Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Не все без ума от Мидж: Каким вышел четвертый сезон «Удивительной миссис Мейзел»?

Продолжение сериала о стендап-комикессе, которое куда продуманнее и логичнее, чем кажется на первый взгляд.

Добавить в закладки

Трейлер

Ответить на вопрос в заголовке можно лаконично и емко: более печальным и менее праздничным, чем все предыдущие. «Удивительная миссис Мейзел» — бытовая феерия платьев, туфель, сумочек, юморесок и цитат из Торы. Все самые страшные разочарования на экране заканчиваются бутылкой вина и парой острот, а после неудачи Мидж (все еще блистательная Рэйчел Броснахэн) берет себя в руки, встает на каблуки и, щебеча без умолку, движется дальше. С фиаско и начинается четвертый сезон: турне с певцом Шаем Болдуином (Лерой МакКлейн) закончилось, так и не возобновившись, у Мириам случается фактурный нервный срыв, после которого стендап-комикесса решает, что не готова повторять ошибки и отныне работать будет только на свое имя. Сказать легко, но воплотить манифест куда сложнее — индустрия «хихонек-хахонек» устроена иначе.

Рэйчел Броснахэн в роли Мириам Мейзел на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Рэйчел Броснахэн в роли Мириам Мейзел на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Одно из главных обстоятельств новых восьми эпизодов, которое может вызвать протест, — исчезновение центра притяжения. Поначалу им был клуб «Газлайт», во втором сезоне — курорт Катскилл, окутанный пеленой объяснений с родителями, а в третьем — турне и навык жизни в дороге. Теперь Мидж отдана самой себе: комикесса находит постоянную работу в нелегальном стриптиз-клубе и отказывается от предложений открывать концерты больших звезд (и даже выступать на разогреве у своей заклятой врагини Софи Леннон). Ее творческая величина уходит с карты талантов больших боссов, но в эротическом варьете среди перьев, блесток и боа миссис Мейзел может говорить, что вздумается, не страшась последствий. Но едва ли эти пусть и красивые (очередной триумф постановочной части), но камерные вечера можно назвать большой переменой и новой константой, все вокруг стало меньше: маленькие расходы, небольшие ссоры, крошечные успехи. Мидж пришла к началу, но уже на правах хозяйки — своего дома, своей карьеры и даже своих родителей, которые оказались на попечении артистки.

Рэйчел Броснахэн в роли Мириам Мейзел на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Рэйчел Броснахэн в роли Мириам Мейзел на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Движение по спирали и фактически возвращение к исходной точке, в ту самую квартиру, публику скорее расстроило: это уже происходило с миссис Мейзел. Но, несмотря на слепое обожание, шоураннерка Эми Шерман-Палладино довольно вдумчиво и последовательно относится к судьбам своих героинь. В четвертом сезоне тихо, без фанфар и каруселей (не считая сцены-аттракциона на Конни-Айленде) завершилась основная арка Мидж: героиня наконец повзрослела. Именно инфантилизм и неприспособленность к самостоятельности стали отправной точкой сюжета в пилоте. «Муж-опекун» ушел, мир рухнул, домохозяйке и матери двоих детей пришлось в одночасье взрослеть за все предыдущие 26 лет. И что же поджидает по ту сторону Небыляндии? Налоги, долги и скандалы с молочником за лишнюю бутылку. Приключения не такие интересные, как гастроли с главным любимцем Америки. Где-то здесь, между детских горшков и неоплаченных счетов, и притаилась крамольная мысль: эмансипация — это не всегда весело, даже если ты стендап-комикесса.

Что еще парадоксальнее, удивительной миссис никак не могут простить то, что она больше не идеальна. Большинство героинь фемориентированных проектов канонизируют в поп-культуре за изъяны, будь то «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж или Вилланель из «Убивая Еву». Мейзел терпит злые упреки и обвинения в тщеславии, эгоизме и пренебрежении материнством. Женственность в образе Мириам к четвертому сезону выровнялась с желанием обладать мужскими «привилегиями»: позволять себе браниться на сцене, грязно шутить, заниматься сексом без обязательств, искренне желать мести (а потом, конечно, прощать и просить прощения) и даже доводить до слез будущую первую леди. Именно противоречивые моменты в поведении и становятся важной вехой развития — пусть зритель еще нет, но Мидж уже позволила себе быть неидеальной, ходить с растрепанной прической и не готовить грудинку каждые выходные. И это крохотный, но подвиг.

