Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Окей, Гугл: как приворожить мужа? История ведьмовства в 15 фильмах

К сегодняшнему дню в книге заклинаний кинематографа скопился подробный бестиарий личин ведьмы: от сгорбленных старух с бородавкой на носу до отличниц из Школы чародейства и волшебства – перечень может продолжаться почти бесконечно. Ведьмовство далеко не всегда трактуется как одна лишь функция, то есть буквально умение колдовать или, в христианском прочтении, интимная связь с дьяволом.

Добавить в закладки
Окей, Гугл: как приворожить мужа?

Ведьма стала символом, архетипом и совокупностью примет внешности и социального порядка – само собой, не только в кино, но и в культуре в целом. Путешествие в попытках угнаться за дамой на метле оборачивается витиеватой тропой масок и недоговоренностей. Колдовство стало прикрытием для разговоров о политике, экономике и устройстве общества (не безгрешного). Но это только во-вторых, а во-первых – путь ведьмы в кино это почти столетний марафон одиночных пикетов, оправдательных речей на суде и нравственного покаяния в попытке постоять за женскую силу и индивидуальность. Ведьма стала своего рода слепком феминных ипостасей и отражением трансформации женского образа в кино.

Кадр из фильма «Ведьмы» 1992 года

Кадр из фильма «Ведьмы» 1992 года

Французский историк, теоретик и критик кино Жорж Садуль окрестил фильм Беньямина Кристенсена «зловещим шедевром», но прежде, чем занять свое место на полке жемчужин кинематографа, «Ведьмы» датского режиссера прошли довольно долгий путь публичных порок и инквизиций цензурой (фильм был запрещен к показу в некоторых странах). Формально это не первое появление колдуний на экране: следы точки отсчета теряются в киноведческой бездне вместе с пленками. С уверенностью можно назвать лишь несколько экранизаций Шекспира, в том числе фильм 1916 года. Макбетовские ведьмы на экране выполняли функцию в основном сюжетную, а сыграли их мужчины (эта практика закрепилась в том числе и в советском кинопроизводстве).

Прежде чем приступить к созданию своего опуса, Кристенсен посвятил несколько лет изучению хроник, «Молота ведьм», книг, свитков и прочей архивной работе. Его трактат существует где-то на стыке кино игрового, документального и даже научно-популярного. Отдав первую главу киноисследования введению в историю колдовства и репрезентации ведьм в различных культурах, он переходит к «практике», в каком-то смысле эксплуатационной и неприглядной (а потому манящей). Довольно беззастенчиво и натуралистично на экране разворачивается игровая реконструкция житейского колдовского быта: зелья из пальцев рук, соблазнение женатых, монахов и прочий блуд, шабаши, пытки и полеты на метле под луной. Размах авторской фантазии не знал границ: фильм стал самым дорогостоящим скандинавским проектом того времени, а сам Кристенсен увековечил себя на пленке, сыграв дьявола. Ближе к концу агонию и вакханалию магии он приравнивает к лечению душевнобольных – пытки медиков мало чем отличаются от методов инквизиции.

«Ведьмы» 1922 года подводят черту и каталогизируют историю, открывая кино путь для дальнейших интерпретаций.

Джуди Гарленд в образе Дорети на кадре из фильма «Волшебник страны Оз»

Джуди Гарленд в образе Дорети на кадре из фильма «Волшебник страны Оз»

Дисней распахнул врата волшебной сказки всем желающим с выходом полнометражного мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (1937). Вдохновившись успехами конкурентов, на студии «Метро Голден Майер» приступили к колоссальному амбициозному проекту «Волшебник страны Оз». Еще на этапе съемок фильм обзавелся сомнительной репутацией проклятого проекта, а после прошлогодней «Джуди», принесшей «Оскар» Рене Зельвегер за роль Гарленд, еще и печальным флером сломанной судьбы. Впрочем, победителей не судят: «Волшебник страны Оз» стал пуленепробиваемой классикой на все времена, семейный мюзикл о дружбе и доброте покоряет сердца до сих пор. Главным антагонистом, а вернее, антагонисткой честной компании была злобная ведьма Запада – ее сыграла Маргарет Хэмилтон, так же как и соседку, угрожающую расправой псу Тотошке. Та самая худощавая и поджарая ведьма в остроконечной шляпе верхом на метле, ставшая главным дресс-кодом на Хэллоуин. В политической трактовке сказки бытует версия, что за личинами злых ведьм притаились банкиры западного и восточных побережий, которые душили фермеров и пролетариев, а политики стояли в стороне (Страшила, Дровосек и Лев соответственно). И в фильме, и в книге Дороти произносит символичную фразу: «Я думала, все волшебницы злые». Разубедить юную уроженку Канзаса смогла лишь добрая колдунья Северной страны, за спиной которой (возможно) стоят северяне, взявшие вверх в Гражданской войне.

