую судьбу» – кто может искренне в такое поверить? Только очень наивный читатель. Все остальные, когда читают про древние пророчества и предписания судьбы, страдальчески закатывают глаза. Они видят, какими белыми нитками шиты подобные сюжеты.

Еще более абсурдными и нелепыми обычно оказываются сюжетные объяснения того, почему подвиги должен совершать «слабак», а не явно более героические персонажи. Почему Кольцо в Мордор должен нести Фродо, а не герои, у которых куда больше шансов пережить такое странствие? Почему Гэндальф не может просто призвать орлов и слетать с Кольцом к Ородруину? Ответить на эти вопросы возможно, но лишь самый ярый поклонник Толкиена не признает, что автор подогнал магию Средиземья под нужный ему ответ, а не придумал логичное и естественное действие, не провоцирующее недоуменные вопросы. И это еще настоящая классика! От сюжетных завихрений «Перси Джексона» можно голову сломать – если всерьез задуматься о том, что там творится.

Наконец, «герой поневоле» вызывает далеко не такое почтение, как персонаж, который сам выбирает героический путь и которого не поддерживают всевозможные доблестные спутники и мудрые менторы. Последние являются неотъемлемой частью историй об Избранности, поскольку Избранные на первых порах всегда нуждаются в помощи и обучении. Даже если тайные способности Избранного быстро дают о себе знать, ему все равно нужен кто-то, кто объяснил бы, что с ним творится. Вспомним «лекции» отца Супермена, без которых Кларку Кенту было бы трудно стать супергероем. Напротив, Индиана Джонс сам ментор – и для студентов, и для своих спутников в приключениях. А его отец появляется в сюжете не для того, чтобы наставить сына на путь истинный, а для того, чтобы после долгой ссоры примириться с родным человеком (мы говорим не о намерениях персонажа, а о намерениях авторов фильма).

Кадр из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

Поэтому в наши дни одни авторы подростковых произведений вовсе отказываются от Избранности, а другие ищут компромиссы между «героизмом Поттера» и «героизмом Джонса». И Томас из экранизаций цикла Джеймса Дэшнера «Бегущий в Лабиринте» – как раз персонаж на стыке двух героизмов. Заметьте, что в данном случае мы говорим о киногерое, а не о герое книг, поскольку Томас в романах несколько иной персонаж, с большим оттенком Избранности, чем «Джонсовости».

Что мы имеем в виду? С одной стороны, Томас – Избранный, поскольку в постапокалиптическом мире, где он родился, лишь немногие подростки наделены иммунитетом от зомби-вируса, превращающего людей в безмозглых монстров. Томас может спасти человечество, если ученые придумают, как использовать его кровь для иммунизации незараженных людей – а то и для излечения зомби. Поэтому, несмотря на свой юный возраст и отсутствие суперспособностей, Томас и его друзья исключительно важны для будущего человечества. Они ни в коем случае не безвестные рядовые пехотинцы, которых ждут годы утомительного карьерного роста.

С другой стороны, Томас – герой «джонсовской» школы, поскольку никто не ждет от него подвигов. Наибольшую ценность он представляет не как человек, а как организм – скопище клеток, вырабатывающее полезные энзимы и антивирусы. Также, как мы узнали в конце «Бегущего в Лабиринте», он достаточно умен, чтобы взрослые использовали его как экспериментатора, работающего с другими подростками. С точки зрения компании ПОРОК, ищущей лекарство от зомби-вируса и проводящей бесчеловечные эксперименты над ребятами со стертой памятью, Томас – «капо», привилегированный заключенный в нацистских лагерях, который сотрудничеством с администрацией купил себе дополнительные месяцы или недели жизни. Томас избран не для великого героического деяния, а для эксплуатации во имя науки.

Кадр из фильма "Бегущий в лабиринте: Испытание огнем"

Как и положено подлинному, а не Избранному герою, Томас не следует предначертанной ему судьбе, а бунтует против нее. И он делает это дважды – до начала действия «Бегущего в Лабиринте» (некоторые подробности его тогдашней жизни можно узнать из «Испытания огнем») и после того, как ему стирают память. Героическое стремление к свободе для самого себя и для таких, как он, оказывается той частью его личности, которая не поддается стиранию и изменению.

При этом его единственной полезной для противостояния с ПОРОК суперспособностью служит его пытливый ум, мешающий ему безоговорочно принимать на веру все, что ему говорят «знающие люди». Преодолевая все препятствия, Томас докапывается до правды, поступает по совести и убеждает других следовать за ним. Он душевно растет и становится настоящим лидером, хотя у него нет менторов вроде Оби-Вана или Дамблдора. В лучшем случае хорошие взрослые, которые встречаются у него на пути в «Испытании огнем», не пытаются превратить его в лабораторный «овощ» – и на том спасибо!

Вот почему, хотя на счету Томаса меньше подвигов, чем на счету юного волшебника Поттера, в двух вышедших на данный момент сериях своих приключений он показывает себя большим героем, чем Гарри. Он сам выбирает свой путь, у него нет мощной группы поддержки, он почти ничего не получает на блюдечке с золотой каемочкой… И он заслуживает большего уважения, чем Поттер.

Другое дело, что противостоит он не абсолютному Злу, а организации, которая стремится спасти человечество, пусть и драконовскими методами. Но обсуждать эту сторону цикла «Бегущий в Лабиринте» можно будет лишь после выхода третьей картины, когда мы узнаем, чем закончится война Томаса и его союзников с ПОРОК. Вдруг они найдут компромисс, который устроит всех выживших?

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?