Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Любимое кино

Любимое кино. Убить Билла

Квентин Тарантино ворвался в мировой кинематограф как постановщик-киноман, без стеснения черпающий вдохновение в фильмах прошлого

Добавить в закладки
Месть всех местей

Квентин Тарантино ворвался в мировой кинематограф как постановщик-киноман, без стеснения черпающий вдохновение в фильмах прошлого. Однако его талант собирать новые картины из обломков старых в полной мере проявился лишь в четвертом полнометражном проекте Тарантино, который до сих пор остается самой масштабной работой режиссера. Это была вышедшая в 2003 и 2004 годах великолепная двухсерийная экшен-эпопея под названием «Убить Билла».

Детская привязанность – очень сильное чувство. Она может ослабеть, но она редко забывается. Мы до конца жизни любим наших родителей, наши родные города и улицы, книги нашего детства… И, конечно, мы навсегда запоминаем фильмы, которые познакомили нас с кинематографом.

Квентин Тарантино родился в 1963 году, и фильмами его детства были вестерны и китайские кунг-фу боевики. Еще в середине 1960-х было трудно представить, что американские экраны могут заполонить ленты из Гонконга. Но восточные единоборства и восточные вероучения после войны постепенно покоряли США, и с их приходом в стране развивался интерес к китайской культуре в целом. Одновременно традиционный Голливуд под давлением телевидения переживал кризис, и прокатчики, чтобы остаться на плаву, вынуждены были присматриваться к иностранному кино и искать там ленты, способные увлечь американскую публику.

В 1972 году президент Ричард Никсон посетил Китай, чтобы наладить отношения с прежде враждебной коммунистической державой. Этот визит считается важнейшим во всей истории зарубежных поездок американских президентов. У него было множество последствий, одним из которых оказался настоящий бум гонконгского кино в американском прокате.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Первой лентой этого бума стал гонконгский боевик «Король-боксер», также известный как «Пять пальцев смерти» или «Лучший в мире кулак». К тому времени когда «Король-боксер» в марте 1973 года вышел в американский прокат, по американскому ТВ уже шел сериал «Кунг-фу», где Дэвид Кэррадайн играл шаолиньского монаха, путешествующего по Дикому Западу (по сценарию его герой был сыном американца и китаянки). Восточные единоборства атаковали публику со всех сторон, и зрители с готовностью сдавались на милость победителей.

К середине мая 1973 года гонконгцы вытеснили американские ленты из топа бокс-офиса. Все три верхние позиции были заняты китайцами. На третьем месте был «Король-боксер», на втором – «Леди-вихрь», а первую строчку бокс-офиса оккупировал первый экшен-хит Брюса Ли «Большой босс». Напомним, что знаменитый гонконгский актер начал карьеру еще ребенком и в юности снимался в драмах, однако со временем увлекся боевыми искусствами и сделал себя звездой боевиков.

Конечно, долго так продолжаться не могло. Американцы слишком патриотичны, чтобы годами игнорировать родной масскульт в пользу заокеанского. Да и голливудцы не сидели сложа руки, а изо всех сил искали новые подходы к зрительским сердцам и кошелькам. Так что массовое гонконгское нашествие на американский прокат завершилось уже в начале 1974 года. После этого восточные ленты были оттеснены в мир второсортных и бедных кинотеатров.

Однако именно таких заведений было много в том районе Лос-Анджелеса, где рос Квентин Тарантино. В то время как остальная Америка смотрела «свое» кино, Тарантино жил в окружении гонконгских лент и других маргинальных для широкого проката развлекательных фильмов. Например, итальянских спагетти-вестернов и американских «черных» боевиков (то есть негритянских фильмов для негров). Даже ТВ в его районе было этническим, и там можно было, например, увидеть японский телесериал о ниндзя «Воины-тени», который Тарантино очень любил и ценил.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

К тому времени когда в 1980-х Квентин вырос и стал клерком в видеосалоне Video Archives, началась вторая волна международно известного гонконгского кино. Это уже были не исторические боевики, а «крутые» криминальные ленты вроде «Города в огне» Ринго Лама и «Наемного убийцы» Джона Ву. Тарантино полюбил это кино почти столь же сильно, как гонконгские картины своего детства. «Город в огне» стал одним из источников вдохновения для «Бешеных псов» – минималистского режиссерского дебюта, который сделал Тарантино международной знаменитостью. Но старый Гонконг остался для постановщика пиком мирового кино.

