Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

Интервью с режиссером фильма «За гранью реальности» Александром Богуславским

Компания друзей планирует ограбить казино – казалось бы, подобное в кино мы видели не раз и не два

Добавить в закладки
Наше подсознание – место, где все становится возможным

– История ваших героев начинается в казино, а это довольно заезженная тема, особенно в Голливуде. Что нового вы для себя нашли в этой атмосфере? Или вы воспользовались уже испытанными сюжетными ходами?

– Наша картина абсолютно оригинальна: вы не сможете подобрать ни один фильм, который можно было бы сравнить с «За гранью реальности», потому что мы смешали жанры. Кино начинается как приключенческая авантюра, а заканчивается фантастикой. В какой-то мере мы, подобно героям ленты, обманываем зрителя – и посередине разворачиваем сюжет так, что на экране начинают происходить совершенно неожиданные события. В чём-то схожих фильмов можно подобрать миллион – но ни один из них не будет в полной мере отражать то, что реализовали мы. Думаю, картина удивит даже самых насмотренных зрителей. А фильмов о казино – хороших фильмов – на самом деле не так уж и много: навскидку это трилогия об Оушене и его друзьях, «Двадцать одно» и уже ставший классикой фильм Мартина Скорсезе. Вот практически и всё из известного – а многие другие ленты в этой же стилистике используют казино только в качестве декорации, а не полноценной части сюжета, истории.

Александр Бокуславский на съемках фильма «За гранью реальности»

– Вы работаете с большим количеством авторов, у вас сложилась определенная команда сценаристов, но идеи обычно редко бывают общими – все равно кто-то придумывает концепцию, а кто-то дополняет ее деталями. Как было в случае с «За гранью реальности»?

– Действительно, мы давно работаем командой, и когда продюсеры KINODANZ Евгений Мелентьев и Виктор Денисюк предложили мне снять фантастическое кино про казино, мы собрались и вместе стали решать, как сделать его оригинальным, чем таким наполнить сюжет, чтобы картина не была похожа ни на что ранее снятое. Из огромного количества идей мы выбрали концепт волшебства, магии и путешествия в подсознание. Сейчас я даже не возьмусь сказать, кто первым к этому пришел. Историю мы придумывали вместе с Михаилом Зубко, Дмитрием Жигаловым и всей нашей «киноданцевской» компанией. Изначальной идеей был мир подсознания – такого общего пространства, объединяющего мысли и образы, присутствующие в головах всех людей, живущих и когда-либо живших. Это чем-то схоже с концепцией Юнга про коллективное бессознательное с его архетипами. Дальше этот образ привел к идее, что у каждого человека есть своё маленькое «пространство подсознания» в голове – своего рода комната, облик которой отражает то, как он думает и как живет. Несколько месяцев мы продумывали образы героев и то, как должны выглядеть их «комнаты подсознания», а потом взялись за визуализацию вместе с концепт-художниками и со специалистами по компьютерной графике. А потом мы обнаружили, что придуманная нами модель с «комнатами» и «миром подсознания» напоминает то, что Олдос Хаксли описывал в своей книге «Двери восприятия». Это сходство получилось случайно – наверное, как раз на подсознательном уровне. Но оно нас обрадовало: значит, придумывали в верном направлении, раз в чем-то сошлись с философом-классиком.

Команда фильма «За гранью реальности»

– А ваша личная комната подсознания как выглядит? Вы же на себя как-то все это примеряли?

– Конечно! В кино, мне кажется, иначе и нельзя – автор обязательно должен себя ассоциировать с кем-то из своих героев, и я вполне естественно проецировал себя на Майкла, героя Милоша Биковича. Поэтому и комнату свою я представляю примерно так, как его, – это пространство, заполненное только светом: как чистый лист бумаги, где может появиться все что угодно.

– Вы упомянули о том, что фильм был продуман до мелочей еще до съемок. Насколько получившаяся картина соответствует вашему первоначальному замыслу? Она получилась именно такой, какой была в вашей голове, или что-то существенно менялось по ходу работы?

