Лучшие тусовки — у нас в храме

Метафоричная антиутопия о Бразилии будущего, в которой человеческую любовь заменили безжизненные догматы.

Рецензии

Божественная любовь
Божественная любовь (2019)
Divine Love
драма
Режиссер: Габриэль Маскаро
В ролях: Дира Паис, Жулиу Мачаду, Тека Перейра, Эмилио Де Мелу, Талита Караута
Премьера: 22 августа 2019 года
Смотри в сервисе Wink

В Бразилии будущего религиозное окончательно слилось со светским: законы Христа стали обычной бюрократией, а моногамная молодёжь воспевает Бога на танцполе вместо приходских скамеек. В этом мире Жоана пытается сохранить затухающую любовь — у неё с супругом никак не получается завести ребёнка, а врачи после всех процедур и исследований предлагают уповать на Всевышнего. Что Жоана, собственно, и делает, а в свободное время пытается завоевать любовь Бога, помогая другим парам в сложной ситуации — желающих развестись супругов она водит в радикальную религиозную общину, использующую сексуальные практики ради сохранений семей.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Габриэль Маскаро — художник, фотограф, а теперь и главный социальный поэт бразильского кинематографа — в 2015-м победоносно прошёлся по фестивалям со своим «Неоновым волом», пасторальной картиной о человеке, пытающемся идти в ногу с вечно меняющейся страной. Уже там он плотно связывал личную драму маленького героя с глобальными политическими сдвигами, ставил абсолютный знак равенства (ну или как минимум сопряжения) между индивидом и обществом. Спустя четыре года Маскаро вернулся к высказыванию, теперь в куда больших масштабах: его «Божественная любовь» — совершенно модернистская антиутопия, не скрывающая смыслы за сложносочинёнными метафорами.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Метафорика Маскаро, напротив, прямая, почти ренессансная, с чуть ли не декамероновским подтруниванием над религией: в его мире часовни давно перешли в режим drive-in, вместо церковных служб — кислотные рейвы, вместо хоровых госпелов — прилипчивые поп-гимны. «Божественная любовь» не стесняется библейской символики и открыто эксплуатирует её сакральность — значительная часть эффектности фильма как раз в том, что он безо всякого подобострастия, но и без малейшей злой усмешки заявляет о себе как об истории новой Девы Марии, готовящейся дать миру второго Мессию (которого, как когда-то и первого, мало кто ждёт). Маскаро ироничен, да, но его ирония меланхолична и потому совсем не претенциозна — через христианские мотивы и гипертрофированные социальные беды он исследует проблемы, важные здесь и сейчас, строит актуальную карикатуру — настолько точную, что смеяться над ней не очень-то и хочется.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Сцены, которые другой бы поставил скетчево-комично, он помещает в статичные кадры, в холодный безжизненный неон, обнажает саму суть социальной механики, а не смеётся над её внешними проявлениями. Маскаро в своих наблюдениях вообще очень спокоен: в «Божественной любви» нет ничего «сверх», тут даже страстная эротика и шокирующая детальностью сцена родов поданы предельно отстранённо. Как, впрочем, и нужно истории о мире, в котором секс, как и всякие проявления личной жизни, стал лишь скучной обязанностью.

В своём дистопичном портрете Бразилии будущего «Божественная любовь» — кажется, впервые за долгое время в жанре — опирается не столько на наследие великой троицы Оруэлл-Хаксли-Замятин, сколько на естественные процессы её родного хронотопа. Мир Маскаро не мог существовать в абстракции: это конкретное высказывание о конкретных проблемах конкретного места, лаконично обёрнутое в убедительную семейную драму. В этом смысле «Божественная любовь» очень близка к «Паразитам» — при всей разнице в творческих решениях, динамике и жанровых элементах (или их отсутствии), инструментарий обоих фильмов удивительно схож: в центре тут та же большая метафора, умело сведённая из «глобального» в «камерное».

С 22 августа в кино.

23.08.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00