Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Как бунты и протесты молодежи XX века сформировали культуру 60-х

На сегодняшний день мир испытывает на себе волну бунта и мятежа. Протесты простираются от Атланты до Хабаровска, словно на дворе снова 60-е и молодежь готова менять общественный строй. Кинематограф, в свою очередь, является одним из наиболее быстрых способов распространения идей снизу. Стоит вспомнить, каким образом это происходило во второй половине прошлого столетия, когда большинство стран переживало культурно-исторический перелом. Контркультура ХХ века ассоциируется с эстетикой хиппи, идеями Сартра и студенческим бунтом. Для осмысления протестной культуры в западноевропейском искусстве представляется интересным рассмотреть облик французской новой волны, бунтарских итальянских картин и американского независимого кино.

Добавить в закладки
Как бунты и протесты молодежи XX века сформировали культуру 60-х

Французская новая волна: студенты, свободная любовь и синефилия

Французская новая волна: студенты, свободная любовь и синефилия

Во Франции студенты в конце 1960-х находились на пределе эмоционального напряжения перед роковым «Красным маем». Это событие, отразившееся в кинокартинах революционных режиссеров, является кризисным во французской культуре. Новая волна в лице таких режиссеров, как Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо, возродилась из кинокритики. Молодые режиссеры изначально писали тексты о кино в Les Cahiers du cinéma и лишь спустя какое-то время противопоставили себя «папиному кино», обновив киноязык и провозгласив авторский кинематограф. Придать оригинальность идейной составляющей, показать реальные истории – вот чего хотели режиссёры новой волны. Их работы состоят из маленьких деталей, которые сложно было встретить в шаблонном академическом кино: дискуссии студентов о политике в кафе, непосредственные истории на людных улочках, а не в душных студиях, шум машин и дождя, олицетворяющий обыкновенную реальность, красивая девушка на фоне стены с анархистскими надписями.

Молодые режиссеры жили в переломный момент и являлись частью нового поколения, испытавшего на себе культурную трансформацию. Помимо новаторских методов съемки и тематики новая волна вырастила поколение синефилов. Их фильмы критиковало буржуазное общество и государство, что подогревало интерес перед революцией 1968 года. Девушки подражали Анне Карине и Анне Вяземски, парни вдохновлялись стилем Жан-Поля Бельмондо, и все были влюблены в молодого Антуана Дуанеля в исполнении Жан-Пьера Лео.

Французская новая волна: студенты, свободная любовь и синефилия

С игривым принципом построения, цитированием и пародией Жан-Люк Годар не только создал особый авторский голос, но и, ухватив настроение эпохи, перенес на экраны бунтаря без причины. В своем дебютном фильме «На последнем дыхании» режиссёр воплотил в кино образ Мишеля Пуакара, беспечного молодого вора, чей стиль жизни отображал мышление целого поколения. Это уставший, беззаботный и надломленный персонаж – идеализированный образ французского бунтаря того времени. Мишель Пуакар не следует общепринятым нормам, но зритель 1960-х не может не сопереживать ему. Ведь герой в данном случае – это вызов буржуазии и пуританству.

Отражение настроений молодёжи также содержится в работах Франсуа Трюффо. Его картина «Жюль и Джим» 1962 года стала предвосхищением сексуальной революции. В истории любовного треугольника молодёжь разглядела собственное отражение еще до «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи. Для поколения шестидесятых сложные отношения главных героев стали символом свободной любви, несмотря на обреченный финал. Однако концовка была также в духе своего времени. Бунтующим студентам был присущ юношеский максимализм, который лишал рациональности их недостижимые цели. Трюффо показал характер поколения в персонаже Катрин, которая не всегда понимала, чего хочет. Кинолента делится на две части – до и после войны. И если довоенное время показывает нам непринужденных героев, то послевоенная часть обретает серьезность и заставляет персонажей переосмыслить свои ценности. Молодое поколение, рожденное после войны, было лишено этого ужаса и переоценки. Для них вполне считываемым символом являлась мятежная девушка, а не олицетворение разбитого поколения после войны.

Французская новая волна: студенты, свободная любовь и синефилия

Бунтарское кино Италии: институт семьи и насилие

Студенческие протесты Италии отличались от других забастовок того времени своей радикальностью и наличием ультраправого крыла. Молодые люди применяли жестокие методы не только по отношению к властвующим структурам, но и друг к другу. В кинематографе итальянские режиссеры 1960-1970-х также сумели выделиться. Так, например, одной из важных тем в кинолентах того периода была проблема института семьи. Если на улицах итальянских городов процветал террор и экстремизм, то в кино можно бы увидеть насилие, инцест и критику католического воспитания. Одним из ярких представителей так называемого кинематографа контестации является Марко Белоккьо. В своем дебютном фильме «Кулаки в кармане» он изобразил метафору буржуазного общества и распад консервативных устоев с намеками на инцест и сексуальную революцию. Через членов одной семьи режиссёр показывает разные слои итальянского общества. Например, если слепая мама – это не что иное, как Италия, которая переживает застой, а младший полоумный сын – часть общества, управляемая культурой потребления, то главный герой – представитель молодого поколения, которому суждено совершить революцию.