Говоря о ведьмах и в «Волшебнике страны Оз», и в вышеупомянутой «Белоснежке», нельзя не учитывать, что в 30-е годы на территории США уже действовал кодекс Хейса – свод этических предписаний изображения того или иного на экране. Исходя из основных его принципов, ведьма могла быть трактована либо как персонаж абсолютно положительный, либо, напротив, отрицательный. И такая участь постигла как ведьму Запада, так и честолюбивую мачеху в Белоснежке.

Вероника Лейк в роли Дженнифер  на кадре из фильма « Я женился на ведьме»

Вероника Лейк в роли Дженнифер  на кадре из фильма « Я женился на ведьме»

Фильм «Я женился на ведьме» открыл книгу заклинаний на странице «приворот». (Не)удачный удар молнии в проклятое дерево, и два непокоренных колдовских духа оказались на свободе. Перед казнью пару сотен лет назад отец и дочь успели наслать проклятие на семью, повинную в их участи, – любая свадьба фамилии обречена завершиться похоронами. Гнетущая тональность мстительного рока быстро сменяется воздушным флером кокетства, когда ведьма Дженифер, обретя облик привлекательной блондинки, влюбляется в очередного потомка злополучного рода. Чередой романтических и комичных перипетий с заклинаниями, смертями и воскрешениями режиссер Рене Клер приводит своих героев к счастливому финалу и брачному союзу ведьмы и простого мужчины по любви, а не по привороту. Маленький шаг для хеппи-энда, большой шаг для колдовства. Из мстительной дьяволицы ведьма превратилась в озорную кокетку-хулиганку, которая парой заклинаний может оживить рутину или помочь возлюбленному занять пост губернатора.

Симона Синьоре в роли Элизабет Проктор на кадре из фильма «Салемские колдуньи»

Симона Синьоре в роли Элизабет Проктор на кадре из фильма «Салемские колдуньи»

1953 год стал важной вехой в истории колдовства, пусть и не кинематографической. Прошла премьера постановки пьесы драматурга Артура Миллера (обладателя Пулитцеровской премии и третьего мужа Мэрилин Монро) «Суровое испытание», основанной на реальных событиях в Салеме 1692-1693 годов. В Новой Англии XVII века колдовство стало удобным оправданием на все случаи жизни: будь то болезнь, незнакомая врачам, или неприязнь к соседям, личная, а может, и связанная с расовыми предрассудками – одной из обвиняемых в дружбе с дьяволом была темнокожая служанка Титуба, которая практиковала магию вуду.

Довольно подробная интерпретация салемских событий отражена в пьесе Миллера: подозрения в колдовстве как рычажок мести и способ свести счеты с обидчиками. Хороводом обвинителей, по Миллеру, руководит сексуальный подтекст – жена отказывается спать с мужем, муж заводит интрижку со служанкой помоложе (бес попутал!), обманутая супруга выгоняет ее из дома, а та в отместку и начинает крутить мельничные жернова правосудия. Суд принимал во внимание любые свидетельства, в том числе слова несовершеннолетних девочек, которые разыгрывали целые спектакли приступов при виде ведьмы-подозреваемой в зале заседаний.

