Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Номер 44»

«Чернушная» западная «клюква» про запрет на расследование серийных убийств в сталинском СССР

Добавить в закладки
Клевета клевет

Трейлер

СССР 1953 года. Сотрудник МГБ Лев Демидов (Том Харди) узнает о том, что маленький сын его друга и коллеги был убит на железной дороге. Поскольку власти отрицают саму возможность подобных преступлений в «коммунистическом раю», смерть мальчика объявляют несчастным случаем, и Льва принуждают убедить друга смириться с этим решением начальства. Сам Демидов, однако, не смиряется, и он начинает на свой страх и риск расследовать это преступление и похожие на него убийства, которые происходят по всей Центральной России – и всякий раз неподалеку от железной дороги. Но чем дальше Лев заходит, тем большим «врагом народа» его считают.

В России не было снято ни одного кадра фильма. Картина создавалась в чешских городах Прага и Острава

Король Карл XII может спать спокойно. Через триста лет после Полтавы нашелся храбрый швед, который отомстил русским за позор великого полководца. Правда, это всего лишь бескровная месть, и организовал ее не природный скандинав, а Даниэль Эспиноса, шведский режиссер с чилийскими корнями. Но дареному мстителю в зубы не смотрят, и триумфатор Нарвы наверняка очень доволен тем, что среди подданных его ныне нейтральной страны нашелся человек, помнящий давнишние обиды.

Конечно, маловероятно, что Эспиноса в самом деле отомстил за Полтаву. Но трудно представить, что еще могло заставить шведского чилийца снять картину, пропитанную нутряной ненавистью к России. Да, никто на его месте (тем более из западных постановщиков) не выпустил бы кино, целующее сталинизм взасос. Но есть разница между неприятной правдой и наглым, безбожным враньем, которое, однако, заметят только в России. Потому что на Западе, кажется, привыкли верить любой ерунде о нашей стране, если эта ерунда – отрицательная.

В оригинальной звуковой дорожке все актеры на протяжении фильма говорят по-английски с русским акцентом. Это уже четвертый «русский» проект в карьере Гэри Олдмана – после фильма «Самолет президента» и двух видеоигр из цикла Call of Duty

Абсурдность картины Эспиносы видна уже по ее кратчайшему синопсису. «В СССР объявляют садистское убийство ребенка несчастным случаем, потому что в стране победившего социализма таких преступлений быть не может». Что за нелепейшая чушь! Да, у нас любили поговорить о том, что когда-нибудь преступность исчезнет. Но «когда-нибудь» не значило «сейчас». И потому «органы» ловили не только вымышленных шпионов, но и вполне реальных воров, насильников, бандитов… И да, серийных убийц. Так, в 1939 году в Свердловске с поличным был пойман 15-летний Владимир Ванчевский, который признался в убийстве 8 маленьких детей. А вскоре после войны, в 1947 году, ленинградская милиция арестовала Филиппа Тюрина, которому вменили убийства 14 человек.

Да, иногда власти запрещали обсуждение подобных преступлений в прессе, и дело Тюрина было куда менее известно, чем дело Ванчевского. Но маньяков исправно искали, находили и, как правило, расстреливали. И охота на таких преступников порой велась с рвением и размахом, который и не снился Америке. Вспомните эпическую облаву на Чикатило, преступления которого вдохновили роман англичанина Тома Роба Смита, положенный в основу «Номера 44».

Одного этого достаточно, чтобы выбросить картину Эспиносы в мусорку. Но фильм отнюдь не ограничивается брехней про отрицание убийств в СССР. Нет, «Номер 44» собирает всю правду и неправду, которую только можно поставить нашей бывшей стране в упрек. В СССР был голодомор? Подчеркнем, сколько тогда погибло украинских детей, и не будем вдаваться в сложнейший вопрос о причинах трагедии. На фотографиях водружения красного знамени над Рейхстагом у сержантов по двое часов на руках? Намекнем на мародерство.

Хотя рассказ о том, что это были честные трофейные часы (найденная в сейфе не пригодившаяся немецким офицерам награда за взятие Москвы), давно обнаружен исследователями в мемуарах командира Егорова и Кантарии. В СССР сажали за мужеложество? Скажем, что за гомосексуализм давали 15 лет лагерей – в три раза больше, чем на самом деле. И так далее. Вплоть до того, что в картине лишь один раз звонят в дверь, а во всех прочих случаях – стучат. Мол, СССР был таким диким, что даже у москвичей не было дверных звонков. Как все вышеперечисленное связано с охотой на маньяка? Почти никак. Но как же снять фильм о сталинском режиме и не оскорбить подвиг советских солдат!

Кадр из фильма "Номер 44"

Хватает в картине и простого, не оскорбительного бреда. Так, когда милиция находит очередной труп мальчишки, врач без вскрытия и даже без тщательного осмотра тела уверенно заявляет, что у парнишки вырезаны внутренние органы. Как он это определил? Наверно, он тайный советский Супермен с рентгеновским зрением. А в другом месте персонаж почти подряд заявляет, что убийств в СССР быть не может и что по каждому случаю убийства ребенка было проведено расследование, выявившее преступника, всякий раз разного.

Так признавалась в СССР возможность убийства или нет? Как можно было сочинить и выпустить подобный клинический маразм! И, кстати, Ростов и Ростов-на-Дону – два совершенно разных города, и «Ростсельмаш» находится во втором, а не в первом. Удивительная селективность познаний – про часы Егорова авторы фильма знают, а в простейшей географии плавают. Прямо как нацисты во время войны, которые все знали о евреях в СССР, но были не в курсе, что страна у нас необъятная и что в ней бывает чертовски холодно.

В этом месте можно было бы написать о том, как удивительно убедительны Том Харди, Гэри Олдман и все их коллеги в этой галиматье (за вычетом ливанца Фареса Фареса, из которого русский ну никак не получается, почти как в анекдоте про негра-тракториста) и как они изо всех сил пытаются «продать» якобы постоянные и нечеловеческие страдания советских людей при сталинском режиме. Но, когда смотришь фильм в России, его бредовость и оскорбительность игнорировать невозможно. Так что пусть американцы обсуждают боль в глазах Харди и неувядающую харизму Олдмана (он изобразил милицейского генерала, который вместе с Демидовым берется за расследование). Для нас же «Номер 44» – не более чем трехметровая раскидистая клюква, одновременно вызывающая гомерический хохот и праведное негодование.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?