Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Интервью

Александр Невский о «Бойцовском клубе» и феномене культового кино

25 июля в повторный прокат выходит культовая лента Дэвида Финчера «Бойцовский клуб». Фильм вышел 20 лет назад и провалился в прокате, но после релиза на цифровых носителях начал набирать популярность и все чаще цитировался зрителями. На сегодняшний день можно точно сказать, что «Бойцовский клуб» имеет культовый статус.

25.07.2019 Текст: Film.ru Обсудить
Добавить в закладки
Интервью с Александром Невским

По случаю ре-релиза всеми любимой ленты мы решили поговорить с актером, режиссером, продюсером и членом жюри премии «Золотой Глобус» Александром Невским о феномене культового кино и о важных фильмах, которые стоит пересматривать на больших экранах. 

Александр Невский о «Бойцовском клубе»

Я имел возможность общаться почти со всеми знаменитыми актерами и кумирами моей юности, но Брэд Питт и Эдвард Нортон в это число не входят. Эдварда Нортона я видел всего один раз и Брэда Питта тоже. При том, что эти ребята совершенно радикально отличаются друг от друга в реальной жизни. Брэд Питт — всеобщий любимец, прекрасный парень, очень открытый. Эдвард Нортон, при том что он тоже прекрасный актер, совершенно другой. И карьера у него совершенно иначе, не так, как у Питта, складывается. В первую очередь, потому что он совершенно непростой человек, с очень непростым характером. В фильме «Бойцовский клуб» они играют одного героя, точнее, разные стороны одной личности. Это кардинально разные люди, которые на самом деле являются одним человеком. Забавно, что и в реальной жизни эти люди — прямые противоположности друг друга. Они совершенно разные, разные не только внешне, но и по характеру, отношению к жизни, отношению к карьере, даже по отношению к Голливуду. БрэдПитт, помимо того что он хороший актер, еще и удачливый продюсер. Его компания Plan B продюсирует очень хорошие проекты. Эдварда Нортона же последние десять лет нигде не видно. Да, он сыграл второстепенную роль в «Бердмэне», но на этом все. Раньше много говорили, что он постоянно со всеми конфликтовал, кого-то ругал. Это все очень хорошо показывает, насколько киношная жизнь может пересекаться с реальной. 

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

Заканчивая эту идею, хочу сказать, что «Бойцовский клуб» — фильм бесспорно культовый и актеры там великолепные. Для любого человека, который интересуется кино, этот фильм к просмотру обязателен.

Повлиял ли «Бойцовский клуб» на вас как на режиссера? Может быть, вы подсмотрели там какие-то интересные моменты для себя?

Что касается первого вопроса. Как режиссер я снял один фильм, который называется «Черная роза». Но сделал я это достаточно хитро: рядом со мной всегда был Шелдон Леттич, он же исполнительный продюсер. В 90-е годы именно Леттич снял один из самых успешных фильмов Жан-Клода Ван Дамма «Двойной удар», впоследствии они работали и в других проектах — Леттич выпускал классные боевики с Ван Даммом достаточно регулярно. Поэтому во время съемок «Черной розы», которую, кстати, сейчас можно посмотреть на Netflix, Шелдон постоянно следил, чтобы мой режиссерский дебют состоялся. В связи с этим я не могу, конечно, сказать, что «Бойцовский клуб» оказал какое-то влияние на мой режиссерский опыт. 

Кадр из фильма «Черная роза»

«Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом оказал на меня гораздо большее влияние.

Тем не менее свою спортивную деятельность я начинал именно с бокса. И, конечно, я смотрел «Бойцовский клуб». Он произвел на меня впечатление не столько как на будущего режиссера, сколько как на простого зрителя и любителя кино.

«Бойцовский клуб» снова возвращают на большой экран. Мне вот интересно, вы сами как считаете, стоит ли пересматривать подобную классику, как «Бойцовский клуб», на большом экране в кинотеатре или это стоит оставить для киноновинок? Может быть,старыми и любимыми фильмами лучше наслаждаться в комфорте домашнего уюта?

Видите ли, когда «Терминатор 2: Судный день» несколько лет назад снова показали в театральном релизе, я понял, что однозначно на него надо идти. Когда-то я смотрел его только на пиратском видео — в России (да и не только в России) все тогда смотрели его только на пиратском видео, а не в кинотеатрах. Я уверен, что в большом количестве стран просто не было возможности посмотреть на большом экране и «Бойцовский клуб» тоже, как и «Терминатора» в свое время.

