Рецензия на фильм «Предчувствие конца»

Пожилой британец Тони Уэбстер внезапно получает письмо из юридической конторы. Ему пишут, что мать девушки, с которой Тони встречался, когда учился в колледже, умерла и оставила ему немного денег и ценную вещь

Мимо кассы

Пожилой британец Тони Уэбстер (Джим Бродбент) внезапно получает письмо из юридической конторы. Ему пишут, что мать девушки, с которой Тони встречался, когда учился в колледже, умерла и оставила ему немного денег и ценную вещь. Юристы не могут сообщить, что это за вещь, поскольку основная наследница покойной отказывается передать ее Тони. Мужчина теряется в догадках, почему женщина, которую он толком не знал, упомянула его в завещании, и он начинает вспоминать давнишние события, связанные с его первой любовью и его лучшим другом.

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Когда реклама обещает экранизацию известного современного романа, удостоенного престижной литературной премии, опытный критик ждет не шедевр, а фиаско. «Престижная» литература в наши дни часто пишется так, что ее очень трудно или попросту невозможно адекватно перенести на экран. И чем лучше книга, тем более невыполнимую задачу она ставит перед постановщиком.

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Автор романа «Предчувствие конца» Джулиан Барнс известен не только как автор серьезной литературы, но и как сочинитель детективов. Он издает их под псевдонимом Дэн Кавана

Британская лента «Предчувствие конца» – наглядный пример этой проблемы. Удостоенный Букеровской премии одноименный роман Джулиана Барнса рассказывает две истории из жизни Тони Уэбстера, но суть книги не в том, что случилось с мужчиной и с его близкими, а в том, как это запечатлелось в его сознании. Иными словами, основное повествование «Предчувствия конца» – не канва внешних событий, а внутренние ощущения, переживания и воспоминания Тони, которые рождаются и складываются как реакция на внешние события.

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

«Предчувствие конца» – дебют индийского режиссера Ритеша Батры в западном кино

В принципе, все это можно было бы как-то визуально и словесно передать на экране. Но индийский режиссер Ритеш Батра, в прошлом поставивший очень удачную болливудскую мелодраму «Ланчбокс», даже не попытался это сделать. Батра довольствовался воссозданием событийной канвы романа, а в случае «Предчувствия конца» это куда меньше, чем событийная канва «Войны и мира». Вычеркните философские отступления из эпопеи Толстого, и останется достаточно для захватывающего сериала. Когда же эта операция проводится с книгой Барнса, от романа остается лишь плоская и тягомотная история, которая в час по чайной ложке сообщает, почему лучший друг Тони много лет назад покончил с собой. Сюжет при этом получается донельзя «мыльным» (неудивительно, что болливудец им увлекся!), но едва интригующим, поскольку картина мало что делает, чтобы удержать зрительское внимание. Наоборот, от нее разит британской степенностью и церемонностью, которые усыпляют лучше снотворного.

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

Кадр из фильма "Предчувствие конца"

В этом месте можно было бы по привычке похвалить Джима Бродбента, Шарлотту Рэмплинг и других звезд ленты за то, как они справляются со своими ролями. Но в чем смысл хорошей игры, если она не складывается в хорошее кино? Как бы талантлив ни был Бродбент, он не может спасти фильм, который не сделал его героя интересным персонажем. Кроме того, молодые актеры, подобранные для изображения персонажей в молодости, так мало походят на Бродбента, Рэмплинг и их коллег из «современной» части ленты, что невозможно поверить, что это одни и те же герои. А для «Предчувствия конца» преемственность времен чрезвычайно важна.

В общем, смотреть картину стоит лишь в том случае, если ее звезды для вас – наркотик, без которого начинается ломка. В противном случае лучше прочесть или перечитать книгу Барнса и задуматься о тех вопросах, которые она поднимает и которые в фильме Батры либо вовсе не затрагиваются, либо лишь мельком поминаются.

 
17.08.2017 Текст: Борис Иванов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00