Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

История с географией

Новая российская экшен-комедия «Напарник» рассказывает о бравом майоре полиции, чья душа чудесным образом переселяется в тело младенца

Добавить в закладки
История с географией

Сколько в России городов? На карте их видимо-невидимо – все-таки самая большая страна в мире! Однако если судить по нашему кино, то может показаться, что городов в России всего четыре. Это столица Москва, вторая столица Санкт-Петербург, курортный Сочи и «уездный город Н», олицетворяющий провинцию. В зависимости от того, где проходили съемки, город Н может стоять на берегу реки, на берегу моря, посреди степи или в окружении лесов, но суть его от этого не меняется. Это условное и обычно неприятное место, где живут люди, у которых нет денег, чтобы уехать в Москву.

Не нужно долго думать, чтобы понять, почему такое изображение России никуда не годится. Наша страна слишком велика, чтобы массовая культура вращалась вокруг пары-тройки городов и чтобы большинство наших жителей чувствовало, что их жизни и их «малые родины» кинематографу не интересны. Да, наше нынешнее кино не играет решающей роли в формировании мироощущения россиян. Но свою толику оно вносит, и эта толика должна быть приятнее, чем сейчас.

На съемочной площадке фильма "Напарник"

Для сравнения стоит обратиться к голливудскому кино. При всей его любви к путешествиям по миру оно преимущественно изображает Америку и не ограничивается «тремя гигантами» – Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Вашингтоном. В кадр регулярно попадают не только крупные города вроде Чикаго, Майами, Лас-Вегаса или Сиэтла, но и провинциальные городки – порой вымышленные, но все же четко определенные географически. Маленький городок в Калифорнии, маленький городок в Техасе и маленький город в Мэне – это три разных маленьких городка. Хотя нужно жить в Америке, чтобы уловить все их различия.

Справедливости ради надо заметить, что есть крупные американские города, обделенные голливудским вниманием. Например, в столице Аризоны Финиксе живет полтора миллиона человек, но в кадр Финикс почти не попадает. Самый известный фильм об окрестностях Финикса «Психо» почти полностью снимался в Калифорнии, а те сцены, которые все же были сняты в Финиксе, в окончательный монтаж картины в основном не вошли.

Впрочем, скудость изображения Финикса в американском кино – это роскошь в сравнении с тем, чем приходится довольствоваться крупнейшим российским городам, которые не входят в «большую экранную тройку». Как давно, например, вы видели на экране Новосибирск? Если вы не смотрите новогодний цикл «Елки», который целенаправленно странствует по России и который несколько раз заглядывал в Сибирь, то вам будет нелегко ответить на этот вопрос. А ведь Новосибирск – это третий по населению город России! Кстати, советское кино его тоже не жаловало. На ум приходит лишь знаменитая научная драма «Девять дней одного года», которая частично снималась в знаменитом Академгородке Новосибирска.

На съемочной площадке фильма "Напарник"

Что же касается Владивостока, то с ним все очень печально. Это один из ключевых городов нашей страны – важнейший морской порт с более чем полумиллионным населением. Казалось бы, он должен регулярно попадать в кадр. Однако в советские годы его затронули лишь четыре картины («Пароль не нужен», «Внимание, цунами!», «Владивосток, год 1918» и «Замри, умри, воскресни»), а в постсоветскую эпоху о Владивостоке вышла всего одна лента – артхаусная драма Николая Хомерики «Сказка про темноту». Зато во Владивостоке снимались два иностранных фильма – японская картина «Седьмой код» и южнокорейский блокбастер «Тайфун». Как говорится, если не хочешь кормить свою кинематографию, то начинаешь кормить чужую…

Когда спрашиваешь у кинематографистов, чем им не нравятся города вроде Новосибирска и Владивостока, они честно отвечают, что летать туда дорого, а снимать там сложно, потому что нет производственной базы. Но если бюджет картины не копеечный, то это вполне разрешимые проблемы. И опыт показывает, что местные жители и начальники радушно принимают кинематографистов – особенно если те приезжают, чтобы воспеть город, а не унизить его.

В первую очередь расширение экранной географии – это задача для тех, кто происходит из «невоспетых» мест и кому есть что о них сказать, а не просто процитировать путеводитель. Поэтому очень приятно, что в прокат попадают ленты вроде «Тесноты» Кантемира Балагова, посвященной Нальчику, или «Млечного пути» Анны Матисон, действие которого развивается на Байкале.

На съемочной площадке фильма "Напарник"

Однако ничто не мешает раздвигать географические рамки тем, кто не связан с изображаемыми городами. Так, режиссер «Напарника» Александр Андрющенко родился в Новосибирске, а не во Владивостоке, и он вместе с продюсерами выбрал город на Японском море, потому что это интересное место действия для полицейского кино. Ведь где порт, там контрабанда, а где контрабанда, там мафия. При этом Владивосток в последние годы стал заметно живописнее, и хорошо, что теперь это можно увидеть в полнометражном кино, а не только в коротких репортажах об официальных визитах. Россияне, к сожалению, не так уж много путешествуют по родной стране, и кино может и должно быть «клубом кинопутешественников». Это сделает полезными даже те картины, которым больше нечем похвастаться. А если кино еще и удачное, то это просто именины сердца!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?