Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Не только боди-хорроры: 8 фильмов Дэвида Кроненберга, где герои остаются целыми

81 год исполняется Дэвиду Кроненбергу. Режиссёр, вошедший в историю кино как отец боди-хоррора, снял больше 20 полнометражных лент, и далеко не все они были фильмами ужасов. Сегодня вспоминаем восемь картин, остающихся в тени классических работ главного исследователя патологий в жанровом кино.

Добавить в закладки
Не только боди-хорроры: 8 фильмов Дэвида Кроненберга, где герои остаются целыми

Уильям Смит в роли Лонни на кадре из фильма «Беспутная компания»

Уильям Смит в роли Лонни на кадре из фильма «Беспутная компания»

Как признавался Дэвид Кроненберг, «Беспутная компания» — наименее личный его фильм, так как взялся он за съемки исключительно из-за денег и в написании сценария не участвовал. Чистый экшен, без грамма хоррора или психологизма, несёт в себе заряд кроненберговщины разве что в выборе темы. Режиссёр всегда любил гонки и, вероятно, именно поэтому на студии предпочёл именно «Беспутную компанию». Сверх меры типичное b-movie своей эпохи, оно тем не менее позволило режиссёру не только заработать, но и познакомиться с важными людьми. Дебютировавший на проекте монтажёр Рональд Сандерс проработал с Кроненбергом до 2014 года, оператор Марк Ирвин участвовал в съёмках культовых «Видеодрома» и «Мухи», арт-директорка Кэрол Спир тоже сотрудничала с режиссёром до 2014 года.

Кристофер Уокен в роли Джонни на кадре из фильма «Мертвая зона»

Кристофер Уокен в роли Джонни на кадре из фильма «Мертвая зона»

Хотя формально Дэвид Кроненберг и Стивен Кинг играют на одном и том же хоррор- поле, на деле они оказались очень разными авторами. Особенно несоответствие стало заметно на «Мёртвой зоне», второй картине, где канадец участвовал исключительно как режиссёр, не сценарист. Самая «вегетарианская» из лент Кроненберга 1980-х, «Мёртвая зона» — образцовая экранизация, с одной стороны, следующая за оригиналом по всем узловым точкам, а с другой — не натягивающая кино-сову на литературный глобус. Картину практически невозможно ругать, но тем показательнее, что любят Дэвида Кроненберга явно не за неё, а за прочие, гораздо более шероховатые работы.

Рэйф Файнс в роли Денниса на кадре из фильма «Паук»

Рэйф Файнс в роли Денниса на кадре из фильма «Паук»

С поезда сходит мужчина (Рэйф Файнс) — он тихо бредёт по британскому городку и что-то бормочет себе под нос. Он очевидно болен и, кажется, не помнит даже собственного имени. Но постепенно память возвращается. «Паук» — первый фильм Дэвида Кроненберга в XXI веке, который ознаменовал окончательный переход автора от патологий телесных к ментальным. Главный герой медленно разворачивает клубок воспоминаний далёкого детства, когда или он сделал что-то ужасное, или с ним сделали что-то ещё более чудовищное. И неизвестно, что хуже. Одна из лучших ролей Рэйфа Файнса пришлась на не самую заметную картину, но тем приятнее обнаружить её в закромах фильмографии знаменитого актёра.

Вигго Мортенсен в роли Тома на кадре из фильма «Оправданная жестокость»

Вигго Мортенсен в роли Тома на кадре из фильма «Оправданная жестокость»

История примерного семьянина с глубоко запрятанной тягой к насилию в середине нулевых покорила и каннскую публику, и оскаровский комитет. Герой Вигго Мортенсена пытается как можно надёжнее скрыть прошлое, но, дав себе однажды волю, дабы предотвратить ограбление, он запускает два процесса — один внутри себя, другой снаружи. И оба работают на пробуждение истинной животной сущности протагониста. Пока главарь банды головорезов настоятельно просит главного героя вспомнить себя настоящего, тот начинает вымещать накопившуюся за годы энергию хаоса на собственной семье. Оригинальное название картины A History of Violence, «История насилия», гораздо нагляднее отображает суть прячущейся за экшен- триллером притчи о круговороте неизбежного насилия в обществе, чем российская локализация.

