Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Грязная и чистая война

Обзор иностранной прессы по фильмам «Ярость» и «Игра в имитацию»

Добавить в закладки

Про Вторую мировую войну снято бесчисленное множество фильмов. Противостояние всего мира и фашистских захватчиков рассматривали со всех сторон. Каждый год о 6-летнем периоде баталий, унесшем жизни как минимум 60 миллионов человек, выходит хотя бы одна лента. Последними в этом ряду были «Охотники за сокровищами», «Возмездие», «Сталинград», «Воровка книг», «Император», «Красные хвосты». В этом году список пополнится, и в ближайшее время в него добавятся «Ярость» и «Игра в имитацию».

Танки грязи не боятся! Как и те, кто сидит внутри этой стальной махины… Они к ней привыкают, и фактически грязь становится неотъемлемым атрибутом их службы: пыль, земля, запекшаяся кровь, пот и прочие прелести постоянного пребывания на поле боя.

Еще грязь – это именно тот элемент, которому режиссер Дэвид Эйер уделил особенное внимание, снимая ленту о Второй мировой. Все мы знаем, что Эйер всеми руками и ногами за реализм. Если фильм о копах, то трехступенчатая ругань и кровища, хлещущая из пробитых частей тела, в нем обязательно будут. Если же фильм… а нет, до «Ярости» Эйер только про копов и снимал. В общем, Дэвид делает все, чтобы его герои не выглядели тепличными, инкубаторскими. Он, насколько может, приближает их к реальности, слегка гиперболизируя некоторые черты, но в целом оставляя все довольно приземленным.

Кадр из фильма "Ярость"

На этот раз сценарист «Тренировочного дня» и режиссер «Патруля» переключился на вояк, и, дабы танкисты и его «веселые» друзья выглядели реально, он все усыпал грязью – актеры измазаны, локации мрачны и, мягко говоря, неряшливы, да и сам танк, буквально стреляющий «яростью», усыпан землей и высохшей глиной.

Задумку Эйера больше других уловил Шайя ЛаБаф, и, возможно, он даже немного перестарался, проникаясь «грязью» фильма.

«Шайа выдернул себе зуб на первых неделях съемки, а потом неделями не мылся, чтобы лучше понять, как чувствует себя его персонаж, живущий в палатке», – рассказал Daily Mail один из членов съемочной группы.

Такое поведение чуть не спровоцировало конфликт внутри актерского состава. Видите ли, так парень, который теперь живет под девизом I’m not famous anymore, доказывал всем, что он преданнее остальных относится к делу. В итоге дошло до того, что многие, включая Брэда Питта, видимо, учуяв аромат ЛаБафа, сделали ему замечание и попросили успокоиться. Шайа ответил резко и впоследствии оказался на время отщепенцем. Его отселили в отдельный отель, где он остыл и наконец помылся.

Вернемся к Дэвиду Эйеру и его реализму. Он захотел, чтобы в его фильме снимались настоящие танки, в том числе единственный рабочий «Тигр 1», принадлежащий танковому музею Бовингтона. Впервые с 1946 года экспонат потревожили ради съемок в кино, и эксклюзивный «Тигр 1» был далеко не единственным боевым агрегатом «Ярости».

Итак, действие «Ярости» разворачивается в 1945 году, на дворе апрель, и в Берлине вот-вот будут кричать «Гитлер капут!», но пока немецкая армия не капитулировала и сопротивляется как может. Главный герой – командир экипажа танка, который воевал с нацистами в Африке и Европе. Ему и его людям, отчаянно пытающимся выжить в этой бойне, предстоит последняя миссия… Возможно, последняя во всех смыслах слова.

«В какой-то степени “Ярость” похожа на “Паттон” 1970 года, они могут считаться родственными фильмами. Обе ленты детально разбирают танковые бои, но с разных точек зрения, – пишет Джеймс Берардинелли (James Berardinelli/Reel Views) и уточняет, что если “Патон” делает акцент на батальную составляющую, то “Ярость” еще и углубляется в психологию. – Это напряженный фильм c нервными, дотошно снятыми битвами танков и настоящим ощущением товарищества между персонажами».

Эмоциональная составляющая и психология – это главный плюс, за счет которого фильм может выделиться на фоне других «войнушек» о Второй мировой.

