Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Не только «Умница Уилл Хантинг»: 6 фильмов режиссера Гаса Ван Сента, которые стоит посмотреть

На прошлой неделе отметил юбилей Гас Ван Сент ― американский режиссер и сценарист, творчество которого киноведы причисляют к «новому квир-кино», а зрители нашей полосы ― к ареалу непонятного, но однозначно заслуживающего внимания. Ван Сент начал кинематографическую карьеру в конце 80-х и с тех пор проделал путь от независимого малобюджетного кино до выжимающих слезы голливудских драм со звездным составом. В честь семидесятилетия режиссера вспоминаем фильмы, на которые стоит обратить внимание, если хочется по-настоящему распробовать его на вкус.

Добавить в закладки
Не только «Умница Уилл Хантинг»: 6 фильмов режиссера Гаса Ван Сента, которые стоит посмотреть


Ривер Феникс в роли Майка на кадре из фильма «Мой личный штата Айдахо»

Ривер Феникс в роли Майка на кадре из фильма «Мой личный штата Айдахо»

Третий полный метр Гаса Ван Сента американские кинокритики стали объединять с другими открыто показывающими гомосексуальных персонажей картинами под термином New Queer Cinema — «новое квир-кино». «Айдахо» — история молодых и потерянных парней, мотающихся с места на место и зарабатывающих на жизнь проституцией: где-то между они ищут себя, дом, любовь и дружбу. Главные роли исполнили Киану Ривз и Ривер Феникс ― последний трагически погиб всего через пару лет после выхода фильма, что в чем-то созвучно неопределенной судьбе персонажа. В кино Ван Сент много размышляет о молодости и поиске дороги в жизни: как метафорически, так и буквально его герои постоянно оказываются в пути. Смотреть «Айдахо» стоит и ради того, чтобы наслаждаться эстетикой кадра и внешним видом героев: одежда и подбор костюмов точно заслуживают внимания.

Ума Турман в роли Сиси на кадре из фильма «Даже девушки-ковбои иногда грустят»

Ума Турман в роли Сиси на кадре из фильма «Даже девушки-ковбои иногда грустят»

Эксцентричное кино посвящено девушке Сисси (Ума Турман), появившейся на свет с непомерно огромными большими пальцами на руках. Необычное свойство привело ее туда, где уже оказывались персонажи предыдущих фильмов Ван Сента: героиня передвигается по Штатам автостопом, потому что ни один проезжающий мимо владелец транспорта не может оставить барышню без внимания. Судьба заносит Сисси на ранчо «Резиновая роза», где делами заправляют девушки-ковбои, к неудовольствию окружающих, любящие пейотль и другие странные вещи (вроде кундалини-йоги). Фильм снят по одноименной книге Тома Роббинса и не был высоко оценен критиками, но смотреть ленту стоит (и не без удовольствия) опять-таки из-за костюмов и обилия характерных персонажей, например, уморительной Графини в исполнении Джона Херта.

Винс Вон в роли Нормана Бейтса на кадре из фильма «Психо»

Винс Вон в роли Нормана Бейтса на кадре из фильма «Психо»

Зачем Гас Ван Сент покадрово переснял в цвете классический фильм Альфреда Хичкока о маньяке-убийце с раздвоением личности? Ответ простой: Гас Ван Сент очень любит кино. В фильмах режиссера встречается огромное количество элементов и культурных отсылок, которые режиссер умело переплетает между собой. В «Психо», по собственным словам, он обратился к осознанному эксперименту, где взял за основу что-то уже существующее, чтобы посмотреть, получится ли из этого что-то новое. Критики опять не впечатлились, но пересматривать фильмы подряд и размышлять о них все равно интересно, а значит, свое дело картина Ван Сента все-таки делает. Просто результаты эксперимента не обязательно должны оказываться хорошими.

Джон Робинсон в роли Джона на кадре из фильма «Слон»

Джон Робинсон в роли Джона на кадре из фильма «Слон»

В 2003 году Ван Сент снял кино под тягостным впечатлением от школьного шутинга в Колумбайне: трагические события легли на его четко очерченный интерес к ощущению потерянности в молодости. Стилистически этот фильм сильно отличается от того, что режиссер делал раньше, и визуально напоминает документальное наблюдение. Герои ― подростки, но не романтичные красавцы из «Айдахо», а немного нескладные, несоразмерные, пока не чувствующие себя уверенно в собственных телах школьники. Они заняты повседневными делами и проблемами, которые каждый решает по-своему, а некоторые — через радикальное действие, лишая жизни других таких же людей. «Слона» Ван Сент назвал визуальной оперой, и, кроме прочего, во время просмотра интересно следить за тем, как режиссер работает со звуком, создавая напряжение калибровкой шума, голосов и тишины.

 Хоакин Феникс в роли Джона на кадре из фильма «Не волнуйся, он далеко не уйдет»

 Хоакин Феникс в роли Джона на кадре из фильма «Не волнуйся, он далеко не уйдет»

Ван Сент успел поработать с несколькими Фениксами — Ривером в «Айдахо», Рейн в «Девушках-ковбоях», Хоакин также появлялся в фильмах режиссера не один раз и из асоциального подростка в «Умереть во имя» превратился в карикатуриста, выбирающегося из алкогольной зависимости. Это не лучшая (хотя и симпатичная) роль Феникса, который предстает в привычном амплуа, экранной же партнершей стала спутница Хоакина и в жизни Руни Мара. Талант Ван Сента здесь в большей степени сосредоточен именно на работе с артистами: от множества разнообразных второстепенных характерных персонажей (что напоминает и раннее вансентовское кино) до удивительного Джоны Хилла — он сыграл лидера группы выздоравливающих алкоголиков.

Мэттью МакКонахи на кадре из фильма «Лес самоубийц»

Мэттью МакКонахи на кадре из фильма «Лес самоубийц»

И все же придется добавить ложку дегтя: говоря о творчестве Ван Сента, не стоит оставлять без внимания и ту его часть, которую не очень хочется называть хорошей. Пример вопиющей клюквы среди такого замечательного киноразнообразия, которое на протяжении сорока лет карьеры снимает Ван Сент, ― «Лес самоубийц». В драме о семейной паре недостаточно уделявший внимание жене герой Мэттью МакКонахи раскаивается после смерти супруги и планирует покончить жизнь самоубийством в японском лесу. По дороге вдовцу встречается призрак, который учит его жизни. Про гибель и людей на пороге смерти Ван Сент думает часто — вот только в «Лесу» вместо глубокого размышления получилась экзотизация японской культуры и плоская мелодрама с деревянными характерами.

Уильям Бэрроуз глазами Гаса Ван Сента

Бонус для ценителей: культовый писатель Уильям Бэрроуз оказал влияние на молодого Ван Сента (и даже появился в картине «Аптечный ковбой» в роли пожилого священника-наркопотребителя). Предлагаем посмотреть на снятого Ван Сентом Бэрроуза: он читает стихи, пропитанные отрицанием официальной культуры Дня Благодарения.

 

Текст: Юлия Кузищина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?