Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Как поступить в американскую киношколу, попасть в индустрию и остаться там работать: рассказывает оператор-постановщик Аня Вячес

Сейчас все больше молодых людей интересуется кинопроизводством, в России массово открываются киношколы, но желание попасть в зарубежную индустрию часто перевешивает. Мы задались вопросом, так ли сложно поступить на курс фильммейкинга в США и стоит ли игра свеч? Если закончить киношколу за рубежом, есть ли шанс остаться там работать и насколько это сложно?

Добавить в закладки
Интервью с оператором-постановщиком Аней Вячес

Аня Вячес успешно отучилась на оператора-постановщика в Нью-Йорке и продолжает работать по профессии в Штатах, снимает свои проекты и музыкальные клипы. Мы встретились с ней, чтобы узнать из первых рук все об обучении кинопроизводству за рубежом, и расспросили о том, как иностранцу прижиться в американской индустрии.

Когда ты переехала в Нью-Йорк?

Первый раз я переехала сюда на программу Filmmaking в New York Film Academy (сокращенно NYFA) летом 2017-го. Я не знала, в какой университет и на какую программу мне стоит поступать, но меня интересовала режиссура. Поэтому мне подошел этот курс, он длится 4, 6 и 8 недель, там мы не проходили ничего определенного, но они хорошо показывают внутреннюю сторону индустрии, как это все работает. Я рада, что выбрала курс Filmmaking, потому что он гораздо дешевле (чем университетские долгосрочные программы), перед тем как вкладывать огромные деньги в обучение; это дало мне возможность прочувствовать, что мне нужно делать. На этом курсе я встретила своего ментора, человека, который мне до сих пор помогает советом и морально поддерживает. Это преподаватель Cinematography craft (операторское мастерство), и я спросила у него совета, на какую программу мне идти, Filmaking или Cinematography, учитывая, какие я поставила себе цели. Он посоветовал не задумываясь выбирать операторское мастерство, потому что это лучшая программа в NYFA, как потом выяснилось, среди университетов она оказалась самой интенсивной. Поэтому очень многие ее бросают среди года, и мой курс не стал исключением, очень тяжело, особенно если ты не готов посвятить этому жизнь и дальше работать в этой профессии.

Остаются самые выносливые

Так и есть. Я подала документы на эту программу, запросила финансовую поддержку от университета, приложив свое портфолио, и неожиданно для себя получила ее в полном размере. Они могут дать скидку до 30% от полной стоимости годового обучения.

Интервью с оператором-постановщиком Аней Вячес

Получается, ты поступила на двухгодичную программу?

Нет, к сожалению, это программа, рассчитанная на один год. Тут нет MFA, но можно один год отучиться в Нью-Йорке, а потом еще один год в Лос-Анджелесе, тогда ты получишь Master’s degree (степень магистра). Но могу поделиться грязным секретом индустрии – вам оно не надо. Программа стоит очень дорого, особенно если ты не получил скидку, лучше инвестировать в аппаратуру.

Так, о’кей, вот ты поступила, а как дальше выживать? Сколько стоит обучение, аренда квартиры и можно ли со студенческой визой работать?

Выживать можно с помощью фонда, который ты предусмотрительно накопил, или брать студенческий кредит. По студенческой визе работать нельзя, а учитывая интенсивность программы, тебе и некогда, ты спишь по 4 часа в сутки, и я не преувеличиваю. То есть в первом семестре было больше теории, но все равно, если ты хочешь выжать из программы максимум – ты пашешь, приходишь домой, отсматриваешь фильмы, изучаешь материал. На втором семестре начинается очень тяжелая практическая часть, времени свободного не остается вообще. Поэтому заранее нужно подготовить свой финансовый план.

Программа стоила 45 тысяч долларов в год, можно получить скидку в размере около 17-20 тысяч.

Скидку получаешь на конкурсной основе?

Когда ты подаешь заявление в NYFA и твоя заявка находится на рассмотрении, тебе нужно попросить консультанта, с которым ты работаешь, прислать тебе форму на финансовую поддержку. Дальше тебе нужно написать эссе, рассказав, почему тебе нужна эта финансовая поддержка, в нем описываешь свои планы и стремления, а также объясняешь, как собираешься покрыть оставшуюся сумму. Далее ты прилагаешь свое творческое портфолио, чтобы они оценили, что ты работаешь и хочешь чего-то достичь.