– Конечно, без трансформации в работе кино не может появиться. Перед началом съемок в моей голове фильм выглядел одним образом, но затем этот образ несколько изменился, когда объектив перенес задумки на пленку. И уже совершенно иным кино стало на монтаже – ведь по-настоящему фильм рождается именно на монтажном столе. Но у нас была еще и четвертая трансформация – когда к работе подключились специалисты по компьютерной графике. И это нормально: так, мне кажется, происходит с каждой картиной – кино видоизменяется в процессе создания, как и любой другой вид искусства. До начала съемок мы очень серьезно поработали над раскадровками: у нас были прорисованы все сложные сцены, и мы этих планов придерживались, но на площадке что-то неизбежно подвергается корректировке – что-то придумывают уже на месте актеры, что-то приходится менять из-за обстоятельств. Наш талантливый монтажер Андрей Анайкин уже на постпродакшене предложил интересное видение, способ подачи истории. Совместными усилиями получилось то, что сегодня может увидеть зритель.

На съемках фильма «За гранью реальности»

– В фильме задействовано достаточно много персонажей. Удалось ли вам раскрыть в достаточной степени всю ведущую команду или вы ограничились легкими штрихами для большинства и сконцентрировались на ком-то одном?

– Разумеется, главный герой, которого играет Милош Бикович, занимает в картине особое положение, но и его партнеров картонными персонажами я бы не назвал. Да мне бы и не позволили сделать их какими-то пустыми и неинтересными те актеры, которых мы пригласили. Поэтому, естественно, мы постарались раскрыть каждого. Другое дело, что ста минут хронометража не хватает, чтобы каждый показал глубину своего героя, чтобы весь мир его подсознания продемонстрировать в подробностях, да еще и основную историю рассказать – здесь приходится чем-то жертвовать, чтобы фильм в итоге держал зрительское внимание, не вышел затянутым. Мы постарались найти ту «золотую середину», которая позволила бы зрителю оценить в должной мере и хитросплетения сюжета, и нашу яркую команду героев.

На съемках фильма «За гранью реальности»

– Нельзя не отметить, что актерский состав у вас феноменальный. Расскажите, как работалось с таким пестрым коллективом.

– Ансамбль у нас и в самом деле потрясающий, и очень круто, что мы не просто сработались, а по-настоящему все сдружились, что позволило каждому из артистов не просто отыгрывать роли перед камерой, но и предлагать своё видение, вместе что-то додумывать. Совершенно искренне могу сказать, что все актеры превзошли мои ожидания – они сделали своих персонажей невероятными, живыми, запоминающимися. Я представлял их себе именно такими, а для режиссера такое попадание актеров в образы персонажей очень важно. С кем-то – как, например, с Любой Аксеновой – я давно знаком: она снималась еще в сериале «Выжить после». Роль Эрика мы писали конкретно под Аристарха Венеса, на него я очень рассчитывал, и он не подвел. С Милошем я давно хотел поработать и тоже не прогадал, больше того, мы стали с ним настоящими друзьями и сейчас продолжаем общаться. Юрий Чурсин совершенно очаровал нас на пробах – он пришел уже в образе, так что мне не пришлось даже смотреть кого-то еще, это был готовый Кевин, бери и снимай. А о Евгении Стычкине нечего и говорить – это большой талант: артист невероятного обаяния, работоспособности и энергетики. Мне просто дико повезло с ансамблем – никого лучше в этих образах я не могу себе представить.

На съемках фильма «За гранью реальности»

– Не можем обойти стороной важный вопрос. Зачем вы переозвучили Милоша? Ведь к его обаятельному акценту мы все уже привыкли…

– А это не Милош Бикович в фильме. Это Майкл. И путать актера и героя не нужно. Во-первых, если бы Майкл говорил с акцентом, нам пришлось бы это как-то объяснять, а сценарий этого не предусматривал. Во-вторых, мы намеренно хотели уйти от привычного Милоша и создать независимый, самостоятельный образ – чтобы зритель увидел на экране героя, а не актера. Ну и, наконец, озвучил Биковича талантливый Коля Быстров и сделал это, на мой взгляд, невероятно точно и органично. Уверяю вас, зрители – особенно поклонники сериала «Отель “Элеон”» – воспримут голос Майкла в фильме с готовностью и уже через пять минут просмотра не будут и вспоминать о дубляже.

