Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Интервью со сценаристом фильма «Фото на память» Виктором Бондарюком и актрисой Ириной Темичевой

Жанр хоррора в России сегодня переживает настоящий расцвет

Добавить в закладки
Мне никогда не было уютнее, чем в этой жуткой хижине в лесу…

– Виктор, в базе киносправочников вы числитесь композитором. Что должно произойти в жизни музыканта, чтобы он вдруг сел за написание сценария, да еще и фильма ужасов?

Виктор Бондарюк: Это сложный вопрос. Композиторская ипостась – это только небольшая часть моей музыкальной деятельности, вообще-то я довольно много гастролирую и часто выступаю, но, наверное, сейчас настало время сделать то, что я и сделал, – попробовать новое. Я попробовал, мне понравилось, и понравилось настолько, что ничем другим мне теперь заниматься просто не хочется. Я могу назвать себя счастливейшим человеком, ведь всю свою жизнь я занимаюсь тем, что мне нравится: я занимался музыкой и достиг определенных результатов, я занимаюсь кино, и, кажется, у меня что-то получается. Мне остается только благодарить Бога, моих друзей и близких, моего любимого человека и продюсеров, которые поверили в мои идеи.

– Ирина, для вас это тоже дебют на большом экране в главной роли, и тоже весьма необычный выбор жанра. Почувствовали какую-то особую тягу к хоррорам?

Ирина Темичева: Я не могу назвать себя большой фанаткой фильмов этого жанра, но мое желание стать актрисой пришло именно из детского желания сняться в фильме ужасов. Мое детство пришлось на 90-е, расцвет видео, поэтому я очень любила фильмы вроде «Кошмар на улице Вязов», «Восставший из ада», мне казалось, что это самое интересное в актерской профессии – пугаться и пугать. Так что я ничуть не смущаюсь того, что первая моя большая роль в полном метре будет в фильме ужасов, это отличная возможность показать себя в ином свете, чем привыкли зрители.

– Есть у вас какой-то любимый фильм ужасов?

Темичева: Я очень люблю фильм «Ключ от всех дверей», мне он нравится тем, что в нем по большому счету нет особой крови или каких-то неприятных сцен, но в нем присутствует такое нервное напряжение, что от экрана невозможно оторваться. Мне бы очень хотелось, чтобы зрители на нашем фильме ощутили схожие чувства – страх неизвестного, тревогу непредсказуемости, ужас загадочного. Мы на площадке добивались именно этого.

На съемочной площадке фильма «Фото на память»

Бондарюк: Любимый фильм не назову, но отмечу, что жанр это непростой, критичный, фильмы ужасов смотрят люди неглупые, это не комедии, являющиеся, на мой взгляд, одним из самых сложных кинематографических жанров, на которых можно просто посидеть на последнем ряду поцеловаться или поесть попкорна. Зрители здесь пристально следят за фабулой, придирчиво оценивают выстраиваемую вселенную – поэтому для меня это был серьезный вызов, возможность показать свои идеи. Надеюсь, я с ним справился.

– А что это за идеи, кстати?

Бондарюк: Чтобы не раскрывать будущим зрителям всех сюжетных поворотов, я скажу так: мне не хотелось делать фотоаппарат убийцей, сам он, конечно, никого не убивает, но на течение времени невозможно повлиять ни в одну, ни в другую сторону, само время будет защищать себя любыми способами. Когда кто-то пытается вмешаться в прошлое или будущее, время действует жестко и беспощадно, просто защищая себя. Роман о подобном эффекте есть у Стивена Кинга, он называется «11/22/63», мне его идея показалась очень интересной и я, немного адаптировав ее, приложил к собственному сюжету. В нашем случае время, выправляя погрешности, просто уничтожает живые объекты.

– Насколько сложно давался сценарий? Долго ли пришлось доводить его до ума?

Бондарюк: Первый драфт был написан достаточно быстро – меня так увлекла эта работа, что я просто не отрывался от компьютера несколько дней и первый вариант написал за 21 день. Потом пошли довольно продолжительные и достаточно серьезные правки, в какой-то момент у нас даже изменился главный злодей, и сценарий разросся до 120 страниц, что было достаточно много для жанрового кино. После чего мне пришлось его существенно сокращать, полагаясь на то, что лаконичность не станет проблемой.

– Как относитесь к тому, что продюсеры требуют сокращений и исправлений? Все-таки резать приходится практически по живому…

Бондарюк: Я отношусь с пониманием, мне очевидно, что весь коллектив съемочной группы и продюсеры хотят сделать фильм лучше, и как здравый человек я понимаю, что где-то могу быть неправ, а потому спокойно относился к любым правкам сценария, ведь меня окружали профессионалы, работавшие как единый механизм. К тому же я тогда только набирался опыта, поэтому мне обязательно нужно было пройти через такое испытание.