Вигго Мортенсен в роли Николая на кадре из фильма «Порок на экспорт»

Вигго Мортенсен в роли Николая на кадре из фильма «Порок на экспорт»

Кроненберговский этюд о нравах русской мафии в Лондоне иногда объединяют с предыдущим фильмом, «Оправданной жестокостью», в дилогию. Один и тот же актёр в главной роли, Вигго Мортенсен, одна и та же тема, скромный временной разрыв между премьерами — и на первый взгляд ничего общего в сюжетном плане. Но вновь в качестве мотора истории выступает спасение постороннего, а на главного героя снова давят и снаружи, и изнутри — и он меняется. Нездоровые мутации уже не так откровенны, как в «Пауке», с каждым новым фильмом они вплоть до «Опасного метода» прячутся всё глубже, но тем разрушительнее их влияние на героев. Где Рэйф Файнс отыгрывал душевнобольного, которому самое место в лечебнице, там Мортенсен изображает сломленного социопата, которого не то что в толпе, а и в компании знакомых не всегда можно распознать. Тем страшнее.

Кира Найтли в роли Сабины на кадре из фильма «Опасный метод»

Кира Найтли в роли Сабины на кадре из фильма «Опасный метод»

Самый светлый фильм Кроненберга — история любовного треугольника Фрейда (Вигго Мортенсен), Юнга (Майкл Фассбендер) и их пациентки Сабины Шпильрейн (Кира Найтли). «Опасный метод» выглядит как лобовое столкновение режиссёра с годами интересующей его темой психоанализа. Вероятно, именно из-за прямоты картина кажется чрезвычайно стерильной, больше напоминающей сочинение фаната о своих кумирах, чем работу признанного мастера. Сочетающийся с фильмографией режиссёра разве что выбором темы, как и «Беспутная компания» за 30 лет до того, «Опасный метод» стал для Кроненберга точкой отсчёта для новой радикализации, «второй молодости». Все последующие его картины были уже гораздо менее осторожными высказываниями.

Роберт Паттинсон в роли Эрика на кадре из фильма «Космополис»

Роберт Паттинсон в роли Эрика на кадре из фильма «Космополис»

Экранизация одноимённого романа американского классика Дона Делилло — один из самых необычных фильмов Дэвида Кроненберга. Картина, где 90% хронометража отдано под посиделки в автомобиле класса люкс и обсуждение биржевых курсов, в момент премьеры вызвала шквал критики. Имидж исполнителя главной роли Роберта Паттинсона сбивал зрителя с толку — в 2012 году тот был лишь Эдвардом Калленом из «Сумерек», о желании актёра работать с режиссёрами диапазона от Клер Дени до Пона Джун-хо тогда мало кто догадывался. Однако же прошли годы, сошла пена, и с Робертом Паттинсоном всё стало гораздо понятнее, а «Космополис» спустя 10 лет воспринимается скорее как радикальный эксперимент, чем как оглушительный провал.

Джулиана Мур в роли Хаваны на кадре из фильма «Звёздная карта»

Джулиана Мур в роли Хаваны на кадре из фильма «Звёздная карта»

Последний фильм Дэвида Кроненберга перед возвращением к хоррору — мрачнейшая сатира на нравы обитателей Голливудских холмов. Центрами притяжения для героев «Звёздной карты» служат не съёмочные площадки, а психиатрические лечебницы — все они так или иначе на пути или туда, или оттуда. Кто-то общается с призраком матери, кто-то лечит 13-летнего сына от наркозависимости, ничем хорошим взаимодействие таких персонажей кончиться не может: спасти проклятую землю может лишь очищающее пламя. А единственный вменяемый герой, мечтающий стать сценаристом водитель такси (снова Роберт Паттинсон!), вероятно, бросит несбыточные надежды и укатит в закат к лучшей жизни без сумасшедших. Но зритель этого уже не увидит.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?