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

Что касается «Бойцовского клуба», насколько я помню, он не был очень успешным в кинотеатральном бокс-офисе. И даже когда он вышел в мировой прокат, он не сильно был понят аудиторией. Я знаю, что культовым он стал потом, когда фильм вышел на хоум-видео. И, конечно, создатели собрали большое количество денег именно с продаж фильма на носителях. Это был большой бизнес. Сейчас все совсем по-другому. 

Я считаю, что старые культовые фильмы, особенно в нашей стране, надо показывать однозначно. Как и во всех тех странах, где люди просто физически не могли их посмотреть на большом экране. С другой стороны, все фанаты Брэда Питта и Эдварда Нортона, которые, на мой взгляд, великолепные актеры, как и Хелена Бонэм-Картер, с удовольствием захотят пересмотреть этот фильм в кинотеатре. Это хорошая идея. Такие фильмы надо показывать.

Вот мы сейчас говорили о разном культовом кино, о том же «Терминаторе». А как вы считаете, что делает фильм культовым? 

В любом деле существует определенное волшебство: чем бы вы ни занимались, кино или литературой, бизнесом или журналистикой, волшебство присутствует. И это волшебство достаточно сложно объяснить: в какой-то момент оно срабатывает, а в какой-то момент — нет. Я думаю, что когда у вас есть прекрасные актеры, есть сильный сюжет, когда есть талантливый режиссер, есть все шансы, что появится проект, который будет претендовать на звание культового. С другой стороны, мы знаем массу примеров, когда вместе собираются совершенно легендарные люди, но у них, к сожалению, культового продукта не получается, даже при участии крупной киностудии. 

Именно поэтому я и говорю, что здесь особую роль играет волшебство. Многое должно сложиться, чтобы это волшебство произошло. Можно вспомнить того же первого «Остина Пауэрса», комедию с Майком Майерсом, которую выпускала киностудия New Line Cinema — они ведь собрали не так много на этом фильме. Его вообще мало кто понял. Но впоследствии этот фильм стал культовым, смог достучаться до зрителя. В итоге огромные деньги New Line получила именно с продажи хоум-видео. Все было настолько серьезно, что они выпустили в широкий прокат второй фильм, который уже стал хитом, а потом и третий. Я хорошо знаю эту историю, потому что во всех трех картинах снимался мой хороший друг Майкл Йорк, позднее мы вместе снимались в «Московской жаре». Так что я знаю эту историю не понаслышке. Культовость первого «Остина Пауэрса» заключалась не только в прекрасных актерах и классном сюжете, но еще и в том, что фильм заработал кучу денег. Не в кинопрокате, но на хоум-видео. 

«Бойцовский клуб» — это пример уже из другого жанра, который также заработал большую часть средств для студии с продажи хоум-видео, с продаж в другие страны. Таким образом, можно сказать, что культовый статус — это волшебство, прекрасные актеры и режиссер, а также сборы.

Мне кажется, мы знаем множество подобных примеров, так что ваша теория, наверное, работает практически с каждым фильмом, с тем же «Донни Дарко», который вообще был провалом, а сейчас его все цитируют. 

Мне еще интересно, какие свои любимые фильмы вы бы сами хотели показать на большом экране? 

Вы имеете в виду фильмы из 90-х годов?

На самом деле любые фильмы. Вот, например, у моего поколения не было возможности посмотреть «Терминатора» в кинопрокате. Какие, скажем, три фильма вы бы хотели пустить ретроспективой в России в большом прокате?

Из советских фильмов, если говорить именно о сильных картинах, я бы посоветовал «Восхождение» Ларисы Шепитько. Этот фильм совсем не развлекательный, он довольно тяжелый. Но снят настолько честно, особенно для того времени. В советский период фильмы о войне снимались в геройской и позитивной манере, даже если там есть трагические моменты. А вот фильм «Восхождение» в свое время произвел на меня большое впечатление.

Кадр из фильма «Восхождение»

Из фильмов голливудских я бы посоветовал посмотреть на большом экране «Славных парней». И еще раз, я субъективен, конечно же, как и любой, кого бы вы попросили составить этот список. В первую очередь я отталкиваюсь от того, какое впечатление произвел фильм на меня. «Славные парни» — это картина, благодаря которой я открыл для себя творчество Скорсезе. Это кино, конечно, жесткое и драматичное. Но при этом подано в совершенно классной и развлекательной манере. И, конечно, Рэй Лиотта там играет потрясающе. И Джо Пеши тоже хорош, он в итоге получил «Оскар». Де Ниро, у которого вроде бы роль второго плана, тоже там совершенно великолепен. Благодаря этому фильму я перестал смотреть ленты исключительно с АрнольдомЧаком Норрисом, Сильвестром Сталлоне и Жан-Клодом Ван Даммом — я начал искать другие работы Скорсезе