– Вы говорите о профессионалах, но со стороны ваш проект выглядит чистой авантюрой: сценарист-дебютант, ведущая актриса впервые в главной роли, режиссер раньше стоял за камерой, а продюсеры специализируются на комедиях. Не было страшно за результат?

Бондарюк: Ничуть. В какой-то мере кино – точно такая же работа, как и любая другая, и полученные ранее навыки помогают людям реализовывать себя в других жанрах или форматах также работнику, который меняет специфику. Грубо говоря, если я, музыкант, всю жизнь играю танцевальную музыку, то я смогу сыграть джаз, если нужно, порепетирую, поработаю и смогу. А здесь на площадке были абсолютные профессионалы, готовые открывать что-то новое для себя и для зрителей. Кроме того, у нас было достаточно времени на подготовку, на читки и репетиции – еще до начала производства мне было понятно, что эти ребята сделают все очень здорово.

На съемочной площадке фильма «Фото на память»

Темичева: Кино – это всегда риск, даже сплоченные команды суперпрофессионалов порой совершают ошибки и снимают фильмы, которые потом проваливаются в прокате. Для меня опыт или его отсутствие у создателей фильма не были решающим фактором, важнее было отношение к сценарию и пробы – я прошла больше всех проб, и это было очень непросто. Но в то же время, много общаясь с режиссером и продюсерами во время этой подготовки, я обрела уверенность в том, что из нашего проекта получится что-то интересное.

– Вы пробовались только на эту роль?

Темичева: Да, я сразу рассматривалась только на один конкретный образ, но, чтобы эту роль получить, мне пришлось серьезно потрудиться.

– Сценарист вам разве не составил протекцию?

Темичева (смеется): Мы действительно с Виктором вместе уже 13 лет, и когда он работал над сценарием, он вольно или невольно, конечно, примерял образ на меня, но в кино все работает несколько сложнее – если ты не продюсер, то твое влияние на подбор актеров почти нулевое. Все, что Виктор мог сделать, это предложить рассмотреть мою кандидатуру на общих основаниях. Так и произошло, вот и вся протекция.

На съемочной площадке фильма «Фото на память»

– Виктор, над кем из персонажей фильма пришлось потрудиться больше всего?

Бондарюк: Так получилось, что «Фото на память» стал первым моим полноценным сценарием, поэтому в процессе новой для меня работы я даже не задумывался над тем, кто получается сложнее, а кто проще, все получалось будто само собой. Я человек не религиозный, и в творчестве предпочитаю полагаться на то, что называю энергетическим эфиром – когда ты просто полагаешься на вдохновение, расслабляешься и пишешь, не зацикливаясь на деталях и отдельных частях целого. Это касается не только кино, в музыке у меня всегда было так же. С проектом «Фото на память» было именно так – это было невероятно интересно, это было очень здорово.

– А чувство, что все получится, на каком этапе пришло?

Бондарюк: Я понял, что это будет неплохо, в тот момент, когда рассказывал свою идею продюсерам. Мы встретились в кафе, и я, как это часто бывает, начал рассказывать на пальцах сюжет, постепенно распаляясь, жестикулируя и повышая голос. В какой-то момент я вдруг увидел, что другие посетители, оторвавшись от своих разговоров и еды, смотрят за моим выступлением с огромным интересом – тогда я и понял, что у истории есть потенциал и ее нужно доводить до логического завершения, до большого экрана, до зрителя.

– Ирина, насколько сложно вам было изображать страх? И вообще, каково это – находиться постоянно в жутких декорациях фильма ужасов?

Темичева: Тут я должна признаться, что со мной, наверное, что-то не так (смеется) и состояние моей психики вызовет вопросы, но мне на площадке было очень комфортно. До начала съемок я представляла себе столкновение с трудностями, которые заставят включиться какие-то новые внутренние актерские механизмы, но с первого же дня работы я обрела какое-то умиротворение, настолько комфортно мне было в этом жанре и этих условиях. За 11 лет моей карьеры это было самое спокойное для меня время. В комедии работать все-таки сложнее, быть убедительной, смешной очень сложно, и наоборот, лить слезы для меня проще простого. А здесь я нашла какое-то равновесие, словно попала домой. Больше того, я вегетарианка, и мне казалось, что антураж из разных заспиртованных частей тел, чучела в углах и туша лося произведут на меня дурное впечатление, но непривычно мне было только первые полтора часа, а потом я уже чувствовала себя вполне уютно.

– Как чувствовали себя другие актеры?

Темичева: Ребята тоже чувствовали себя неплохо. В первый же день у нас сложилась веселая компания, мы постоянно над чем-то хохотали, нам замечания делали из-за того, что мы атмосферу хоррора нарушаем. Буквально пара часов нам понадобилась, чтобы принять окружающую обстановку, а потом нас всех отпустило, пошли селфи на фоне чучел. Где-то на третьей смене я почувствовала, что мне даже не хочется покидать этот жуткий дом, я могла в нем спать, могла есть. Как-то раз я даже подумала: «Темичева, ты какая-то неправильная!» – но ничего с этим ощущением комфорта я поделать не могла.

