Мама может, мама может

Крепкий французский триллер о семейной травме, без особой фантазии, но вполне умело орудующий знакомыми жанровыми тропами

Рецензии

Материнский инстинкт
Материнский инстинкт (2018)
Duelles
драма, триллер
Режиссер: Оливье Массе-Депасс
В ролях: Верле Баетенс, Анн Косенс, Мехди Неббу, Арье Вортхальтер, Жюль Лефевр
Премьера: 25 июля 2019 года
Смотри в сервисе Wink

Две семьи живут по соседству в любви и полной гармонии — матери семейства, Элиз и Селин, называют друг друга лучшими подругами, их дети-одногодки Тео и Максим весело играют во дворе, а отцы вместе работают. Их пригородную идиллию ломает смерть Максима — тот выпал из окна, а Элиз не смогла ни спасти его, ни докричаться до его матери Селин. Та теперь винит Элиз, а последняя впадает в тяжёлую паранойю, думая, что бедная мать захочет отобрать у неё сына взамен своего. Отношения накаляются, страхи прогрессируют, и уже непонятно, то ли Селин действительно готовит сложный план по уничтожению соседней семьи, то ли Элиз постепенно сходит с ума на почве необоснованных фобий.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Если вы хоть немного следите за киномаркетинговой модой, то наверняка знаете, что в наше время каждый второй хоррор — кинговский, а каждый первый триллер — хичкоковский. Сами режиссёры часто об этом даже не подозревают: жанровые и именные ярлыки навешивают без их ведома, не задумываясь, что они, может, вообще снимали добрую мелодраму о любви. Впрочем, у каждой закономерности есть свои исключения, и автор «Материнского инстинкта» Оливье Массе-Депасс кажется первым за долгое время автором (не считая сошедшего с ума Брайана Де Пальмы), который к наследию короля саспенса обращается вполне намеренно и открыто.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Он, например, без стеснений помещает свой фильм — бульварную историю со стандартным набором параноидальных страхов и прочих психозов — в солнечные шестидесятые, под бок героям «Психо» и «Марни». Эта временная перспектива в «Материнском инстинкте» едва ли оправданна и работает исключительно данью уважения — впрочем, догадаться, что на экране шестидесятые, проще по текстовому синопсису, чем непосредственно из фильма. Уж очень абстрактно выглядят его интерьеры и декорации, существующие как бы вне времени и, что уж там, пространства — с одинаковым успехом это может быть Брюссель 60-х и, допустим, Подмосковье нулевых.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Что не обязательно плохо — «Материнский инстинкт», в принципе, работает с универсальными страхами и архетипами, семейными травмами и раздорами, понятными более-менее в любом уголке мира. И работает вполне умело — да, местное противостояние паранойи и реальности вторично, но оформлено в жизнеспособный сценарий (не считая разве что скомканной экспозиции, слишком резво пытающейся добраться до «интересного»), где интриги не кажутся наигранными, а сомнения героев удачно передаются зрителю. Массе-Депасс действует и правда довольно по-хичкоковски — берёт сложную тему (потери ни много ни мало родного ребёнка) и, особо по ней не рефлексируя, оборачивает в жанровый переплёт из знакомых, но всё ещё не устаревших тропов.

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Но всё это касается текста, а как только «Материнский инстинкт» уходит от сухих сценарных перипетий к какой-никакой визуальной выразительности, того самого «хичкока» ему начинает остро недоставать. На каждый удачный кадр здесь пять сцен, снятых предельно скучными «восьмёрками» с монтажными склейками в духе худших сцен «Богемской рапсодии» — такой типичный коммерческий глянец, больше бы подошедший той самой доброй мелодраме о любви, чем суровому семейному триллеру. С другой стороны, может, именно из-за этого контраста мрачной истории с тёплыми декорациями удушающей «обычности» и рождается бытовой ужас «Материнского инстинкта». Насколько намеренно — другой вопрос. В общем, не сильно и важный.


С 25 июля в кино.

25.07.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00