Кто такая Мария Магдалина? Если вы знаете библейскую историю по голливудским фильмам, то, вероятно, считаете, что эта спутница Христа была бывшей проституткой, которую Иисус наставил на путь истинный
В наши дни Библия доступна каждому. Она переведена на все мало-мальски распространенные языки, она продается в книжных магазинах и рассылается бесплатно, она выложена в Интернет, она снабжена многочисленными комментариями и справочным аппаратом. Изучать Библию сейчас проще простого. Но так было не всегда. Большую часть истории христианства верующие могли лишь мечтать о таком удобном и обыденном доступе к Писанию.
В Средние века христиане были в основном неграмотными. Однако и грамотные люди далеко не всегда могли хотя бы раз в жизни прочесть Библию от корки до корки. Книги стоили очень дорого, и они были большой редкостью, с которой бережно обращались и которую кому попало в руки не давали. Поэтому библейские истории люди в основном знали в пересказах, порой прошедших через многовековой «испорченный телефон». А иногда верующие оказывались заложниками спущенных сверху сомнительных трактовок. Они попросту не могли возразить церковным иерархам.
Пожалуй, самый вопиющий пример закрепившейся в Церкви неверной трактовки – это католическое представление о Марии Магдалине. Евангелия сообщают нам об этой женщине, что Иисус изгнал из нее семь демонов и что после этого Магдалина стала верной спутницей Христа. В отличие от большинства апостолов, бросивших Учителя, она присутствовала при распятии, и она после спешного погребения Иисуса на третий день пришла к гробнице, чтобы завершить погребальный обряд. Так Мария стала первой, кто узнал о воскресении Иисуса и кто встретил воскресшего Христа. Апостолы узнали о чуде от нее, и лишь после этого сами увидели Пастыря.
Как видите, мы немногое знаем о Марии Магдалине. Даже происхождение ее прозвища «Магдалина» под вопросом. Обычно считается, что это значит «из города Магдала», но есть и другие интерпретации. Церковное предание кое-что рассказывает о судьбе Марии после воскрешения, но его достоверность оспаривается, и мы не будем его пересказывать. В любом случае предание ничего определенного не говорит о том, кем была Мария до встречи с Иисусом.
Ранние христианские богословы и церковные иерархи пытались разрешить эту загадку. Со временем некоторые из них начали отождествлять Марию Магдалину с Марией из Вифании, сестрой Лазаря и Марфы, и с неназванной грешницей из седьмой главы Евангелия от Луки: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с мирром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала мирром». Далее в тексте Иисус прощает женщине грехи за ее веру и отпускает ее с миром.
Есть ли убедительные основания считать, что эти три женщины – одно лицо? Между Марией из Вифании и неназванной грешницей (вероятно, блудницей) можно провести параллель, поскольку о сестре Марфы тоже рассказывается, что она умастила ноги Иисуса драгоценным маслом (проявление исключительного уважения в те времена). Но с Марией Магдалиной ни одну, ни другую женщину аргументированно связать невозможно. Начиная с того, что Мария из Магдалы явно не могла быть Марией из Вифании. Совпадение же имени ни о чем не говорит, поскольку Марии во времена Христа были буквально на каждом шагу.
Тем не менее представление о том, что Мария Магдалина была блудницей, закрепилось и распространилось. Ведь это так драматично звучало: «Распутная женщина отвергает свои грехи и обретает добродетель!» Со временем к легенде начали примешивать еще и житие Марии Египетской – христианской святой V века, которая стала отшельницей после многих лет блуда и разврата.
В конце VI века папа Римский Григорий I (или Григорий Великий) официально объявил, что Мария Магдалина – это бывшая блудница и что изгнанные из нее семь духов – семь смертных грехов. В наши дни можно прочесть, что это было проявлением церковного женоненавистничества и что Григорий пытался принизить знаменитую женщину, приписав ей недостойное прошлое. Конечно, феминистом священник VI века не был, но двигало им не женоненавистничество, а желание преподать своей пастве и будущим поколениям христиан религиозный урок. Мол, все мы должны раскаяться в наших грехах и припасть к ногам Иисуса, чтобы Христос очистил нас от скверны и помог нам зажить новой, достойной жизнью. Благодаря Григорию Мария Магдалина стала символом раскаяния и перерождения, а отнюдь не распутства. «Если она смогла, то и вы сможете», – говорила людям Церковь. И Мария Магдалина стала очень популярной святой. Среди женщин она чаще всего изображается в католическом религиозном искусстве – разумеется, после Богоматери.
Представление о Марии Магдалине как о бывшей распутнице так прочно закрепилось, что когда в XVI веке автор первого полного перевода Библии на французский язык Жак Лефевр написал трактат, где доказывалось, что Церковь столетиями ошибалась, его позицию приняли в штыки и официально осудили.
Казалось бы, протестанты, которые отвергли львиную долю католических религиозных «наслоений» и возвели текст Писания в абсолют, должны были принять сторону Лефевра. Однако их позиции разделились. Так, французский реформатор Жан Кальвин встал на сторону истины, а немецкий основатель протестантизма Мартин Лютер придерживался католической легенды о Марии Магдалине. Очевидно, миф о раскаявшейся блуднице был столь притягателен, что от него было очень трудно отказаться.
Этот миф дожил до наших дней, хотя сейчас любой может пролистать Библию и убедиться, что Мария Магдалина не была блудницей. Но так как теперь «дурное прошлое» библейской героини все чаще связывают с патриархальной мизогинией, то в Голливуде средневековая легенда все же отходит в прошлое. Вот почему снятый с подчеркнуто феминистских позиций байопик Гарта Дэвиса «Мария Магдалина» показывает героиню Руни Мары пытливой и добродетельной девственницей, которая становится ученицей Христа, потому что не желает выходить замуж за того, кого выбрал для нее отец, и вести рутинную жизнь женщины в Древней Иудее.
Интересно, что это не значит, что «Мария Магдалина» порывает с церковной традицией. Вряд ли создатели фильма имели это в виду, но их картина воспроизводит православное представление о Марии Магдалине. На Востоке западная легенда не прижилась, и у нас Мария Магдалина всегда считалась символом не раскаяния, а верности и служения. Правда, это сделало ее менее популярной в православии, чем в католичестве. Так уж устроены люди – нам больше нравятся раскаявшиеся грешники, чем те, кто раздражает своей всегдашней праведностью.