Пока американцы смотрели пьесу на театральных подмостках, в Европе ее экранизировали в 1957 году совместно Франция и ГДР. Сценарий «Сурового испытания» за океаном адаптировал Жан-Поль Сартр. Неудивительно, что история нравственных мук в изоляции и дел семейных быстро обрела левую окраску, экивоки на марксизм и маячащую мечту о революции, хотя и не утратила эротизма, а может, и приобрела еще больший. В «Салемских колдуньях» отношения выясняют Симона Синьоре, Ив Монтан и Милен Демонжо – все трое отмечены наградами за свои роли (кто премией BAFTA, кто на фестивале в Карловых Варах).

Это не первое и далеко не последнее обращение и к событиям в Новой Англии, и к пьесе Миллера: в 1937 году уже вышел фильм «Девушка Салема» со звездой того десятилетия Клодетт Кольбер, а в 90- х «Суровое испытание» было экранизировано с Дэниел Дэй-Льюисом и Вайноной Райдер. Оба фильма (как и многие другие) через колдовство затрагивают неволшебные вопросы бытовой мизогинии и в целом мизантропии.

Ким Новак в роли Лилиан Холройд на кадре из фильма «Колокол, книга и свеча»

Ким Новак в роли Лилиан Холройд на кадре из фильма «Колокол, книга и свеча»

Как и в одном из главных шедевров Альфреда Хичкока «Головокружение», в «Колоколе, книге и свече» Джеймс Стюарт и Ким Новак «поют» дуэтом – обе картины вышли в 1958 году. Сюжет фильма Ричарда Куайна отчасти перекликается с женой-ведьмой в оптике Рене Клера: накануне свадьбы мужчина влюбляется в соседку, которая (вот это совпадение!) оказывается колдуньей. Но та наконец стала современницей, а не восставшим мертвецом из пепла прошлого. Обычная ведьма с Манхэттена, с братом-колдуном-музыкантом, долгами по квартплате и скукой от жизни тайком – таких в Нью-Йорке целая диаспора. Они торгуют целебными травами, ходят в клуб, чтобы потанцевать, и изредка зажигают фонари в переулках одним только взглядом. За занавеской романтики, разговоров до утра и под маской колдовского клана прячется вполне реальная политическая обстановка в стране – сенатор МакКарти уже запустил антикоммунистические настроения в обществе и породил волну репрессий, которую в народе и прозвали «охотой на ведьм». Помимо контекстных ассоциаций герой Стюарта напрямую спрашивает возлюбленную, не коммунистка ли она, на что та отвечает, что она – «американка историческая» (намек на салемские события). Но все прочие обстоятельства тонут в омуте любви: ведьма – обычная женщина с красивой укладкой и тоской по сильному чувству.

Джанет Блэр в роли Тени Тейлор в фильме «Гори, ведьма, гори»

Джанет Блэр в роли Тени Тейлор в фильме «Гори, ведьма, гори»

Разговор о ведьмах в 60-х годах едва ли может состояться без упоминания «Ребенка Розмари» – в каком-то смысле флагманского фильма о бездне демонических сил, которые всегда рядом и даже ближе, чем хотелось бы. Но не Полански единым колдует кино: за несколько лет до монолита польского режиссера, в 1962 году, вышел фильм британца Сидни Хайерса по роману американского писателя-фантаста Фрица Лейбера «Ведьма» 1943 года. Экранизаций книги было несколько, но проверку временем прошла лишь «Ночь орла» (она же «Гори, ведьма, гори»). Фильм был обласкан критиками, но на полку классики попал лишь у ценителей жанра ужасов.

Из Новой Англии действие романа перекочевало в крохотной студенческий городок Туманного Альбиона. Профессор психологии Норман Тейлор, скептик и рационалист, на лекции низводит силу суеверия до вопросов убеждения, а буквально через несколько часов противоречит сам себе, подозревая жену в ворожбе. Фильм Майерса с копеечным бюджетом для колдовского размаха, но большим потенциалом для ведьм расположился где-то на пересечении Полански и Хичкока: профессор пытается найти логичное объяснение происходящему, а заодно проверить брак на прочность – действительно ли его жена та, за кого себя выдает?

