Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Затмение»

Мрачный криминальный триллер о расследовании изнасилования, который сильно начинается, но непростительно слабо завершается

Добавить в закладки

Полицейский из маленького северного городка Брюс Кеннер (Итан Хоук) расследует странное дело об изнасиловании и издевательстве. Старшеклассница Анджела Грей (Эмма Уотсон) утверждает, что отец превратил ее в секс-рабыню. Мистер Грей (Давид Денчик), в свою очередь, заявляет, что не помнит ничего подобного, но всецело доверяет дочери, и что если та настаивает на своих словах, то изнасилования могли произойти. Чтобы разобраться в случившемся, Кеннер привлекает психиатра Рейнса (Дэвид Тьюлис). Тот гипнотизирует обвиняемого, и мистер Грей вспоминает не только изнасилования, но и то, что они были частью группового сатанинского ритуала. Тем временем по ТВ идут передачи о тайных культах, и Кеннер осознает, что может уличить не одного преступника, а целую оккультную шайку.

Кадр из фильма "Затмение"

Изобразивший мистера Грея шведский актер Давид Денчик сыграл в обеих экранизациях «Девушки с татуировкой дракона», скандинавской и голливудской

Испанский режиссер Алехандро Аменабар мощно начал карьеру с триллеров «Диссертация» и «Открой глаза». Затем он вырвался на международную арену с хоррором «Другие», удостоился множества наград за впечатляющую психологическую драму «Море внутри» и споткнулся на исторической ленте «Агора», направленной против фанатичных последователей христианства. Хотя картина 2009 года получила 7 испанских национальных премий «Гойя», она катастрофически провалилась в прокате, заработав лишь половину от своего 70-миллионного бюджета. Следующие шесть лет Аменабар провел, зализывая раны и готовя свое возвращение на большой экран. По понятным причинам он решил сделать это со среднебюджетным триллером. То есть с фильмом в жанре, который некогда запустил мотор его карьеры.

Кадр из фильма "Затмение"

Однако повторный заход в давно утекшую воду у Аменабара не получился. Начинается, правда, «Затмение» достаточно эффектно, с постепенного погружения в мрачный мир семейного насилия, густо замешанного на горьком алкоголизме и истеричной религиозности. Актеры, декорации, пейзажи, операторская работа – все в зачине работает на идею картины, и кажется, что Аменабар вот-вот докажет, что фиаско «Агоры» было нелепой случайностью.

Кадр из фильма "Затмение"

События, вдохновившие сюжет картины, также были положены в основу криминальной ленты Атома Эгояна «Узел дьявола»

Но затем в сюжет забредают сатанисты, и лента разваливается на глазах. Забегая вперед, надо сказать, что «Затмение» принадлежит к тому же направлению триллеров, что и «Другие» и «Шестое чувство». Однако картины с неожиданным финалом, который заставляет переосмыслить предшествующие события, «работают» лишь в том случае, если зрители безоговорочно верят в эти события. «Затмение» же в принципе не может убедить публику, что полувменяемые захолустные алкоголики с двумя извилинами на троих принадлежат к столь зловещему и хитроумному культу, что он опутал своими щупальцами всю Америку и при этом ни разу не был официально уличен в преступлениях. «Секретные материалы» и «Ребенок Розмари» не дадут соврать – таким культам нужны совсем другие участники, из иного социального круга.

Кадр из фильма "Затмение"

Чем агрессивнее картина убеждает публику, что заговор существует и что опытный сыщик, которому по должности положено быть храбрым и недоверчивым, искренне верит в сатанистов и дрожит от ужаса при мысли о них, тем нелепее и смехотворнее становится повествование. Что еще хуже, картина, сосредоточившись на кошмарах Кеннера, упускает из виду основную составляющую реальных событий, положенных в основу «Затмения». Доктору Рейнсу и его сеансам гипноза уделяется так мало внимания, что, кажется, их можно было бы вовсе исключить из повествования. Вместо этого фильму стоило чуть ли не половину экранного времени провести во врачебном кабинете и вместо живописания снов Кеннера раз за разом воспроизводить подавленные воспоминания подозреваемых. Что, согласитесь, было бы убедительнее и страшнее. Ведь кошмары – это просто игры досужего разума, а воспоминания – то, что, вероятно, случилось на самом деле.

Сознавая, что даже легковерных зрителей долго водить за нос не получится, Аменабар раскрывает главную сюжетную тайну не в самом конце фильма, а более чем за полчаса до финальных титров. Это сводит концовку ленты к продолжительной и тягомотной констатации очевидного и стирает из памяти те немногие удачные сцены, которые режиссер создал для первой половины картины. В итоге похвалить фильм оказывается возможно лишь за приглашение Эммы Уотсон (она отлично подошла для своей роли, и «поттеровское» прошлое в фильме работает на нее, а не против нее) и за непопулярную, но справедливую мораль. Которую, к сожалению, здесь нельзя привести, поскольку это был бы слишком большой спойлер.

С 4 февраля в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?