Бунтарское кино Италии: институт семьи и насилие

Кино контестации повлияло не только на молодых режиссёров, оно также затронуло старшее поколение. Так, например, лента Микеланджело Антониони «Забриски Пойнт» полностью сосредоточена на молодежном бунте. Студенты, которые обсуждают свои права, беспорядки в кампусе, массовые аресты, полицейские, которые подавляют демонстрации, желание убежать из реального мира, раскрепощение нравов – всё это воплощение контркультуры. Герои бродят по безграничной пустыне, рассуждают о смысле жизни и занимаются любовью, словно бескрайняя пустота, слова и влечение друг к другу – всё, что у них осталось. Итальянский режиссер снял фильм об американском обществе 1960-1970-х годов, который по своей сути тонко отражает новое поколение в целом.

Бунтарское кино Италии: институт семьи и насилие

Новый Голливуд: кризис, роуд-муви и гангстеры

В послевоенное время в США пришли философия потребления и кризис голливудской киноиндустрии. Война не только изменила мировоззрение людей, но и повлияла на образ жизни. С экономическим процветанием в Америку ворвалось телевидение, которое стало угрозой для кинопроизводства. Однако еще больше изменений сулили движения за гражданские права афроамериканцев, демонстрации студентов против войны во Вьетнаме и культура хиппи. Так, в 60-е годы из-за молодежной революции «фабрике грёз» пришлось перестраиваться под общественные настроения. Протест становился стилем жизни, образом мышления молодых американцев. Если Голливуд отражал мироощущение привилегированного большинства, то сейчас пришло время новых голосов. Они отвергали культ успеха и американскую мечту, провозглашая свободу личности и эксперименты во всем. Социальные изменения неизбежно коснулись и сферы кино. На фоне кризисной ситуации в Голливуде происходит рост независимых компаний с молодыми режиссерами и малобюджетными фильмами. Закрыв глаза на Кодекс Хейса, независимый кинематограф выразил настроение контркультуры и переоценку ценностей. Именно благодаря всеобщему бунту были созданы культовые работы Нового Голливуда, изобразившие конфликт поколений и культурную перестройку.

Одним из ярких примеров является кинолента «Беспечный ездок» Денниса Хоппера, за которую Джек Николсон впервые был номинирован на «Оскар». Двое друзей колесят по дорогам Америки в духе Керуака, только вместо сломленных битников на экране заблудшие байкеры, свобода выражения которых не ускользает от внимания окружающих и начинает душить самих героев. Их длинные волосы, кожаные куртки и манеры шокируют консервативное большинство в обществе, где царит нетерпимость. Деннис Хоппер запечатлел протестные настроения американцев, свойственные им в эпоху войны во Вьетнаме. Здесь нарочито романтизируется молодёжная культура 1960-х с наркотиками и аморальным поведением. Фоном для них служит не тронутая человеком природа, которая толкает на разговоры об инопланетном мире без войны и неравенства. Герой Николсона говорит, что люди боятся не их самих, а того, что в них видят, – свободы. Поразительно, как спустя более 50 лет картина всё ещё может оставаться актуальной.

Новый Голливуд: кризис, роуд-муви и гангстеры

Еще одним важным фильмом того периода считается картина Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967) – криминальная драма о любовниках, грабивших банки во времена Великой депрессии. Герои существуют в нескончаемом эскапистском путешествии, отражая запретные мечты тех, кому наскучила серая обыденность. Во время преступлений бандитской группировки происходит обличение мрачных страниц американской истории: безработица, бедность и голод. Фильм о бунтующей молодежи для бунтующей молодежи произвел настоящую сенсацию и стал знаковым в истории американского кино, а Бонни и Клайд являются теперь одними из самых узнаваемых фигур в поп-культуре.

Многие события ХХ века внесли коррективы в существующую картину мира: окончание войны за независимость Алжира, китайская культурная революция, студенческие беспорядки по всему миру, убийство Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. Кинематограф же сделал возможным диалог с молодежной культурой, для которой чрезвычайной необходимостью была самоидентификация через экранных героев. Именно по этой причине молодежь выискивала в кинолентах культурные знаки и атрибуты протеста – небрежный вид, беспокойные разговоры о будущем, перестрелки, очаровательные береты Бонни Паркер, обнаженная Брижит Бардо и дуновение свободы здесь и сейчас.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?