Однажды на съемках своего второго фильма «Криминальное чтиво» Тарантино разговорился со звездой картины Умой Турман. Он с жаром рассказал ей о своей любви к гонконгским боевикам и о том, что он мечтает снять собственное кино на китайский манер, которое обязательно будет историей о жестокой мести мастера боевых искусств. Почему именно о мести? Потому что это самый простой сюжетный способ заставить зрителей болеть за персонажа, который крошит людей направо и налево. Все мы чувствуем справедливость в наказании «око за око, смерть за смерть». А чем меньше времени фильм тратит на объяснения и обоснования, тем больше времени остается на эффектное кровопролитие. Впрочем, в итоге в картине Тарантино разговоров оказалось не меньше, чем боев.

Турман – бывшая модель, которая после фильмов «Опасные связи» и «Генри и Джун» считалась артхаусной драматической звездой, – в ответ на разглагольствования Тарантино заметила, что с удовольствием бы снялась в боевике, если бы он был написан для женщины. Затем она предложила зачин картины: окровавленная, умирающая девушка в свадебном платье, расстрелянная вместе с женихом и гостями прямо во время церемонии. Идеальный повод для изощренной женской мести! Режиссеру очень понравилась эта идея, и они с Турман провели несколько недель, перебрасываясь мыслями по поводу потенциального совместного кино.

Возможно, именно благодаря этому обсуждению в «Криминальном чтиве» появился рассказ героини Турман о том, что она снялась в пилотной серии экшен-телесериала Fox Force Five, где была ведущим персонажем вместе с четырьмя другими девушками – блондинкой, японкой, француженкой и негритянкой. Как мы теперь знаем, в «Убить Билла» героиня Турман охотится на четырех бывших подельниц-киллеров, которые в самом деле блондинка, японка, француженка и негритянка. Но, может быть, и наоборот – Тарантино решил использовать уже написанный монолог Мии как прототип будущей картины. В любом случае идея пяти убийственных красоток была позаимствована из вышедшего в 1973 году малобюджетного американского боевика Теда Майкелса «Отряд куколок». Эта лента также послужила основой для телесериала «Ангелы Чарли».

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

В 1994 году замысел ленты, получившей название «Убить Билла» (в честь главаря отряда убийц, который приказал расстрелять героиню за уход из команды и попытку начать мирную жизнь), так и остался замыслом. Турман и Тарантино после завершения «Криминального чтива» разошлись по разным голливудским углам. Актриса снялась в таких разных лентах, как романтическая лента «Красивые девушки», фантастическая драма «Гаттака» и комиксный блокбастер «Бэтмен и Робин».

Тарантино же, удостоенный за «Чтиво» сценарного «Оскара», принял участие в антологическом проекте «Четыре комнаты», сочинил для Роберта Родригеса вампирский боевик «От заката до рассвета» и снял свою третью «сольную» картину – криминальный триллер «Джеки Браун», основанный на романе Элмора Леонарда и «черных» триллерах 1970-х. Связь с прошлым была подчеркнута тем, что главную роль сыграла Пэм Гриер – звезда знаменитой ленты 1973 года «Коффи». В этом фильме рассказывалось о чернокожей медсестре, которая мстит за гибель своей сестры-наркоманки и расстреливает влиятельных наркоторговцев и полицейских «оборотней».

«Джеки Браун» был очень успешным по голливудским меркам фильмом. Он собрал 75 миллионов долларов при бюджете в 12 миллионов долларов, и он принес актеру Сэмюэлу Л. Джексону «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля. Но все же лента была принята холоднее, чем «Криминальное чтиво». Очевидно было, что Тарантино нужно развиваться и меняться как постановщику, чтобы удержаться на гребне голливудской волны. В то время как многие в мире пытались скопировать стиль Тарантино, сам режиссер должен был предложить что-то новое. Или по крайней мере переосмыслить хорошо забытое старое.

