Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Восток-Запад»

В ЦДК состоялась самая респектабельная и звездная премьера сезона. Режис Варнье, Катрин Денев и Олег Меньшиков представили публике историческую мелодраму "Восток -- Запад", ранее показанную на нескольких крупных фестивалях и удостоенную оскаровской номинации по категории не-англоязычных фильмов.

Добавить в закладки

Но не менее, чем переплетения судеб героев, интригуют обстоятельства появления на свет самого этого кинопроекта. С одной стороны, он наследует модель "Индокитая" – эталонного фильма Варнье, не только принесшего ему "Оскара", но и воплотившего идею "французского Голливуда". Освоив жанр колониального киноромана, Варнье уже тогда отвоевал кусочек традиционно англоязычной территории. С другой стороны, перенеся действие в Россию, отважный француз вступил во владения "русского Голливуда". Который пока что представлен в единственном числе Никитой Михалковым (если говорить о режиссерах – апологетах эпических форм) и единственной студией НТВ-ПРОФИТ (если говорить о продюсерских устремлениях).

В отличие от Жан-Жака Анно, снимающего "Сталинград" в Польше, и Люка Бессона, заставившего говорить на языке Шекспира даже ярую ненавистницу англичан Жанну д'Арк, Варнье любит подлинные места событий и не забывает привлекать местные кадры. Сценарий ему (по мотивам историй репатриантов) расписали Рустам Ибрагимбеков и Сергей Бодров-старший, русских героев-любовников сыграли Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший. Меньшиков в роли романтика-эмигранта на глазах превращается в человека, задавленного кошмарными обстоятельствами и отчаянно пытающегося не деградировать. При этом внешне он мимикрирует под циника советского образца – что стало коньком актера со времен "Утомленных солнцем". Зато в финале его роль (лучшая за последнее время) оборачиватся просто героической. Бодров демонстрирует отменную мускулатуру и эффектно переплывает Черное море, чтобы спастись самому и спасти любимую женщину.

Россией, впрочем, "Восток" не ограничивается. Украинцев в фильме изображают украинцы (и самый "щирый" из них – Богдан Ступка), болгар – болгары, а атмосферу киевской коммуналки любовно реконструирует выписанный из Питера художник Владимир Светозаров, набивший руку на этом деле под руководством самого Германа.

Не обижена и западная сторона: от нее делегированы две знаменитые француженки. Сандрин Боннэр профессионально обаятельна и элегантна. Ее нежная героиня вынуждена мыться в общем душе, выносить допросы в КГБ, пройти через лагерь, измену и возвращение мужа, через новый роман. Так что Боннэр есть что играть, хотя говорят, эта актриса способна сыграть и телефонную книгу. Катрин Денев как нигде величава: ведь она играет по сути саму себя – статусную парижскую актрису, которая, как Богиня из машины, появляется в нужный момент и направляет судьбы героев. Варнье еще раз подтвердил свою репутацию патрона французских актрис – роль, которую он принял на себя после смерти Трюффо.

Варнье удалось то, что подводит порой его оскаровского соперника Михалкова: избежать этнографической "клюквы", а также несовпадения принципов актерских школ. Или, говоря простыми словами, бытового и психологического вранья. Излишне инфернален разве что ретивый следователь из Одесского КГБ, хотя он, быть может, исторически наиболее достоверен. Но законы жизни и мелодрамы часто расходятся. Кинематографическая материя Михалкова по-русски поэтична и по-русски же хаотична. Экранная красота Варнье по-французски холодновата, зато пропорционально выстроена, "держит спину" и не дает расслабиться в тихом кайфе.

Что не есть абсолютно хорошо даже для вкуса голливудских академиков. На последнем "Оскаре" они предпочли профессиональным статям Варнье эротические безумства Педро Альмодовара. Да и в России "Восток – Запад" скорее всего произведет двойственный эффект. Такой же двойственный, какой вызывает сегодня "их" Запад на нашем Востоке. Вроде едут к нам благородные белые люди-миссионеры во главе с Катрин Денев, движимые лучшими правозащитными и гуманными побуждениями. А получается, словно их цивилизованными глазами мы видим не себя, а жизнь на Марсе.

Текст: Андрей Плахов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?