– Нельзя не поговорить о своеобразном Джокере фильма. Как к вам в проект попал Антонио Бандерас?

– Тут моей заслуги нет – это великолепная продюсерская работа Евгения Мелентьева и Виктора Денисюка: они мне его предоставили, можно сказать, на блюдечке. Мой вклад только в том, что я с ним встретился, рассказал про фильм, про его героя, каким-то образом заинтересовал – все остальное произошло без моего участия.

На съемках фильма «За гранью реальности»

– При первой встрече волновались?

– Да, было, но он сразу расположил к себе, общался легко и просто, и в какой-то момент я просто абстрагировался и перестал думать о том, что это Антонио Бандерас – стал видеть перед собой не голливудскую звезду, а отличного актера, который идеально подходит для моих задач. Дальше мы общались на равных, да он и не проявлял никакой «звездности» – работал наравне со всеми и четко выполнял все указания на площадке. В кадре он, конечно, невероятно крут, а за кадром мне было с ним так же легко, как с Женей Стычкиным.

– Где снимался фильм? Пришлось ли ехать куда-то за необычными пейзажами и декорациями?

– Большую часть интерьеров мы сняли в Москве и Подмосковье, там же было построено наше подпольное казино в салоне списанного самолета. Пейзажи мира подсознания мы сняли в ста километрах от Тбилиси в горах и в Геленджике. Интерьеры казино сняты в действующем казино «Оракул» в игорной зоне «Азов-Сити» в Краснодарском крае: спасибо ребятам, что там работают, они нам очень помогли! И часть действия сняли в Риме: там сделаны все сцены с Бандерасом.

На съемках фильма «За гранью реальности»

– Почему у героев фильма иностранные имена? Это прицел на зарубежный прокат?

– Да, мы с самого начала планировали делать проект, который будет интересен во всем мире, и, судя по тому, как идут продажи прав на фильм, нам это удалось. Мы понимали, что в этом есть определенный риск, но сегодня уже совершенно очевидно, что риск был оправдан – получилось настоящее международное кино, без привязки к России или какой-то еще конкретной стране.

– А вот это желание рискнуть на каком этапе появилось? Это был изначальный замысел? Может быть, сценарий показался перспективным? Или уже готовый фильм так впечатлил, что его захотелось показать остальному миру?

– Это была изначальная идея продюсеров: их видение проекта и ориентация на весь мир, а не только на русскоязычную аудиторию. Мы все с самого начала знали, на что идем и какую делаем ставку, и сегодня можно смело говорить, что фильм получит не только широкий российский прокат, но и будет представлен зрителям во всех уголках мира – от Америки до Азии.

– Не испытывали ли вы страха, когда получили предложение возглавить проект, который впоследствии будут оценивать пристрастные и избалованные зрители из других стран?

– Ну, надо отметить, что российский зритель тоже довольно пристрастен, особенно к отечественным картинам, так что здесь нам не нужно было как-то особенно подстраиваться под аудиторию…

На съемках фильма «За гранью реальности»

– Это правда, наш зритель суров…

– Да. А что касается страха – я давно для себя решил, что с ним в кино делать нечего, от страха нужно сразу избавляться. Страх сковывает, не позволяет верно оценивать свои силы и возможности, не дает работать и моментально передается другим членам съемочной группы. Нет, как сказано в «Достучаться до небес», бояться глупо – так что у меня страха нет, а скорее наоборот: чем сложнее задача, тем больше и ярче возможности себя проявить. Мне как раз в проекте «За гранью реальности» понравилось то, что в этой истории есть огромное поле для фантазии, выдумки и творчества. Я получил карт-бланш от продюсеров, согласился – и больше ни секунды не задумывался о том, правильно ли я сделал.

– Насколько удачной эту работу вы сами считаете?

– Безусловно, оценивать кино должен зритель, но со своей стороны я отмечу, что удалось очень многое из того, что было задумано. Любой режиссер вам скажет, что кино можно улучшать бесконечно, но в какой-то момент нужно остановиться и показать его другим. Как бы ни восприняли его зрители, я всегда буду гордиться этой работой. Не только своей – но и всей той большой и дружной команды, которая позволила всем нам заглянуть за грань реальности.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?