Обезображен, обесславлен футбола толстокожий Бог: Рецензия на фильм «Диамантино»

Европейская вариация расхожего анекдота «Было у отца три сына: двое умных, а третий футболист» отличается необычайной нежностью.

Мимо кассы

Диамантино, суперзвезда футбольной сборной Португалии и обладатель завидного пресса, не смог забить решающий пенальти в финале чемпионата мира. После этого звездного форварда начинает штормить по всем фронтам – умирает его отец, служивший Диамантино наставником и надежной опорой, его берут в оборот меркантильные сестры, к нему подсылают под видом усыновленного беженца оперативницу спецслужб, чтобы прищемить за неуплату налогов. А еще есть власти Португалии и политики, которые видят Диамантино лицом рекламной кампании за выход страны из Евросоюза. Идеальный мир иконы футбола начинает рассыпаться на глазах.

Кадр из фильма «Диамантино»

Кадр из фильма «Диамантино»

Удачных фильмов, посвященных такому виду спорту как футбол, крайне мало – кино будто бы само противится делать услугу конкурирующему способу проведения досуга, выставляя его не в выгодном свете. И лучшие картины о ногомяче – те, которые стараются уйти как можно дальше от реализма его описания, например «Убойный футбол». В этом плане сюрреалистичная португальская комедия «Диамантино» все делает правильно – как только ее заглавный герой, безусловно списанный с Криштиану Роналду, выходит на газон стадиона, его соперники превращаются в гигантских пушистых щенков пекинеса, а трава под ногами трансформируется в розовую пену. В этот момент у всех зрителей появляется чувство, что мы больше не в Канзасе, и это ощущение не улетучивается до самого финала фильма.

Кадр из фильма «Диамантино»

Кадр из фильма «Диамантино»

Однако при этом и реализма в «Диамантино» предостаточно – и прежде всего это схожесть главного героя с реальным Криштиану. Причем эта схожесть носит не только физический характер – хотя актер Карлотто Котта и готов при малейшей возможности продемонстрировать накачанный торс или мощные икры. Диамантино представлен существом крайне безмозглым, но исполненным самых благих побуждений. К такому сразу проникаешься симпатией, потому что понимаешь, что ему придется очень непросто, несмотря на статус селебрити.

Кадр из фильма «Диамантино»

Кадр из фильма «Диамантино»

Реализм на этом не заканчивается, а даже наоборот – тандем создателей картины нагружает примитивную на первый взгляд историю веером актуальных социальных проблем, от кризиса с беженцами и гендерной неопределенности до неофашистских тенденций и Брекзита. Однако все это подается в такой же пушистой и легкоусвояемой форме, чтобы даже наивность главного героя (а заодно и тех случайно залетевших на сеанс зрителей, слишком сильно увлекающихся этой разновидностью опиума для народа) не стала помехой наступающему в финале прозрению.

Фильм не ставит себе цель осмеять культуру футбольных звезд (да и любых других селебрити), живущих в мире розовых мыльных пузырей и максимально удаленных от враждебно настроенной реальности. Эту цель слишком легко достигнуть. Гораздо сложнее заставить нас проникнуться симпатией к этим баловням судьбы – для этого приходится ставить их в центр искусно и вкусно сделанной фантасмагорической притчи, будто бы снятой Мишелем Гондри, передозировавшимся сахарной ватой.

Но когда образы крупнокалиберных щенков выветриваются из головы, начинаешь понимать, что есть задачи и посложнее. «Диамантино» - все-таки образец европейского арт-стрима, в котором идея преобразующей силы добра еще не окончательно мертва. Интересно было бы посмотреть, как сказочно гуманные методы режиссеров-дебютантов Абрантеса и Шмидта прижились бы в нашей пластилиновой местности, где вместо простыней и подушек с портретами псевдо-Криштиану фигурировали бы, скажем, стул из «Кофемании» и танец «гангам-стайл».

23.08.2019 Текст: Илья Миллер
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00