Тарантино предполагал, что его новым шедевром станет военный фильм, который мы сейчас знаем под названием «Бесславные ублюдки». Режиссер несколько лет работал над его сценарием, и проект становится все размашистей и сложнее. Тарантино очень нравилось то, что у него получилось, но он никак не мог придумать достойную концовку. Кроме того, в то время еще несколько известных режиссеров работали над военным кино, и Тарантино не хотелось, чтобы его «лучший фильм» (он был в этом совершенно уверен) потерялся среди чужих лент. Поэтому постановщик решил отложить сценарий и заняться чем-нибудь другим.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

К тому времени Тарантино и Турман не виделись больше трех лет. Но однажды они пересеклись на вечеринке, и актриса поинтересовалась, не работает ли режиссер над сценарием, который они некогда придумали. Это был ритуальный вопрос, который Турмана задавала при каждой встрече. Но в тот раз Тарантино решил, что ему стоит наконец всерьез заняться «Убить Билла». «Это будет отличная разминка перед военной эпопеей!» – подумал режиссер.

Из этих слов ясно, что в то время Тарантино видел «Убить Билла» сравнительно скромным, ограниченным проектом, хотя и с множеством сцен насилия. Но, когда режиссер засел за сценарий, текст быстро распух до грандиозного фильма длиной в три-четыре часа. В самом деле, героине предстояло пережить расстрел, всласть поквитаться с четырьмя подельницами, выяснить отношения с бывшим боссом… А еще обзавестись супермечом (какая месть без идеального оружия!), посетить несколько стран и даже пройти во флешбэке боевую подготовку, чтобы зрители узнали, почему белокурая красотка круто дерется. Дел у героини было невпроворот, и в стандартные голливудские полтора-два часа сюжет никак не втискивался.

Тарантино, впрочем, это не волновало. Он рассказывал в интервью, что у него столько денег, что он работает только ради собственного удовольствия. А расширять «Убить Билла», добавляя все новые сцены, режиссеру очень нравилось. Так что Тарантино больше ни о чем не задумывался.

Сценарий «Убить Билла» режиссер сочинял около полутора лет. Это время Тарантино провел в Нью-Йорке, где он мог постоянно общаться с Умой Турман. Актриса тогда была замужем за Итаном Хоуком, и ее отношения с Тарантино были хоть и тесными, но сугубо платоническими и дружескими. Хотя похоже, что Тарантино был не прочь, чтобы их связь переросла в нечто большее… Как бы то ни было, наблюдение за Турман и за тем, как она воспитывает свою дочь Майю, существенно повлияло на работу режиссера над сценарием. Текст стал более душевным и трогательным, особенно в финальных сценах, где героиня добирается до Билла.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Интересно, что в течение почти года Тарантино считал, что героиня мстит за свою убитую дочь, которой она была беременна во время расстрела в церкви. Лишь ближе к концу работы над проектом Тарантино придумал ключевой сюжетный ход – героиня обнаруживает, что ее дочь жива (девочка родилась, пока героиня без сознания лежала в больнице) и что Билл взял девочку на воспитание, поскольку героиня была беременна от него. Это сделало концовку особенно мелодраматичной, почти в духе мексиканских «мыльных опер».

По словам Тарантино, его персонажи живут в одном из двух миров. Это либо мир «реальности Тарантино», который почти похож на обычную жизнь, либо мир «фильмов в реальности Тарантино», к которому обычная жизнь не имеет почти никакого отношения. «Убить Билла» – это кино, которое могли бы посмотреть персонажи «Криминального чтива» или «Бешеных псов». Соответственно, при его сочинении режиссер был связан лишь собственным мнением о том, что будет круто смотреться. Мысли вроде «Это неправдоподобно» или «Это нереально» Тарантино не посещали.