Вторым пластом сюжета выступает климат в обществе 60-х: расцвет субурбии, тесное соседство, общины, страх перед сектами и коммунами – в 1969 году от рук «семьи» Чарльза Мэнсона погибнет Шэрон Тейт. Ковены становятся пугающей маской тайных обществ и других врагов, притаившихся по ту сторону белого забора (в случае Полански – в одном подъезде). В отличие от «Ребенка Розмари», ведьма у Майерса может служить как свету, так и тьме, но обеим не избежать провидения и высших сил.

Учебные заведения прочно входят в сговор с ковенами: в 1966 году вышел фильм «Ведьмы», где колдуньи обосновались в учительском составе школы и приносили в жертву учеников, а в 1970-х, кажется, не останется ни одного университета, не пораженного магией.

Хилари Хит в роли Сары на кадре из фильма «Великий инквизитор»

Хилари Хит в роли Сары на кадре из фильма «Великий инквизитор»

В Великобритании «Великий инквизитор» вышел со слоганом «самый жестокий фильм года», и стратегия продвижения не ушла далеко от истины. Майкл Ривз демонизирует не ведьму, но «генерального ведьмолова»: охота за нечистью в середине XVII века могла быть крайне прибыльным делом. Крупицы зла в одном человеке складываются из обилия власти, влияния и богатства – новыми жертвами охотника становятся пастор и его дочь. Ривз смещает акцент на вседозволенность, которую предоставляет должность, и доминирование, развязывающее руки любому насилию.

В основе сюжета фигура реальная и, возможно, не слишком приукрашенная: Мэтью Хопкинс действительно был генеральным ведьмоловом в 1645-1647 годах, за это время в графстве Эссекс и близлежащих землях после его суда было казнено больше человек, чем за предыдущие сто лет охоты. Методы ловца за нечистью выходили далеко за грани гуманности: историческим пыткам Майкл Ривз нашел натуралистичное и даже садистское (по мнению современников) отражение на экране. Не только в драме с социальной подоплекой вроде «Салемских колдуний» случилась инверсия – ведьма стала именем для угнетенной жертвы, но никак не названием монстра. Ривз расставляет акценты в сторону силового превосходства мужчин над женщинами, в том числе и в сексуальном аспекте.

Несмотря на противоречивую реакцию, впоследствии фильм стал культовым и не только вошел в множество списков лучших хорроров, но и обзавелся роковой репутацией: меньше чем через год после выхода умер режиссер Майкл Ривз, ему было 25 лет.

 Кейт Джексон в Роли Роберты на кадре из фильма «Школа Сатаны для девочек»

Кейт Джексон в Роли Роберты на кадре из фильма «Школа Сатаны для девочек»

Закрепившийся в обществе страх общин, которые совсем рядом, уже переместился в учебные заведения, как одни из самых ярких примеров микросоциума с четко разграниченной субординацией. Но если десятилетием раньше под прицелом были педагоги, профессора и учителя, то в 70-е груз борьбы с потусторонним ложится на плечи учениц.

«Школа Сатаны для девочек», мягко говоря, фильм не первой категории, у него не то что фестивальной судьбы, но даже проката не было: Дэвид Лоуэлл Рич снял дешевый хоррор для телевидения, но уловил тенденцию времени. Элизабет находит свою сестру повешенной в доме на озере. Отказываясь верить в версию полиции о суициде, она поступает в художественную школу, в которой училась погибшая, чтобы провести собственное расследование. Странности не заставляют себя ждать – самоубийства студенток продолжаются, а Элизабет изучает портрет сестры кисти одной из ее сокурсниц и обнаруживает сатанинский культ в подвале.

До совершенства фабула древнего зла в стенах университета доведена классиком ужасов и мастером джалло Дарио Ардженто в прянично-кровавой «Суспирии» (первый фильм из трилогии Трех Матерей). Художественная школа превращается в школу танцев, а Америку заменяет Европа. Если в ремесленном ужастике Рича во главе культа стоял мужчина, то Ардженто пишет полотно древнейшей женской черной магии, рифмуя ее с ажурными вензелями традиционной сказки – то есть буквально противопоставляя консервативные устои и жар молодой крови.