Кадр из фильма "Ярость"

«На самом деле что делает фильм отличительным, так это та ловкая манера, в которой он разрушает проверенные стереотипы, пронизывая традиционный материал абсолютно новым эмоциональным фоном», – делится впечатлением Кеннет Тюран (Kenneth Turan/Los Angeles Times).

«Это не тот фильм, который вы будете много раз пересматривать с попкорном в руках, его не сравнить c ухмыляющимися “Бесславными ублюдками”. Цель Эйера – картина, которая зацепит вас и надолго останется в голове. И он этой цели достигает», – рассуждает Джеймс Рокки (James Rocchi/The Wrap).

Среди исполнителей, четыре из которых евреи, что символично (Логан Лерман, Джон Бернтал, Шайа ЛаБаф и Джейсон Айзакс), чаще других хвалили Логана Лермана и, само собой, Брэда Питта. Увы, ЛаБаф, вырванный зуб и негигиеничность не сработали.

Кадр из фильма "Ярость"

«Питт великолепен в роли Уордэдди, его взгляд сверлит даже из-за закрытых шор. Однако главную партию в фильме сыграл Лерман, выдавший невероятную, незабываемую работу и показавший, как рушится невинность. “Ярость” берет нас в оборот первой же сценой и никогда не отпускает. Миссия выполнена», – поражен Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).

«”Ярость” до ужаса реальна – это эдакий военный хоррор, какими, конечно, и должны быть все хорошие фильмы о полях сражений», – хвалит работу Эйера Дэвид Денби (David Denby/The New Yorker).

В Россию Брэд Питт на танке приедет 30 октября, и конкуренция у него будет неслабая – «Общак», «Серена» и «Прежде, чем я усну».

Можно выигрывать войны грязно, а можно чисто. Речь вовсе не о честности в бою и военном этикете, а об условиях работы. Если Брэд Питт со своими подчиненными месил грязь на танке, то Бенедикт Камбербэтч обосновался в уютном особняке в Англии, набрал команду ботаников с очками в роговой оправе и принялся выигрывать войну мозгами.

«Игра в имитацию» – байопик Алана Мэтисона Тьюринга, человека, разгадавшего немецкий шифр «Энигма». На самом деле разгадал не он лично, а машина, которую он создал с коллегами-математиками. Вот об этой самой команде и коллективной работе в Блетчли-парке вначале написали сценарий, который в 2011 году возглавил Черный список, а затем сняли фильм, ставший англоязычным дебютом для режиссера «Охотников за головами» Мортена Тильдума.

«Вам не понадобятся математические возможности уровня Тьюринга, чтобы понять, сколько энергетики может предложить зрителю “Игра в имитацию”. Штудирование правил – математических, моральных, нравственных, общественных или германских – скучно, нежели загадочно или увлекательно. К счастью, все это тянет на себе поразительная игра Камбербэтча: когда титры уже закончатся, вы все еще будете дешифрировать его работу», – расставил акценты в фильме Дэйв Калхун (Dave Clahoun/Time Out London).

Как ни странно, сценарий многие не поощряют, хотя он и гордо восседал на вершине Черного списка. Похоже, не все то золото, что блестит. В любом случае «Игра в имитацию» в какой-то степени прыгнула выше головы усилиями заглавного персонажа и исполнителя на первом плане.

«Камбербэтч доминирует над всем, что есть в фильме. Его харизма – показательно модулируемая – и естественный набор эксцентричностей, шерлоковский талант и не отключающийся ни на секунду разум, умение одновременно показать физическую странность и привлекательность создают абсолютно достоверный портрет гения за работой», – поет дифирамбы Камбербэтчу Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

«Тьюринг в исполнении Камбербэтча наиболее интересен в моменты своей слабости; когда он безуспешно пытается достучаться до своих менее одаренных коллег и борется с военной бюрократией, просочившейся во все. Но сам сценарий может помешать фильму сорвать джекпот на “Оскаре”. Он слишком сильно придерживается формулы, слишком заточен на то, чтобы вы прошли все от начала до конца и наверняка уловили посыл о равноправии», – не жалует работу сценариста Кэтрин Шоард (Catherine Shoard/The Guardian).

Для российского проката «Игра в имитацию» пока не куплена, но, как только Камбербэтч попадет в номинанты на «Оскар», а остается надеяться только на это, фильм сразу же появится в графике премьер где-нибудь в январе или феврале. Ждем и верим.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?