Мы не будем пытаться перечислить все фильмы, к которым «Убить Билла» отсылает. Скажем лишь, что Тарантино черпал идеи в старомодных гонконгских боевиках, в японских фильмах о самураях, ниндзя и якудза, в итальянских и американских вестернах, в голливудской классике, в кинотрэше 1970-х, в кино нового времени, в телесериалах и комиксах… Полный список всех выявленных отсылок занимает много страниц, и если вы можете угадать хотя бы половину из них, то вам пора преподавать киноведение в самых престижных зарубежных вузах.

Такое количество цитат и заимствований не означало, что у Тарантино иссякла фантазия. Просто режиссер стремился создать magnum opus, который бы отразил его любовь к самому разному кино и его готовность и умение снимать в разных жанрах, от стилизованного боевика до камерной драмы и абсурдистской комедии. Тарантино не воровал идеи – он хвалился познаниями и признавался в своих пристрастиях. Так что, несмотря на сплошную цитатность, «Убить Билла» – это, пожалуй, самый личный фильм Тарантино. В сущности, это душа и страсть режиссера, вывернутые на всеобщее обозрение.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Никаких вопросов по поводу того, кто оплатит съемки фильма, у Тарантино не было. Режиссер постоянно сотрудничал со студией Miramax и с ее главой Харви Вайнштейном, и продюсер вновь готов был оплатить картину Тарантино, благо что проект был интересным и многообещающим. Вообще-то, Вайнштейн всегда был известен как человек, который добивается, чтобы фильмы были как можно более короткими, и порой «ломает» при этом режиссеров. Но у «Убить Билла» такой проблемы не было. «Хочешь снять кино на три часа? Вот тебе 50 миллионов долларов!»

Вайнштейн был готов работать с Тарантино, а вот Турман не была готова работать с продюсером. После выхода «Криминального чтива» Вайнштейн домогался Турман и даже однажды попытался ее изнасиловать, хотя все же позволил ей выкрутиться и убежать. Это не привело к полному разрыву актрисы с Miramax, поскольку Турман не могла себе это позволить. Но после гостиничного инцидента Турман было страшно сотрудничать с Вайнштейном, и она старалась не оставаться с ним наедине.

Когда во время Каннского фестиваля 2001 года Тарантино заметил, что Турман нервно реагирует на присутствие на приемах Вайнштейна, актриса напомнила ему, что с ней случилось. Она уже до этого рассказывала Тарантино о проступке продюсера, но тогда режиссер не принял ее слова всерьез. В 2001-м же на кону стояла судьба картины, и Тарантино отреагировал. Он вызвал Вайнштейна на разговор и потребовал, чтобы тот извинился перед актрисой. Продюсер согласился. Поначалу он пытался отговориться, но затем все же признал свою вину, и Турман приняла его извинения, хотя и не поверила, что продюсеру стыдно. Однако она полагала, что большего не добьется, а устроить публичный скандал Турман не решилась.

В результате проект благополучно запустился – если не считать того, что Тарантино пришлось подождать, пока беременная вторым ребенком актриса не родит сына и не придет в форму, чтобы начать готовиться к утомительным и сложным съемкам. О замене звезды и речи быть не могло. Сценарий был сочинен в расчете на Турман, и никого другого в роли главной героини режиссер не видел.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Почему мы постоянно называем Беатрикс Киддо просто «главной героиней», а не по имени? Потому что это одна из «фишек» картины. Почти на всем протяжении ленты имя героини скрыто от аудитории, чтобы заинтриговать зрителей и заставить их внимательно смотреть и слушать в ожидании внезапных откровений. Имя «Беатрикс» предложила Турман (так зовут одну из ее знакомых), а фамилию Киддо, которая переводится как «детка», придумал Тарантино. Так что, как и героиня в целом, это совместное творение режиссера и звезды.

«Убить Билла» начинается с того, что Беатрикс находит свою бывшую подельницу-киллершу Верниту Грин, которая со времени расстрела на свадьбе начала вести обычную жизнь и даже родила дочь. Роль Верниты получила чернокожая актриса Вивика Фокс из «Дня независимости» и романтической комедии «Игра на двоих» (именно эта лента убедила Тарантино нанять афроамериканку). Ранее Фокс снялась с Турман в «Бэтмене и Робине».

