Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Наш Данила в огне не горит, наш Данила в воде не тонет: рецензия на фильм «Чернобыль»

Масштабный фильм-катастрофа о чернобыльской трагедии и стойком русском пожарном.

Добавить в закладки

Апрель 1986 года. Подтянутый красавец-пожарный Алексей Карпушин (великий и ужасный Данила Козловский) спустя десять лет встречает старую любовь Ольгу (Оксана Акиньшина). Вместе они решают вспомнить счастливые деньки, гуляют по солнечному Чернобылю, а вечером назойливый герой пробирается-таки в дом девушки. Там его ожидает сюрприз: вместе с Олей в квартире живёт мальчик, тоже, кстати, Лёша и тоже, как и их разлука, десятилетний. У Карпушина что-то щёлкает в голове, он бросается обещаниями переехать к матери-одиночке и воспитывать своего новообретённого сына.

Проходит пара недель, а смельчака всё нет. Бремя отцовства оказалось слишком тяжёлым, а работа пожарного — отличным поводом от него увиливать. Всё-таки, собрав волю в кулак и решив перевестись, он возвращается к Ольге, но становится непрошеным гостем. А на следующий день произойдёт чернобыльская трагедия: одних отправят в киевские больницы, другие попытаются ликвидировать результаты аварии. Козловский, само собой, старается сделать два дела сразу: спасти возлюбленную с ребёнком и отдать долг родине.

Кадр из фильма «Чернобыль»

Кадр из фильма «Чернобыль»

«Чернобыль» Козловского, разрабатывавшийся ещё до успеха знаменитого сериала, очень не хочется сравнивать с собственно проектом HBO. Будто бы осознавая, как часто люди будут проводить параллели между двумя этими историями, авторы неожиданно парируют любое возражение финальным диалогом. Карпушин спрашивает у товарища Валеры (Филипп Авдеев), кто виноват в аварии на реакторе, и получает, возможно, слишком удобный, но лаконичный ответ: «Люди». Разоблачительная патетика Крэйга Мэйзина сменяется каким-то смиренным гуманизмом, стремлением рассказать простую историю любви в непростых обстоятельствах.

2. Данила Козловский в роли Алексея Карпушина на кадре из фильма «Чернобыль»

Данила Козловский в роли Алексея Карпушина на кадре из фильма «Чернобыль»

Козловский выпрыгивает из костюма тренера и переодевается в обмундирование пожарного, но его герои не перестают быть откровенными лоботрясами. Что коуч Юрий Столешников, что кидалт Карпушин — идеальные, в общем-то, персонажи, если не учитывать их безответственность и самоуверенность. Повзрослеть, по Козловскому, можно, лишь когда весь мир рушится на глазах, уничтожая самое дорогое. Алексей-старший и Алексей-младший, его сын, не просто так носят одинаковые имена. Во-первых, это, понятное дело, яркая деталь, которая закрывает появившийся у зрителя вопрос о настоящем отце мальчугана. Во-вторых, что важнее, сравнение персонажа Козловского с ребёнком. В одной из сцен юный Лёша отправляется с друзьями заснять ЧАЭС на видеокамеру, но становится свидетелем жуткого взрыва. Он смотрит на огонь и разрушения с «пиитическим ужасом», а после, спустя несколько сцен, на катастрофу так же взирает и Карпушин. Чарующая магия аварии и разрушения, впрочем, воздействует не только на них: вояка Борис, попавший в самое пекло, прямиком к реактору, будто бы загипнотизированный, смотрит на радиоактивное пламя, пока его лицо медленно превращается в кровавое мясо. Козловский находит конструктивное даже в страшной катастрофе, ставшей катализатором зарождения отцовства и любви.

Оксана Акиньшина в роли Ольги Савостиной на кадре из фильма «Чернобыль»

Оксана Акиньшина в роли Ольги Савостиной на кадре из фильма «Чернобыль»

Жанровая часть «Чернобыля», связанная с самой катастрофой, создателям удаётся лучше всего. Все вокруг бегают, кричат, тушат пожары, спускаются в тоннели ЧАЭС, пока в это же время с неба наземь летят уже мёртвые птицы, а люди с обезображенными телами толпами падают замертво. Карпушин отправится на станцию аж несколько раз — в первый, чтобы «выбить» путёвку для больного сына в швейцарскую больницу, в последний — потому что Родина-мать третий раз просить не будет, да и, если вода попадёт к реактору, больше никогда не сможет. С фактурой фильма-катастрофы Козловский для своего опыта справляется неплохо. С тем, что за этой фактурой стоит, не справляется вовсе.

Данила Козловский в роли Алексея Карпушина на кадре из фильма «Чернобыль»

Данила Козловский в роли Алексея Карпушина на кадре из фильма «Чернобыль»

Движущая сила всего сюжета — не столько чернобыльская трагедия, сколько нужда Карпушина оправдаться, искупить вину. Он мечется между домом и ЧАЭС, больницей и штабом ликвидаторов, автобусом в Киев и пожарной машиной, которая довезёт его до тёмных радиоактивных коридоров. Мечется в этом смысле и сама история — вся какая-то рваная, скачущая и, что важнее, лишённая знакомого киношного героизма. Алексей, безусловно, герой, но не родины, а своей семьи. Даже с учётом финальной (читать — фатальной) вылазки к реактору подвиг свершается в отношении самого себя и близких людей. Синекдоха Козловского — не сотня лиц катастрофы, как это было в сериале HBO, а мелодрама одной семьи, которая оборачивается куцей любовной историей. Попытка интересная, но в словах сугубо жанрового сценариста Алексея КазаковаГорько 2!», «Побочный эффект») и молодой авторки Елены Ивановой не способная выйти за рамки эффектной катастрофы категории B.

Стильный ретро-Чернобыль, где все ходят в винтажных (по нынешним меркам) костюмах и слушают Boney M., сменяется инфернальными проходами в ЧАЭС, напоминающими локации из хорроров. Попытайся в этот рафинированный вылизанный хронотоп «впихнуть» проникновенную драму — получится неловкая игра на стыке жанров и эстетик. В «Тренере» Козловский выстраивал повествование куда ровнее, не бросаясь из крайности в крайность. В «Чернобыле» он, кажется, решает работать в стиле лучших — Тарковского и Миндадзе, — но пока получается только в стиле робких подражателей.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?