И в Летний сад гулять водил

Черно-белая драма мастера отечественной режиссуры о начале оттепели и советском андерграунде подкупает своей уверенностью.

Рецензии

В 1957 году в советскую Москву на годовую стажировку в МГУ прилетает Пьер Дюран, французский студент с русскими корнями (Антон Риваль). У Пьера в СССР две задачи – собрать информацию для своего доклада о русском балете и более личный мотив, установить судьбу своего отца, белого офицера Алексея Татищева (Александр Балуев), след которого потерялся в лагерях 1930-х. Знакомые, которыми Пьер обзаводится в Москве (среди них прима Большого (Евгения Образцова) и студент ВГИКа Валера (Евгений Ткачук)), становятся для него проводниками в чуждый для себя менталитет и полное загадок общество, живущих по другим законам.

Кадр из фильма «Француз»

Кадр из фильма «Француз»

78-летний Андрей Смирнов всегда смотрелся в местном кинематографе из ряда вон выходящей фигурой. Сняв за свою карьеру всего пять полнометражных картин («Француз» шестой), Смирнов сумел сделать как ленты, моментально получивших статус классики («Белорусский вокзал» как исследование поствоенных травм ветеранов), так и фильмы, по поводу которых номенклатура сделала вид, что их не существует («Осень» с ее необычно неуважительным для советского кино отношением к ячейке общества).

Кадр из фильма «Француз»

Кадр из фильма «Француз»

Поэтому ему как режиссеру очень комфортно себя чувствовать в амплуа постороннего, и он хорошо понимает выгоду, которую несет в себе отстраненный взгляд на нашу реальность. И черно-белая ретродрама о ранних годах хрущевской оттепели (Сталин умер всего несколько лет назад) преломляет законы этого уютного жанра, закидывая крючки в настоящее и даже в неотвратимое ближайшее будущее. А местами выглядит вовсе как фантастика, где одинокий герой кропотливо исследует с виду негостеприимную красную планету на предмет наличия на ней признаков жизни.

Кадр из фильма «Француз»

Кадр из фильма «Француз»

На самом деле Смирнов, безусловно, отлично знаком с предметом рассказа и с удовольствием насыщает его аппетитными деталями и нюансами. Помимо обязательных для жанра ночных бдений у радиоточки в поисках вражеских голосов свободы здесь будет и вояж в Лианозово на предмет знакомства с неофициальным искусством, ютящимся в подмосковных бараках. Будут и подпольные джазовые концерты в клубах, и домашние вечеринки с танцами и выпивкой. В этих сценах покажут не только места, где водилась и продолжает кипеть жизнь в наших краях (в антитезу им лягут мертвецкие кабинеты и коридоры власти и органов). Здесь будет показан в естественной сфере обитания хомо советикус, раздираемый глубокими внутренними противоречиями: готовый неуклюже хвалить «Трех мушкетеров» как любимую книгу советской молодежи, а затем строчить на иностранцев доносы в КГБ.

Кадр из фильма «Француз»

Кадр из фильма «Француз»

Конечно, почти полностью разговорная монохромная драма – не самое простое испытание для современного зрителя, совершенно не готового к каким-угодно испытаниям. Но Смирнов по возможности разбавляет ее отсылками к картинам новой волны и оттепельному кино. А также заручается мастерскими актерским работами как нового (Ткачук), так и старшего (Балуев, Ефремов) поколения, и сам выходит в кадр – что последнее время он делает регулярно.

Фильм имеет под собой реальные исторические корни – в пятидесятых в МГУ приезжала делегация французов-славистов, в числе которых был Жорж Нива, переводивший Солженицына и Андрея Белого, имевший роман с дочерью жены Пастернака и удостоившийся стихотворения Булата Окуджавы. «Француз» посвящен диссиденту Александру Гинзбургу, а небольшую роль в нем исполнила его соратница Вера Лашкова. Смирнов вроде бы не испытывает желания определить судьбу целого этноса, как в своем предыдущем, куда более эпичном и от того не слишком удачном полотне «Жила-была одна баба». Но благодаря своей сосредоточенности, цельности и уверенности «Француз» становится таким напоминанием самому себе (а также тем, кто уже подзабыл, и тем, кто никогда не знал), какое же удивительное это ощущение, когда мороз ослабевает, температура снижается, и воздух становится мягче.

30.10.2019 Текст: Илья Миллер
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00