Кадр из фильма "Славные парни"

Я бы однозначно добавил в список «Конана-разрушителя» со Шварценеггером. Первый фильм - «Конан-варвар» - был жестким, кровавым, именно он сделал Арнольда звездой. В принципе, фильм не очень простой для просмотра, если люди не любят этого актера или не читали книги Роберта Говарда. А вот второй фильм, «Конан-разрушитель», напротив, чуть ли не детский, он развлекательный, приключенческий, снятый в красивых локациях. При этом он не особо кровавый, и монстры там не особо страшные. Это был один из немногих голливудских фильмов, которые я, в юности, посмотрел на большом экране на ММКФ. Естественно, он был показан вне конкурса. Я смотрел его не отрываясь. Этот опыт дал мне толчок для того, чтобы начать тренировки по бодибилдингу и мечтать о кино.

Вот эти три фильма, о которых я говорил… То же «Восхождение» — фильм, после просмотра которого любой молодой человек мог бы начать по-другому мыслить и о советском кино, и об истории войны. «Славные парни» — это как вариант серьезного голливудского кино, которое при этом может быть совершенно развлекательно снято. «Конан-разрушитель» тоже бы развлек и, возможно, подтолкнул зрителя к тренажерному залу. 

А какие еще триллеры и боевики конца 90-х вы могли бы выделить из общей массы? «Бойцовский клуб» ведь абсолютно выбивался и сюжетом, и постановкой, он был какой-то странный, ломающий жанр. Может быть, вам еще какие-то нетипичные фильмы запомнились?

«Бойцовский клуб» во многом сделал Финчер. Вы можете взять несколько его ранних фильмов, все они будут нетипичны для своего жанра. У него не просто темная картинка на экране, у его героев тоже темные души. Все, что их окружает, очень мрачно, но при этом сделано классно и совершенно нетипично. Особенно если мы говорим про 90-е. Обычно в фильмах того времени, даже если это были триллеры, главный герой побеждал. Даже в «Молчании ягнят» персонаж Джоди Фостер в итоге выходит победительницей — несмотря на то что она была хрупкой девушкой. Она спасла заложницу и убила главного негодяя. «Молчание ягнят» — нетипичный триллер, но он сделан с большим уважением к голливудским стандартам. 

К концу 90-х появился уже Гай Ричи, в середине 90-х уже вовсю гремел Тарантино — их фильмы были совсем нетипичными, если сравнивать с классическим Голливудом, который был в 80-х. Людям, которые интересуются жанровым кино, я посоветовал бы пересмотреть «Грязного Гарри» и вообще все фильмы Клинта Иствуда. В центре сюжета этих фильмов всегда был необычный герой, у которого не было огромной мускулатуры, как у Сталлоне или Шварценеггера, но у него был большой пистолет. И ему, как ни странно, удалось тронуть зрителей. Поэтому я бы советовал пересмотреть все части «Грязного Гарри», потому что это необычные экшен-фильмы. Клинт Иствуд — феноменальный человек, он ведь до сих пор продолжает снимать фильмы, и они до сих пор продолжают выстреливать. А ведь ему уже под 90 лет. В своем последнем фильме он и актер, и продюсер, и режиссер. Я считаю, что его уникальность и феноменальность как раз начинает проглядываться в «Грязном Гарри». 

Что касается Шварценеггера и Сталлоне, я считаю, что люди до сих пор любят их фильмы. Их и сейчас продолжают смотреть. Вот совсем скоро как раз выходит пятая часть «Рэмбо» и шестой «Терминатор». При этом Арнольду в конце июля исполнится 72 года, Сталлоне шестого июля исполнилось 73 года. Их очень любили тогда, но их продолжают любить и сейчас. Их фильмы выходят в широкий прокат по всему миру. Эти франшизы ведь только на их героях и строились. 

Вашим читателям, которые мечтают о киношной карьере, я бы посоветовал пересмотреть классику. Если мы говорим о развлекательном кино, то это, конечно, Клинт Иствуд, Сильвестр Сталлоне. Первый «Рокки», отдельно от франшизы, был шедевром, с этим никто не спорит. Все номинации на «Оскар» это доказывают. «Рокки» был одновременно и драмой, и прекрасным развлекательным кино. А еще он собрал кучу денег. Поэтому я советую всю франшизу «Рокки», начиная с первой части. «Крида» тоже советую, первый «Крид» был очень хорошим. Впервые за много лет Сталлоне получил премию «Золотой глобус» благодаря этой картине. 

Эти фильмы надо пересматривать любому, кто хочет разбираться в кино и хочет понимать тенденции, которые продолжают существовать.

Текст: Film.ru
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?