Касательно жилья в Нью-Йорке, это уж как вы извернетесь: можно и на Манхэттене жить, но если есть немного рассудительности и терпения, можно зайти на Gypsy Housing или на Craigslist, и там можно найти недорогое жилье. В Бруклине можно найти комнату за $700-900, чем дальше от Манхэттена снимаете, тем дольше добираться. Я снимаю комнату за 750 долларов, до NYFA на экспресс-тройне ехать 20 минут, не хоромы, конечно, не Эрмитаж, но мне хватает. Можно сначала снять жилье на AirBnb, приехать и найти уже постоянную комнату или квартиру в том районе, где вы хотите. Больше шансов, что повезет с жилищным вопросом, в сентябре и в мае, в это время как раз приезжают и уезжают студенты.

Какие у тебя вообще планы в дальнейшем? Ты переехала сюда, потому что хочешь и дальше работать в Америке, или ты хочешь получить тут образование и строить карьеру в России?

Ну, во-первых, я из Казахстана. (Смеется.) Приехала я сюда, конечно, ради опыта, и за два года, что я здесь живу, знаний и навыков получила очень много, но не могу сказать, что опыта вообще может быть достаточно, если ты хочешь постоянно расти. Идеальный план – это остаться здесь, чтобы продолжать развиваться, тут в индустрии совершенно другая атмосфера, люди нацелены на успех, они постоянно работают. В идеале, конечно, хотелось бы снимать и в России, у нас в стране безумное количество талантливых ребят. Как ни странно, только уехав в Нью-Йорк, я начала знакомиться с ребятами из российской киноиндустрии. Заграница, как оказалось, сближает. Хочется работать здесь, хочется работать там, хочется работать по всему миру.

Технически как остаться работать в Америке? Нужна специальная виза для этого?

Самый распространенный способ остаться – получить визу О1, это специальная виза для людей «с экстраординарными способностями». После окончания университета тебе выдается OPT (Optional Practical Training – стажировка для студентов из-за рубежа), по ней ты можешь работать год, но только в своей сфере. То есть в Starbucks, где, скорее всего, больше платят, ты с ней устроиться не сможешь. Это делается для того, чтобы ты понял, хорошо ли ты отучился и надо ли оно тебе вообще было. И вот, пока ты год работаешь по этой OPT, совершенно легально работаешь и платишь налоги, нужно собрать документы и материалы для визы О1. Как только OPT закончился, подаешь уже на визу – это самый распространенный способ. Если найти работодателя или спонсора, можно подать документы на визу H1B, но я этот вариант сразу для себя отмела.

А по дому-то скучаешь?

Не разрешаю себе. Если моя тоска мешает мне добиться того, что мне нужно, я ее отключаю.

Кажется, я забыла главный вопрос, который всех мучает: сложно тебе было получить студенческую визу? Почему ты выбрала профессию, связанную с киноиндустрией?

Когда я выбирала второе высшее образование, я точно знала, что мне нужно идти в кино. Для меня кинематограф всегда был некой формой эскапизма, это тот мир, в который можно погрузиться с головой и всеми своими проблемами, и он тебя вылечит духовно и морально. Он вроде эфемерный, но с его помощью можно менять жизни людей, мне этот концепт близок. Так что я решила идти в кино. Нужно было выбрать университет, что непросто. В американской системе так заведено, что иностранцу помимо обычных вступительных экзаменов нужно сдавать еще и языковые, а это все дополнительные подготовки. К тому же американские университеты очень дорогие, наверное, самые дорогие в мире. Я устроила рисерч и отобрала около пяти учебных заведений, изучила их условия поступления, среди них был и American Film Institute, в котором есть отдельная краткосрочная программа для женщин-режиссеров. Но меня это немного смутило: чем, интересно, женщина-режиссер от мужчины-режиссера отличается? (Смеется.) Очень заинтересовала школа искусств Tisch в Нью-Йоркском университете, люблю его, прекрасное заведение.

