Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Неудобный герой

Новость об отстранении от постановки пока еще безымянной сольной картины о космическом мошеннике Хане Соло режиссеров Фила Лорда и Кристофера Миллера иначе как скандальной не назовешь

Добавить в закладки
Неудобный герой

Для начала попробуем оценить диспозицию сторон. Disney и LucasFilm новость об отстранении от работы Лорда и Миллера преподнесли с такой холодностью и безразличием, словно на съемочной площадке сменились не режиссеры, а поставщики пластиковых стаканчиков в буфет. Разрыв контракта сопровождало сухое дополнение-диагноз: «Творческие разногласия». И это при том, что съемки фильма стартовали еще в феврале – то есть как минимум четыре месяца с конфликтами и недопониманием удавалось справляться, но теперь случилось что-то из ряда вон выходящее. Disney при этом пока не сообщает о том, что премьера грядущего фильма будет перенесена на какую-то иную дату – видимо, расставание с постановщиками на график работ влияет незначительно, а проведенные тандемом съемки продюсеров в целом удовлетворили. Однако за внешним спокойствием наверняка кроются жаркие споры – косвенно это подтверждается не только сухими формулировками пресс-релиза, но и тем, что «обиженные» режиссеры моментально переметнулись не куда-нибудь, а в стан наиболее очевидных конкурентов Disney, по слухам, Лорд/Миллер возглавят постановку сольного полнометражного фильма о Флэше, расширяющего вселенную Лиги справедливости.

Что же стало причиной скоропостижного разрыва? Причин может быть несколько, но большинство приближенных к кулуарам студии инсайдеров сходятся в одном: Disney и LucasFilm держат задействованных в производстве новых фильмов саги кинематографистов за горло покрепче Дарта Вейдера. И случай с Лордом и Миллером здесь далеко не первый пример давления продюсеров на авторов. Вспомните преждевременное расставание студии с Джошем Транком, ангажированным поставить один из спин-оффов «Звездных войн», или фактическое отстранение от финального монтажа Гарета Эдвардса и отправку на досъемку «Изгоя-Один» – студия не стесняется диктовать свои условия железной рукой.

Фил Лорд и Кристофер Миллер

Нечто подобное, похоже, случилось и на съемках «Хана Соло». Говорят, что воплощением зла на площадке стал сценарист Лоуренс Кэздан, человек в мире «Звездных войн» уважаемый и авторитетный, но старомодный. Ветерану якобы не понравилось то, что Миллер и Лорд излишне налегают на комедийную составляющую, пытаются оспорить взгляды автора на персонаж и даже – о боже! – допускают в кадре импровизационные реплики. В львиной доле случаев режиссер имеет гораздо больший вес, чем автор скрипта, так что последнему с горечью приходится принимать то, что готовый фильм далеко ушел от первоначальной идеи. Но в случае «Хана Соло» все происходит наоборот – сценарист способен сменить постановщика и добиться того, чтобы картина в точности соответствовала букве сценария.

Еще большей властью в мире «Звездных войн» обладает Кэтлин Кеннеди, президент LucasFilm и один из главных архитекторов возрождения саги. Поговаривают, что и она осталась недовольна тем, как к съемкам подошли Миллер и Лорд, но здесь нужно отметить, что глава компании Джорджа Лукаса еще недавно совсем иначе относилась к тому, какими должны быть фильмы франшизы. Если общее направление главной линии «Звездных войн» разночтений не вызывало – это все та же космическая опера, – то спин-офф и стэнд-элоны планировалось делать в самых разных, порой неожиданных жанрах. Еще несколько лет назад заявлялось, что фильмы, сопутствующие основной линейке, будут исполнены в формате военного фильма, вестерна, драмы, комедии и даже хоррора, и «Изгой-Один» в некоторой степени можно считать соответствующим новым веяниям – эта лента отличается и от классических «Звездных войн», и от «Пробуждения силы», но теперь, видимо, от экспериментов решено отказаться и вернуться к классике.

Кэтлин Кеннеди

Разумеется, оптимизма это не добавляет. И прежде всего отказ от оригинальной трактовки прошлого Хана Соло аукнется на восприятии «Последних джедаев», восьмого фильма саги, выходящего в декабре 2017-го. Зрители справедливо отметили очевидное сходство «Пробуждения силы» с «Новой надеждой» и явно не желают быть обманутыми второй раз – если «Джедаи» будут похожи на «Империя наносит ответный удар», то это станет серьезным подрывом репутации авторов новой трилогии. Внимательно следящие за ситуацией зрители заметят, что «Последних джедаев» Райан Джонсон снимает по собственному сценарию, что должно защитить фильм от очевидных самоповторов, но разве это гарантия? Случай с Лордом и Миллером как раз и показывает: студия легко перемелет вас так, что вы и не заметите.

Увольнение тандема постановщиков имеет и отложенный эффект – в сочетании с уже упомянутыми проблемами Транка и Эдвардса оно серьезно подрывает репутацию студии в глазах молодых режиссеров. В то время как все больше франшиз ощущают нехватку свежей крови и экспериментируют с новичками, LucasFilm «щелкает по носу» уже не первого энтузиаста. Так недолго и у разбитого корыта остаться, и, хотя режиссеры играют в создании фильмов саги не первостепенное значение (сможете без подсказки назвать постановщика «Возвращения джедая»?), грустно будет остаться без свежих поветрий, особенно если франшиза действительно желает обратиться к происхождению Оби-Вана, Бобы Фета и магистра Йоды.

Но, впрочем, не станем раньше времени сгущать краски, все еще может быть не так плохо. Досадный конфликт студии с Филом Лордом и Кристофером Миллером, очевидно, никак не отразится на уже почти готовом восьмом фильме франшизы – хочется надеяться, что «Последние джедаи» получатся самобытнее и изобретательнее «Пробуждения силы». Понадеемся, что и «Хан Соло» выйдет в положенный срок и за эту картину не будет мучительно больно. Даже в выходе девятого фильма можно быть уверенными, этот маховик уже не остановить… А вот дальнейшая судьба саги остается туманной – пока создается впечатление, что Disney взобралась на лошадку, усмирить которую ей не по силам. Все бы ничего, мы пережили не одно крушение надежд на достойное продолжение некогда популярных франшиз, хуже будет, если противостояние режиссеров с новаторскими идеями, оригинальными взглядами и свежими методами работы и больших громоздких студий, все еще живущих в конце 1970-х, завершится победой стариков. Тут никакие молодые Хан Соло и Индиана Джонс уже не помогут.

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?