Сьюзен Сарандон в роли Джейн на кадре из фильма «Иствикские Ведьмы»

Сьюзен Сарандон в роли Джейн на кадре из фильма «Иствикские Ведьмы»

После гонки со смертью в «Безумном Максе» для австралийского режиссера Джорджа Миллера открылись голливудские двери, и он взялся за киноадаптацию романа Джона Апдейка «Иствикские ведьмы».

В его руках история о трех одиноких женщинах и одном мужчине их мечты превратилась в едкую сатиру и черную комедию. Не в последнюю очередь это случилось и благодаря титулованному актерскому составу: Сьюзан Сарандон, Мишель Пфаффейр, Шер и Джек Николсон (в котором именно после «Ведьм» разглядели комедийный потенциал).

Земля, помеченная колдовством, по-прежнему Новая Англия: в городке Иствик, умирая от скуки и утопая в омуте мартини, три женщины ненароком произнесли заклинание и призвали Дерила Ван Хорна – мужчину, желанного для каждой. В результате на весь квартет завязался один бурный роман, который и стал поводом для пересудов, сплетен и косых взглядов в церкви: в богатом доме с белыми цаплями точно творится настоящая чертовщина!

И действительно, по Миллеру, женщина (а значит, ведьма) – создание еще более дьявольское чем сам Сатана, ведь она даже ему способна истрепать все нервы. «Иствикские ведьмы» – яркая, образная, нахальная, но незлобная ирония над эмансипацией: даже получив все, о чем можно пожелать, дама все равно будет недовольна. Дерил Ван Хорн не устает петь оды женщине как венцу творения и существу более совершенному, чем мужчина, но куда мужчине деваться и как спастись от этого совершенства, абсолютно непонятно.

 Робин Лайвли в роли Луиз Миллер на кадре из фильма «Маленькая колдунья»

Робин Лайвли в роли Луиз Миллер на кадре из фильма «Маленькая колдунья»

Практическая магия в старшей школе ушла от сатанизма и прочих ужасов оккультных ритуалов и обратилась к житейским неурядицам в жизни подростков в комедийном и романтическом ключе.

Луиза – тихий и застенчивый «гадкий утенок», она получает тычки и выслушивает упреки от девочек первого эшелона из группы поддержки и, естественно, им завидует. Когда она сокрушается, что ее жизнь – сплошная «ходячая трагедия», у девочки внезапно проявляются магические способности, как оказалось, наследственные. Не вдаваясь в подробности, Луиза решает быстренько исполнить все свои мечты и избавиться от ужасов пубертата по мановению волшебной палочки. Раз – и она самая популярная девочка в школе, два – у нее билеты на концерт любимой группы, три – и мальчик из футбольной команды в нее по уши влюблен. Естественно, вся эта школьная магия в эгоистичных целях выходит ведьме-тинейджеру боком, никакие заклинания не способны справиться с кошмаром взросления.

С одной стороны, «Маленькая ведьма» органично встраивается в ряд подростковых фильмов 80-х вроде опусов молодости Джона Хьюза и Эми Хеккерлинг. С другой – она открывает дверь в насквозь пропитанные магией 90-е, где ведьмой стало быть модно и колдовали все кому не лень: и улыбчивая «Сабрина – маленькая ведьма» (до выхода на телевидении она существовала в анимационном формате), и ставшие культовыми сестры Холивелл из «Зачарованных», и прочие смутьянки с тягой к черной магии вроде школьниц-ворожей из «Колдовства» (1996) и «Маленьких ведьм» (1996).

Николь Кидман в роли Гиллиан Оунс на кадре из фильма «Практическая магия»

Николь Кидман в роли Гиллиан Оунс на кадре из фильма «Практическая магия»

«Практическая магия» Гриффина Данна, снятая по одноименному роману Эли Хоффман, в 1998 году провалилась и получила в лучшем случае смешанные отзывы критиков, если не однозначно негативные. Но спустя 20 лет сложно найти список фильмов о колдовстве без упоминания сестер Оуэнс, сыгранных Николь Кидман и Сандрой Баллок. По прошествии времени режиссер шутил (хотя поначалу было не до шуток!): всему виной проклятие! Ведьма-консультант потребовала космическую сумму за свою работу, а не получив желаемого, оставила след черной магии: вашим съемкам придет конец. Киноделы так перепугались, что вызывали чуть ли не экзорцистов на площадку, чтобы вернуть проекту расположение высших сил.

