Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Жена смотрителя зоопарка»

Второсортный и нудноватый байопик о польских зоологах, которые спасли сотни евреев во время Второй мировой войны

Добавить в закладки

Когда в 1939 году в Варшаву входят немецкие войска, директору городского зоопарка Яну Жабинскому (Йохан Хелденберг) и его жене Антонине (Джессика Честейн) приходится смириться с новой властью. Вскоре нацисты вывозят из заведения всех ценных животных и уничтожают тех, кто не нужен берлинским зоологам. Тем временем в Варшаве создается еврейское гетто, куда переселяют лучших друзей Жабинских. Однажды зоологам приходит в голову, как помочь евреям и удержать зоопарк на плаву. Они предлагают нацистам создать в опустевшем заведении свиноферму, чтобы у солдат всегда было свежее мясо. Жабинские завозят из гетто пищевые объедки на корм животным, и это позволяет тайно, под грудой очисток, вывозить на свободу еврейских женщин и детей. Некоторых из них зоологи прячут у себя дома, прямо под носом у нацистского ученого Лутца Хека (Даниэль Брюль), который проводит в Варшаве зоологические эксперименты.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

Хотя действие ленты развивается в Варшаве, фильм был целиком снят в Праге, где лучше сохранились довоенные здания

Ян и Антонина Жабинские – реальные люди, героически спасшие от холокоста около 300 человек, и память о них должна жить в веках. Но это не значит, что фильм об их подвиге можно поставить рядом с такими достижениями военного кино, как «Список Шиндлера» или «Пианист». В то время как эти ленты пробирают до глубины души, «Жена смотрителя зоопарка» лишь информирует зрителей о том, чем занимались Жабинские. Это полезно, но не более того.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

В фильме фигурирует Януш Корчак – знаменитый польско-еврейский педагог и писатель, который погиб вместе со своими маленькими подопечными в концлагере Треблинка. Он легко мог сбежать из гетто, но не бросил детей

Начать разбор «Жены» стоит с того, что она зря фиксируется на героине Честейн. Да, лента основана на документальном исследовании, которое, в свою очередь, базируется на книге воспоминаний пани Жабинской. Но из фильма ясно, что Жабинские геройствовали вместе и что Ян сильнее рисковал, когда лично вывозил детей из гетто, а позднее сражался с нацистами как партизан. Фильм о Жабинских должен был либо уделить супругам равное внимание, либо сконцентрироваться на Яне. Картина же новозеландской постановщицы Ники КароСеверная страна», «Оседлавший кита»), кажется, исходит из того, что женщины важнее просто потому, что они женщины.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

В истории Второй мировой войны были «сольные» женские подвиги. Не лучше ли было снять кино о Зое Космодемьянской, чем оттеснять на второй сюжетный план бедного Яна Жабинского, которым ничем не заслужил такое отношение к себе? Впрочем, это вопрос риторический. «Жена» снималась как подчеркнуто феминистское кино, и лента не выполнила бы свою идеологическую задачу, если бы прославила героиню, не «опустив» попутно мужчин. Будь то пан Жабинский или Лутц Хек, который предстает не только убежденным нацистом, но еще и мерзким мужчиной. Хотя и не таким подонком, каким обычно оказываются в кино офицеры СС.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

Обычно мы хвалим фильмы за психологическую сложность персонажей, но в «Жене» мы похвалить образ Лутца не можем. В контексте ленты Хек предстает единственным воплощением нацизма (других значимых немецких персонажей на экране нет), а такой человек должен быть исчадьем ада, смертельно опасным для героев. Иначе нет ощущения, что персонажи рискуют каждую секунду, когда укрывают евреев. Да, умом мы, зрители, понимаем, как опасно то, что делают Жабинские и их сподвижники. Но опасность не брызжет с экрана, потому что Хек вызывает скорее гадливость, чем ужас. Даже в драматичной концовке фильма Лутц кажется интеллигентом в чужой форме, а не настоящим офицером СС.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

Фильм не складывал бы все яйца в корзину Хека, если бы на всем протяжении повествования изображал ужасы оккупации и холокоста. Когда злодействует целая армия, нет нужды выделять одного мерзавца. Однако «Жена» получилась удивительно мягким, почти детским кино, которое всего два-три раза погружает зрителей в кошмар военного времени. Основное действие развивается в уютном особняке Жабинских на территории зоопарка, где супруги создают своим «гостям» максимально комфортные условия. Конечно, поступают они совершенно правильно. Но смотреть на то, как Антонина играет детям на фортепиано и дает им погладить кролика, не слишком интересно и не особенно образовательно. И, повторимся, не так драматично, как должен выглядеть фильм о героях подполья.

Кадр из фильма "Жена смотрителя зоопарка"

Может быть, картина компенсирует недостаток внешнего действия действием внутренним? Нет. В отличие от Шиндлера, который начинает как циничный делец и постепенно становится практически святым, Жабинские перерождение не проходят, потому что в нем не нуждаются. Антонина еще до войны демонстрирует свою доброту и заботливость, когда ухаживает за животными, и она ведет себя точно так же с людьми во время холокоста. Она ни разу не борется с искушением все бросить и перестать рисковать ради других. Аналогично ведет себя ее муж, чуть менее эмоциональный, но столь же добросердечный. Не меняется по ходу ленты и Хек.

В общем, кино у Каро получилось нужное и сентиментальное, но не занятное, не глубокое и не особенно страшное. Игра Джессики Честейн убедительна, но на «Оскар» не тянет (для чего еще звезды берутся за такие постановки?), а об остальных звездах ничего особенно хорошего или плохого не сказать. Они просто адекватно подобраны. Также вполне адекватно воссоздана атмосфера 1940-х. Но для голливудского кино это норма, которая не требует громкой похвалы.

С 13 апреля в кино.

 
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?