Большую часть первой половины «Убить Билла» Беатрикс охотится на свою бывшую «сослуживицу» О-Рен Исии, которая стала главарем якудза. Тарантино планировал взять на эту роль актрису японского происхождения. Но ему так понравилась Люси Лиу в «Шанхайском полдне», что он пригласил на роль О-Рен американскую китаянку и соответственно изменил героиню, чтобы никто не придрался, что Лиу выглядет «не по-японски». В свою очередь, Лиу добилась, чтобы О-Рен была внешне женственной и как будто безобидной – но на деле смертельно опасной. Тарантино изначально видел героиню сравнительно андрогинной и одетой в мужском стиле.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Чтобы добраться до Исии, Беатрикс следит за француженкой Софи Фаталь – близкой подругой и юристом О-Рен. Эта роль досталась Жюли Дрейфус – француженке, которая в юности увлеклась Японией, переехала туда на учебу и осталась там жить. Со временем она выучила язык и начала играть на ТВ и в японском кино. Для «Убить Билла» Дрейфус была полезна тем, что могла убедительно сыграть западную переводчицу на японский язык (это одна из обязанностей ее героини). В дальнейшем Тарантино снял ее в «Бесславных ублюдках».

В Японии Беатрикс заказывает меч у великого мастера Хаттори Хандзо, которого зовут точно так же, как реального знаменитого самурая и ниндзя, жившего в XVI веке. Японский экшен-герой Сонни Тиба играл Хандзо в любимом сериале Тарантино «Воины-тени», и режиссер поручил пожилому актеру изобразить нового Хандзо в его кино. По словам Тарантино, Хандзо в «Убить Билла» – это далекий потомок Хандзо из «Воинов-теней», так что логично, что их играет один и тот же актер.

До того как сразиться с О-Рен, героиня «Убить Билла» буквально прорубается сквозь целую роту рядовых якудза и сражается с полубезумной старшеклассницей Гого Юбари, телохранительницей Исии. Имени «Гого» в японском языке нет. Героиня названа в честь японского названия мультсериала «Гонщик Спиди» – Mach GoGoGo. Актрису на роль Юбари режиссер нашел в известном японском фантастическом триллере «Королевская битва». Тиаки Курияма сыграла в этой картине одну из ключевых ролей. Напомним, что в ленте рассказывается об одноклассниках, которые вынуждены убивать друг друга, пока не останется только один. Необычное оружие Гого в виде шара на цепи с выдвигающимися лезвиями позаимствовано из классического гонконгского фильма «Повелитель летающей гильотины».

Предводителя якудза по имени Джонни Мо сыграл китайский актер Гордон Лиу, некогда снявшийся в выдающейся гонконгской ленте «36 ступеней Шаолиня». Также Лиу в густом гриме изобразил в «Убить Билла» китайского мастера по имени Пай Мэй, у которого Беатрикс учится боевым искусством. Пай Мэй – это не просто имя. Так звали одного из самых известных шаолиньских монахов в истории Китая. Говорят, что Пай Мэй предал собратьев, когда Шаолинь враждовал с имперским правительством. Поэтому в исторических боевиках он обычно оказывается злодеем. «Пай Мэй» буквально значит «белые брови», и изображают его соответственно.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Помимо Беатрикс и Билла у Пай Мэя училась белокурая американка Элль Драйвер, еще одна участница отряда киллеров. В наказание за неуважение учитель вырвал у Элль глаз. С тех пор она ходит с пиратской повязкой. Роль Элль получила Дэрил Ханна из «Бегущего по лезвию», «Всплеска» и «Уолл-стрит». Сцена схватки Элль с Беатрис изначально задумывалась как стильный «китайский» поединок, но после просмотра документальной комедии «Чудаки» Тарантино решил снять этот бой «грязно» и хаотично – как яростную потасовку, а не как чинную дуэль.

Отметим, что у главных героинь картины есть кодовые имена, данные в честь змей. Драйвер – единственная, кто получила кодовое имя в честь неядовитого пресмыкающегося, именующегося «Калифорнийская королевская змея». Это не случайно. Элль оказывается не так опасна, как ее подруги.