На съемочной площадке фильма «Фото на память»

– С режиссером удалось найти общий язык?

Темичева: Я счастлива, что поработала с Антоном Зенковичем, он замечательный человек, и что-то мне подсказывает, что мы еще поработаем с ним вместе на каком-то ближайшем проекте. В процессе работы над «Фото на память» мы нашли много точек соприкосновения, хорошо узнали друг друга и, полагаю, продолжим совместную работу. Взаимоотношения режиссера и актера очень важны, и, мне кажется, у нас они сложились лучшим образом.

– Обычно актеры любят рассказывать, как очередной проект сделал их одной семьей, как они сдружились и ходят друг к другу в гости. Съемки в хорроре также скрепляют отношения?

Темичева: Мы не ходим друг к другу в гости, все-таки Санжар живет в Казахстане, Степа Юрпалов мотается между Москвой и Питером, Настя Зенкович постоянно на съемках, да и у меня хватает работы, так что нашим местом встреч стал Интернет, мы создали общий чат в одном из мессенджеров и там поддерживаем связь, делимся видео, оставляем голосовые сообщения. Наши отношения как-то сразу построились на взаимном стебе и черном юморе, мы всегда подтрунивали друг над другом, и это, мне кажется, гораздо лучше, чем сюсюканье, в этом больше доверия и искренности. К счастью, все в команде оказались людьми юморными и острыми на язык, так что эту дружбу я высоко ценю и надеюсь сохранить впредь. Мы не стали семьей, скорее мы стали бандой, людьми, которые могут положиться друг на друга. Так сложилось, что больше всего сцен у меня было с Санжаром, и он постоянно проявлял чудеса деликатности и галантности, помогал согреться, все-таки мы много снимали на улице в лесу, работу с ним я вспоминаю с наибольшим, наверное, уважением и теплотой.

– Сами вы в жизни с какими страхами боретесь?

Темичева: Должна признаться, что в обычной жизни я колоссальная трусиха. В детстве, отрочестве, юности я была бесстрашной девчонкой, постоянно дралась, водилась с пацанами, убегала из дома, но сейчас, чем старше я становлюсь, тем больше у меня появляется страхов – я, например, стала бояться воды, я не могу научиться кататься на велосипеде, потому что боюсь упасть, сломать ногу, потерять роль, выпасть из профессии – у меня целая цепочка возникает в голове, которая меня просто парализует. Я в темноте боюсь ходить одна, я людей боюсь! Я безумно боюсь собак, и когда мне только в руки попал сценарий, я не могла себе представить, как мы будем снимать сцену с побегом от собак. Хорошо, что нам попались замечательные милые дрессированные песики, которые не пытались нас покусать за пятки, а спокойно нас бегущих обгоняли, садились у машины и махали хвостиками. Но все равно, это очень страшно, так что страхов у меня предостаточно.

Бондарюк: У меня тоже страхи есть, как и у любого человека. Я с недавних пор стал бояться высоты, хотя и живу на 25-м этаже. Но мистика для меня никогда не была источником страха. Во всех необъяснимых и паранормальных явлениях я пытаюсь разглядеть научное основание или же научно-фантастическое, пусть еще не объясненное учеными. Даже у религиозных вещей, на мой взгляд, есть научное обоснование, и мне интересен именно такой подход.

– В вашем фильме «Фото на память» фотокарточки имеют ключевое значение для героев и сюжета, а сами вы в обычной жизни давно держали в руках отпечатанную фотографию?

Бондарюк: Да, давно. И, вы знаете, я ведь об этом даже не задумывался, действительно, эта часть нашей жизни практически исчезла. Но в этом нет ничего плохого, это течение времени, смена приоритетов, мы же не грустим сегодня оттого, что перестали кормить овсом своих коней или слушать музыку на магнитофонных бобинах. Бороться или противостоять этому бессмысленно, в этих переменах и есть жизнь.

Темичева: Должна сразу признаться, что одно напечатанное фото – со Степой, Санжаром и со мной – я с проекта «Фото на память» оставила себе. Но вообще, вы правы, я не держала до этих пор в руках напечатанные фото уже несколько лет. Уже после окончания съемок, кстати, я была на мероприятии, где фотографировали на полароид, и это классное ощущение, держать запечатленный фрагмент реальности в своих руках. Сейчас мы действительно перестали печатать фото, перестали их раскладывать в альбомы, подписывать, а ведь это тоже было ценно, это составляло память, но я думаю, что это еще вернется. Просто сегодня мы еще не наигрались в технологии, не прошли пик цифровой революции, а потом проявка, печать, альбомы с фотокарточками снова станут фишкой. Не для всех, но для тех, кто ценит мгновения своей жизни.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?