Неволшебные претензии к картине в основном заключались в размытости жанра и ее наивности – это и романтическая комедия, но мистическая, и фильм ужасов, но чрезмерно сентиментальный, и детектив, но без интриги, и сказка, но с идеологической подоплекой. Сегодня все упреки тонут в ламповой патине 90-х, переливах музыки Алана Сильвестри и бутылочках с белладонной.

Несомненно, проклятая семья Оуэнс – ведьмы-феминистки. Престарелые тетушки так всю жизнь и прожили вдвоем, зарабатывая приворотами, Джилли не самым удачным образом выбирается из отношений с абьюзером, алкоголиком и тираном, а Салли гадает, возможно ли завести счастливую семью, будучи не такой как все. Основным мерилом поведения становится общество субурбии: помимо того что неприязнь к ведьмам впитана в саму землю Новой Англии, акцент ставится и на то, что мизогиния свойственна не только мужчинам, но и женщинам – семью Оуэнс больше всего ненавидят как раз соседки. Но ведьмы ясно дают понять – их магия светла, а дружбу с дьяволом они оставляют на долю мужчин. «Практическая магия» – кино и вправду волшебное, ведь заклинание работает лишь тогда, когда в него верят, а сестры Оуэнс в первую очередь верят в самих себя и в то, что розмарин лучше всего сажать у садовой калитки.

Хезер Донахью на культовом кадре фильма «Ведьма из Блэр»

Хезер Донахью на культовом кадре фильма «Ведьма из Блэр»

О культовости и значении «Ведьмы из Блэр» как главного шедевра кинопрома «на коленке» слагают легенды: сарафанное радио, кассеты, подброшенные в студенческие кампусы, сайт с розыском участников злополучной экспедиции, множество пародий, эпигонов и подражателей. Но помимо техники производства и художественного пика жанра мокьюментари «Ведьме» удалось запечатлеть и удивительный стык прошлого и будущего.

Хоррор – жанр, чувствительный к переменам и инновациям: «Звонок», «Пульс» и появление многих других хитов были спровоцированы страхом будущего, которое наступило вчера, – кассета может убивать. В случае «Ведьмы из Блэр» современный киноязык 90-х сочетается с одним из старейших страхов родом из былин и фольклора. Казалось бы, лес, ведьма, фигурки из хвороста – разве может все это напугать прогрессивную молодежь с камерами? Однако ведьма берет свое, не страшась попасть на пленку.

Возможно, 90-е стали последним рубежом, где страшное встречает современное в хорроре: ведьмы в кинематографе последних 10-15 лет все чаще убегают подальше от нигилизма наших дней, айфона и инстаграма, ища пристанище в прошлом.

 Хелена Бонэм Картер в роли Беллатрисы Лестрейндж на кадре из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

 Хелена Бонэм Картер в роли Беллатрисы Лестрейндж на кадре из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

По большому счету не так важно, какая из частей саги о мальчике, который выжил, будет здесь упомянута. Разумеется, в первую очередь новый взгляд на ведьм – это литературная заслуга Джоан Роулинг, а не кинематографистов (и конкретно Дэвида Йетса).

Одной из ключевых особенностей нулевых стал бум на фэнтези и сказки: ведьмы на экране появлялись тут и там. В большинстве своем они трактовались по сказочной модели тридцатых годов и того же «Волшебника страны Оз»: «Хроники Нарнии: лев, колдунья и волшебный шкаф», «Зачарованная», «Братья Гримм», «Моя ужасная няня», «Золотой компас» и даже «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца» не обошлись без своей Тиа Дальмы. Развитие техники CGI позволило кинематографистам не стеснять себя в волшебных пируэтах на экране.

В отличие от большинства вышеперечисленных фильмов, где ведьмы делятся в основном на два лагеря по строгому канону (ведьма злая, волшебница добрая), Роулинг не только убрала черное и белое, но и уравняла женщин и мужчин на колдовском поприще.