Майкл Мэдсен из «Бешеных псов» получил роль Бадда, младшего брата Билла. После распада группы убийц Бадд стал захолустным вышибалой и алкоголиком. Тем не менее Беатрис все равно решает его убить.

Майкл Паркс из «От заката до рассвета» в «Убить Билла» вторично изобразил техасского рейнджера Эрла Макгро. Благодаря этому можно считать, что действие обеих лент развивается в одной реальности и что события «Убить Билла» разворачиваются до событий «От заката до рассвета», где Эрл погибает. Также Паркс сыграл мексиканского сутенера Эстебана.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Но кто же стал Биллом, главной целью Беатрис и ее бывшим главарем и любовником? Тарантино собирался взять на эту роль голливудского мэтра Уоррена Битти, но затем передумал и поручил Билла Дэвиду Кэррадайну, бывшему герою сериала «Кунг-фу». Получилось символично – «Убить Билла» свел вместе Кэррадайна и Сонни Тибу, которые некогда порознь радовали Тарантино в экшен-сериалах. Роль пришлось существенно переработать, чтобы она подошла новому актеру.

Наконец, японская женская рок-группа The 5.6.7.8's попала в фильм, потому что однажды Тарантино услышал их музыку во время поездки по Японии. Режиссеру так понравилось звучание группы, что он добился, чтобы ему продали диск, игравший в магазине одежды. Тарантино пришлось попрепираться с менеджером, но диск того стоил, и японские рокерши тоже.

Съемкам предшествовали продолжительные тренировки, звезды картины изучали китайские экранные единоборства под началом Юэнь Ву-Пина – знаменитого гонконгского режиссера и постановщика трюков и боевых сцен. Мастер Юэнь прописался в Голливуде после выхода «Смертельного оружия 4» и «Матрицы». Японский самурайский стиль актеры осваивали под руководством Сонни Тибы. Опытный Кэррадайн полагал, что для него не будет сюрпризов, но оказалось, что даже ему пришлось многому научиться.

Турман пахала больше всех, поскольку ей предстояло сыграть во всех боевых сценах и показать весь спектр талантов Беатрикс. Хотя, конечно, у Турман была дублерша – знаменитая новозеландская каскадерша Зои Белл, которую Тарантино в дальнейшем снял как актрису в «Доказательстве смерти». Прежде Белл занималась корейским таэквондо, так что китайские и японские боевые искусства она спешно освоила специально для «Убить Билла». Турман же помимо трюкачества училась имитировать беглое владение японским языком.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Тренировались звезды в Голливуде, а вот сниматься им пришлось за пределами США. Основным местом интерьерных съемок стала Пекинская киностудия, некогда построенная по приказу Мао Цзэдуна. В частности, на студии была сооружена колоссальная декорация двухэтажного ресторана и ночного клуба «Дом голубых листьев», где находится штаб-квартира якудза.

Основной причиной съемок в Китае была экономия – съемки в Пекине были вдвое дешевле, чем съемки в Голливуде, хотя задействовалось куда больше местных сотрудников, чем было бы задействовано в Америке. Вместе с дизайнерами, приехавшими с Запада, над декорациями работали китайские художники. Получался настоящий культурный симбиоз, которого очень хотел добиться Тарантино.

Правда, это не значило, что режиссер что-то полностью отдавал на откуп подчиненным. Тарантино тщательно продумал каждую деталь «Убить Билла», даже если речь шла о цветовой гамме декораций или о боевых приемах. Так что в конечном итоге сотрудники Тарантино реализовали его видение. Иногда это значило, что им приходилось наблюдать, как Тарантино со своей обычной бешеной энергией разыгрывает в лицах целую боевую сцену, кое-как демонстрируя прыжки, выпады и удары. Говорят, что выглядело это исключительно комично.