Тони Шэлуб в роли Эйба на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Тони Шэлуб в роли Эйба на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

 

Миф супергероини, более совершенной, чем Чудо-женщина, и не менее сильной, чем капитанка Марвел, — не единственная реликвия, которая пала. Хаос в четвертом сезоне царит повсюду: вероятно, всему виной не только происки авторов, но и пандемийное производство и бесконечные переносы. Сценарий подбрасывает сумбурные пинки разной силы всем и каждому: Сьюзи (Алекс Борштейн) находит нового клиента-фокусника (Гидеон Глик), Роуз (Марин Хинкль) превращает сватовство в маленький бизнес, а Эйб Вайсман (Тони Шэлуб) пишет статьи за идею и упоительно верит в силу слова. Линии трансформации пока намечены лишь пунктиром, но и стереотипные паттерны выходят из строя не в один момент.

Люк Кирби в роли Ленни Брюса на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Люк Кирби в роли Ленни Брюса на кадре из сериала «Удивительная миссис Мейзел»

Жертвой срыва покровов стал и Ленни Брюс (бойся спойлеров, всяк сюда входящий: если вы еще не досмотрели сезон, оставьте чтение на потом). Священная корова «Удивительной миссис Мейзел», нервозный принц стендап-сцены Нью-Йорка, тоже стал наконец человеком и отступил от романтизированного и неуловимого образа легендарного артиста. Брюс — пожалуй, самый удивительный мистер в этой эпопее: он живет сам по себе. Люк Кирби должен был появиться в пилоте на один камео-эпизод, но в результате превратился в талисман шоу — всесильный и неприкосновенный. Их с Мидж притяжение — нить, которая соединила выдуманный мир Палладино с параграфами истории середины века. Но и эта связь существовала по своим правилам — никто не решался сделать последний шаг к прямому столкновению художественного и документального. Теперь, когда платоническая влюбленность уступила влечению, разрушен и неприступный бастион романтизации профессии. Электричество, витающее в воздухе, обрело плоть и кровь, а сказка обернулась былью. Ленни проговаривает иллюзорность собственного мифа: комик таков, каким видит его зритель. То есть стоящим на сцене с микрофоном, а не лежащим с убийственным похмельем в детской не своего ребенка — легенда Ленни Брюса далека от рутины. Мидж становится свидетельницей крушения еще одного идеала — своего наставника: отныне она (как и все мы) знает, что трагичный конец Брюса предрешен, а значит, финал сериала разобьет всем сердце. Но Кеннеди только избран президентом на первый срок, а значит, сейчас 1960 год и Ленни Брюс будет жить еще шесть лет.

«Удивительная миссис Мейзел» закончится на пятом сезоне, о чем сообщил Amazon, и четвертый последовательно говорит о том, что бессмертия не существует. Шутки обрели горькое звучание, юмора стало меньше, а эпизодов, где невозможно смеяться даже через ком в горле, — больше. Так, одна из серий посвящена распорядителю «Газлайта» Джеки — авторы оставили трогательный трибьют артисту Брайану Тарантино, которого не стало в 2019 году. Его похороны красноречиво подчеркивают, что все не будет так, как раньше, а мир за пределами «Газлайта» устроен куда сложнее.

Эми Шерман-Палладино бескомпромиссно обозначила магистральное направление движения героини: Мидж несется вперед не к старомодному «долго и счастливо», а как можно дальше, в поисках собственной точки хотя бы временного спокойствия. Сложно загадывать, куда эта заснеженная дорога приведет, в рукаве у создателей еще много сюрпризов. Допустим, муж Рэйчел Броснахэн Джейсон Ральф, который сыграл продюсера «Шоу Гордона Форда» и, вероятно, станет одним из центральных персонажей пятого сезона. Но если Эми Шерман-Палладино не оступится из-за уговоров публики, то четвёртый сезон запомнится как шаткий мост к драматичному, болезненному и неоднозначному финалу одиссеи удивительной миссис Мейзел.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?