Никогда не думала, что буду учиться в NYFA. В первый раз, когда я приезжала в Нью-Йорк еще в 2012-м, я посмотрела на здание Нью-Йоркской киноакадемии и подумала: «Что за шарашкина контора? Туда я точно не буду поступать». И here we go, как говорится. Изначально я выбрала NYFA, потому что это было единственное заведение, в которое можно было поступить без экзаменов на краткосрочный курс. Другие университеты не предлагают тебе такую «пробную версию», а она очень экономит деньги и время. К тому же мне на курсе попался очень хороший наставник, оказалось, что в NYFA все не так плохо, как казалось раньше.

Интервью с оператором-постановщиком Аней Вячес

Тебе нужно поговорить с консультантом по скайпу, чтобы он оценил твой уровень английского. Поскольку программа маленькая, они не требуют ни TOEFL, ни IELTS, но должны убедиться, что ты можешь сказать больше, чем дом-стул-пенал-гараж. Далее ты связываешься со студенческим департаментом, они высылают тебе форму i-20: тебе приходит конверт, ты заполняешь анкету на сайте американского консульства, платишь взнос, назначаешь себе собеседование на визу — и все.

А могут ли отказать в визе?

Касательно именно студенческой визы — вариантов отказа практически нет. Но есть один аспект: как только твоя виза заканчивается, ты не можешь спокойно пересекать границу страны. Как только ты выехал, тебе нужно снова подавать документы на эту же визу. Нам так объяснили: это как билетик в метро, как только ты зашел, ты можешь спокойно передвигаться внутри системы, но как только вышел, чтобы зайти обратно, тебе снова нужен билетик. А мы знаем, что этот билетик не просто получить обратно. Поэтому если вы приезжаете с целью остаться на долгое время, а виза у вас действует всего год, то учтите, что, возможно, придется тут застрять, в зависимости от того, сколько ваша программа тут будет продолжаться.

Легко ли тебе долгое время жить в другой стране, все-таки тут другой менталитет у людей, случаются проблемы во взаимопонимании?

Легко, потому что мои родители ставили перед собой цель вырастить из меня человека мира, и у них получилось! (Смеется.) Я вообще могу легко приспосабливаться и адаптироваться. Мой брат как-то сказал: «Америка хороша тем, что ты приедешь сюда и в любом случае будешь своим, потому что это страна иммигрантов». Приехав, например, в Англию, ты «своим» уже не станешь, в этом плане Европа достаточно консервативная.

Все мои одногруппники были из разных стран, в группе остался всего один американец, потому что остальные местные бросили курс на первом семестре. Остались только студенты, которые переехали и приложили очень много усилий, чтобы быть тут. Моя лучшая подруга из Японии, мои два лучших друга, с которыми мы пережили все, что только возможно, – итальянцы. Вот эта многонациональность заряжала меня силами в самом начале, сейчас я уже привыкла к этому.

Какая у тебя конечная цель в карьере, тот маячок, к которому ты стремишься? И считаешь ли ты, что учеба открыла тебе возможности для достижения этой цели?

Моя главная цель – стать режиссером. Рассказывать истории, которые важны для меня. Мой наставник очень правильно меня направил на курс Cinematography (операторское мастерство), потому что благодаря ей я понимаю процесс изнутри. Программа Filmmaking чуть более слабая, потому что сложно все-таки снять 10 историй за год, будучи 18-летним подростком, у которого еще немного жизненного опыта. Ему практически нечего сказать. Режиссура – это талант и развитое воображение, которое ты сам тренируешь, а вот техническую часть самому обуздать сложно, тут есть чему поучиться.

Я безумно рада, что сейчас работаю оператором, тем более что я практически выросла с камерой в руках. Очень часто люди удивляются, когда видят девушку-оператора: во-первых, техника тяжелая и это сложная работа, во-вторых, очень забавно наблюдать за тем, как девушка гоняет парней по съемочной площадке.

В будущем, когда у меня будет на руках сценарий, ради которого можно и умереть, я хочу сама по нему снять фильм, быть и режиссером, и DP (director of photography – оператором-постановщиком) в одном лице, но при этом иметь сильную команду. Носить «две шапки» и достичь результата, достойного уважения, чрезвычайно сложно, но мне важно держать под контролем историю, не потому что я control freak, а потому что, если она моя, я действительно хочу, чтобы люди увидели, что у меня в сердце.

Как твои успехи после окончания академии и какими проектами ты на данный момент занимаешься?