«Орден Феникса», возможно, далеко не лучший фильм франшизы, но именно здесь впервые появляется Беллатриса Лестрейндж в исполнении Хелены Бонем Картер – ведьма классическая, будто сошедшая с открыток к Хэллоуину, но преданная и абсолютно бесстрашная. Она становится заключительным звеном в галереи образов Роулинг: добрая волшебница – Молли Уизли, фея – Полумна Лавгуд, злая ведьма из сказки – Долорес Амбридж, мудрая наставница – Минерва МакГоналл и храбрая ведьма-идеалистка – Гермиона Грейнджер, ставшая примером для множества девочек по всему миру. Именно в «Ордене Феникса» Гермиона окончательно поняла, что правила можно нарушать, если того требуют обстоятельства, – пора менять мир под себя.

Несмотря на каноничные типажи и образы-архетипы, все персонажи Роулинг спорные, объемные, с присущий им мотивацией, верой и страхами, а потому не могут трактоваться однозначно, как и любой человек.

Аня Тейлор Джой в образе Томасин на кадре из фильма «Ведьма»

Аня Тейлор Джой в образе Томасин на кадре из фильма «Ведьма»

И снова суровые пейзажи Новой Англии, скудный быт переселенцев, одинокая избушка, поле, за полем – лес, в лесу – ведьма. Семья, изгнанная из общины, застыла на пересечении миров: общества и одиночества, природы и города, реального и мистического. Когда пропадает младенец, домочадцы ищут виноватых, и виноватой становится старшая дочь Томасина.

Дебютный фильм Роберту Эггерсу принес приз за лучшую режиссуру на фестивале «Сандэнс», похвалу выходца из этих земель Стивена Кинга и пристальное внимание всего кинематографического сообщества – хоррор окончательно стал другим. Что именно изменилось в жанре, спорят до сих пор, но интонация режиссера попала точно в пульс времени – страх обернулся неспешным тлением, выведенным в формулу слоубернера.

«Ведьма» в словаре Эггерса стала названием и суммой неприязни окружающих. Изгнанная сначала из общины, а потом и из собственной семьи Томасина подобна падшему ангелу, последнее пристанище ей удалось найти лишь за пазухой у дьявола. С этой роли зажглась звезда Ани Тейлор Джой, а черный козел Филипп занял свое место на полке поп-культуры. Роберт Эггерс в глоссарии суеверий ищет страхи, которые живут внутри каждого, терзают и раздирают сознание по крупицам. Режиссер изучает грань, где заканчивается человек и остается одержимость.

И не он один: в сходной, но собственной интонации Оз Перкинс перекроил суть ведьмы в морфологии волшебной сказки, найдя новое прочтение для «Гретель и Гензеля». Женское имя в начале не случайно – сказ Перкинса о преемственности и принятии девичьей судьбы.

Саманта Робинсон в роли Элаин на кадре из фильма «Ведьма любви»

Саманта Робинсон в роли Элаин на кадре из фильма «Ведьма любви»

«Ведьма любви» – упоительная и красочная одновременно и реконструкция времени, и ревизия гендерных стереотипов. Постановщица Анна Биллер в своем втором фильме удивительно кропотливо и подробно создает фантазию о современности, где время остановилось и за окном вечные 70-е, ведьмы ведут светские беседы в чайных салонах, а в лесу чуть ли не каждые выходные проходит ярмарка Возрождения с белыми конями.

Тишину и рутинное уныние городка нарушает приезд Элаин – эффектной вдовы в поисках нового чувства, светлого и всепоглощающего. И без помощи колдовских заклятий каждый местный мужчина готов отправиться за ней хоть на край света. Как правило, из всех данных обещаний они сдерживают лишь одно: «любить до самой смерти», ведь роман с ведьмой пережить не удастся ни одному из них.

«Ведьма любви» – кино ритуальное, и дело даже не в обрядах приворота и приготовлении зелий, каждое действие, будь то утренний туалет или чаепитие, в оптике Биллер превращается в магический ритуал. Что же до места ворожеи в жизни и в обществе – ведьму, как и четыреста лет назад, хотят сжечь, но Эбигейл и не пытается оправдаться: да, я использую свои чары и имею на это полное право.


Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?