Также в Китае съемки проходили в горном храме в городском районе Чжунвэй. Это небольшой городок – там живет всего миллион человек. Дальнейшие уличные съемки проходили в Токио, в калифорнийской Пасадене (там снималась схватка Беатрикс с Вернитой), в окрестностях пустыни Мохаве (снимались эпизоды с Баддом и со свадебной церемонией)… Когда же дело дошло до сцен с Биллом, то группа переехала в Мексику, в гасиенду британского певца Сила в курортном районе Коста-Алегре на западном побережье страны. Сцены с сутенером Эстебаном были сняты в настоящем мексиканском публичном доме, с участием местных проституток.

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Тарантино принципиально отказывался от использования компьютерных эффектов. Он подражал режиссерам прошлого и настаивал, чтобы применялись спецэффектные технологии, доступные в 1970-х. Обычно это значило, что, например, фонтан крови создавался с помощью огнетушителя. Но порой приверженность к старине требовала рисковать жизнью.

Ближе к концу съемок Турман должна была вести машину в сцене, где ее героиня приезжает к Биллу в Мексику. Актриса не хотела садиться в автомобиль, в котором до этого была наспех переделана коробка передач, но Тарантино убедил ее, что это совершенно безопасно. «Тебе нужно лишь проехать по улице», – сказал режиссер. В результате Турман потеряла управление, попала в аварию и оказалась в больнице. Врачи со временем вернули ей «товарный» вид, но не смогли исправить внутренние повреждения, и полученные тогда травмы до сих пор беспокоят актрису.

Когда Турман вернулась на съемки, она рассорилась с Тарантино, и их многолетней дружбе пришел конец. В том числе потому, что тогда режиссер не добился, чтобы студия предоставила Турман съемки катастрофы для предъявления на суде. Тарантино лишь недавно исправил этот промах, и сейчас они с Турман вроде бы помирились. Но прежнее доверие между ними вряд ли возможно.

Помимо игровых сцен для «Убить Билла» был нарисован анимационный фрагмент. Его создала известная японская студия Production I.G., которая, в частности, выпустила культовый рисованный киберпанк-триллер «Призрак в доспехах». Идею сделать одну из сцен анимационной Тарантино подсказал индийский психологический триллер «Рожденный править (Aalavandhan)».

Кадр из фильма "Убить Билла. Фильм 1"

Музыкальное разнообразие фильма было не меньшим, чем разнообразие его боевых сцен. В значительной мере звуковая дорожка была составлена из музыки к старым фильмам, что подчеркивало основную художественную идею картины – творчески обработанная «сборная солянка».

Когда после завершения съемок, которые растянулись на 155 дней, Тарантино занялся монтажом, встал вопрос о том, что все-таки делать с продолжительностью картины, которая получилась почти четырехчасовой. У режиссера были мысли по поводу того, от чего он может отказаться, но Харви Вайнштейн предложил вместо сокращения фильма разбить его на две серии. Тарантино пришел в восторг от того, что ему не придется кромсать свой опус, и согласился с предложением продюсера.

Первая серия «Убить Билла» вышла в прокат 10 октября 2003 года. Она произвела настоящий фурор своим экшен-напором и красотой дизайна. По данным опросов, 90% зрителей после выхода из зала собирались дождаться и посмотреть, что Тарантино подготовил для них в завершении фильма.

Вторая серия «Убить Билла» вышла 16 апреля 2004 года. Она была не столь эффектной, как первая серия, и она больше напоминала традиционный для Тарантино стиль – много разговоров и сравнительно немного экшена. Тем не менее эту серию тоже высоко оценили критики и зрители. Суммарный бюджет дилогии составил 55 миллионов долларов, а суммарные мировые сборы – 332 миллиона долларов. Для сравнения укажем, что «Криминальное чтиво» заработало 214 миллионов долларов при бюджете менее 9 миллионов долларов.

Так мировое кино получило раскрепощенную и впечатляющую картину, которая многое взяла у предшественниц, однако в итоге сама оказалась эталоном для будущих жанровых фильмов. Да, «Убить Билла» не такая значимая лента, как «Криминальное чтиво», но это все равно высочайшее достижение Тарантино как постановщика, и его и сейчас приятно пересматривать. Причем далеко не только из-за боевых сцен. Каждый элемент «Убить Билла» заслуживает внимания и восхищения.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?