Успехи есть, хотя, конечно, хочется еще большего прогресса. Сейчас я живу в Нью-Йорке и могу работать только по профессии из-за OPT, это достаточно непросто, да и набраться опыта хочется сразу в нескольких департаментах. Помимо основных съёмок я работаю как осветителем, оператором камеры, так и 1st AC (первым ассистентом камеры и фокус-пуллером), эта работа немного скучнее. Конечно, даже работа осветителем очень помогает учиться у матерых постановщиков c многолетним стажем, и потом увереннее чувствуешь себя на площадке, как DP.

А по поводу проектов — на данный момент заканчиваю фильм The Wish Registrar, который я написала, срежиссировала и сняла сама на свои деньги. Гораздо больше работы предстоит над самым моим тяжелым проектом в качестве оператора-постановщика, — называется BeLoved, короткометражка на 25 минут. Очень хочу побыстрее закончить постпродакшен, чтобы отправить на фестивали. Выглядит чертовски хорошо. Проекты, которые я сняла и они уже вышли — это в основном реклама: ALBA CARS Dubai, Digital realty, реклама для китайского телевидения Resort World Casino NYC, интервью высокопоставленных людей из банка CHASE для HARLEM YMCA и музыкальные клипы. Есть среди них и короткометражки, конечно же, например, BOOM — первая women only площадка, на которой я работала, — интересный опыт (она сейчас подаётся на разные фестивали). В данный момент я в процессе работы над первым полнометражным фильмом The dream house в качестве оператора-постановщика. Через пару недель также стартует веб-сериал Ghosted life, который я снимаю с режиссером из Лос-Анджелеса.

Ты буквально недавно снимала клип для Ёлки на песню «Остаюсь», расскажи, как это вообще происходило, как удалось попасть в проект?

Мне звонит мой близкий друг — Федерико (оператор этого клипа, с которым мы вместе учились на Cinematography в NYFA: он выпустился лучшим в своей группе, а я в своей) и говорит: «Ань, такое дело, мне нужен Key Grip на съёмку с русскими для какой-то известной певицы. Несколько локаций: нужен будет риггинг в студии, и самое главное — суметь аккуратно поставить камеру на Теслу — у тебя же большой опыт в этом деле. Свободна в этот понедельник?» Я, конечно, согласилась. Во-первых, мы с Феде столько вместе прошли, что понимаем друг друга с полуслова, во-вторых, песни Ёлки — это отдельная вселенная какого-то счастья для меня. Ну и, в-третьих, «русские», про которых говорил мой друг, Андрей Тревгода (режиссер) и Лёша Жуков (продюсер), оказались моими знакомыми, с которыми мы раньше уже работали.

Интервью с оператором-постановщиком Аней Вячес

Коротко о съёмках могу сказать то, что материал был отснят в течение суток (и я говорю не о 12 положенных часах, а, конечно, о большем количестве времени), но команда ребят сработала здорово и переборола всё — усталость, сложности процесса, трудности коммуникации (русско-английские-творческие). Ну а вишенкой на торте была непосредственно встреча с Елизаветой.

Я рада, что результатами работы наконец можно поделиться. Ну и плюс мои родители ходят с грудью колесом, показывая всем клип и говоря: «Смотрите, у нас доча в Нью-Йорке кино снимает». (Смеётся.)

Что ты хочешь сказать напоследок молодым кинематографистам?

Мне довелось однажды поговорить с Янушем Камински (главным оператором Спилберга), и две его мудрости солидно врезались в память, придав уверенности в том, что я все делаю правильно. «Если что-то работает, значит, оно работает» – о том, что не надо всегда изобретать велосипед со схемой сложного освещения. И «Если ты хочешь чего-то достичь в этой индустрии, ты не можешь себе позволить быть медленным». Вроде звучит элементарно, но осознание этих простых истин облегчает стресс и ощущение безнадеги. Когда я долго работаю над не очень интересными заказами и начинаю жаловаться на жизнь своему благоверному, он быстро меня возвращает в реальность: «Тебе всего 26, ты живёшь в Нью-Йорке, у тебя работа мечты, своя Alexa Mini, круг верных друзей и амбиций выше крыши — give it time, you’ll get there!»

Текст: Катя Карслиди
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?