Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Перекресток всех миров: рецензия на второй сезон сериала «Темные начала»

Достойное продолжение амбициозного совместного проекта HBO и BBC по фантастической трилогии Филипа Пулмана.

Добавить в закладки

Новая глава приключений Лиры в стране чудес переводит на экран второй том «Темных Начал» Филипа Пулмана «Чудесный Нож», и пусть создатели кое-где позволяют себе жонглировать порядком событий или небольшими нюансами, но по большей части остаются верными букве автора. В том, что сказка продолжится, сомнений не было: на второй сезон совместный амбициозный проект HBO и BBC продлили, не дожидаясь выхода первого (и не зря).

Начинается все там, где остановилось в прошлый раз (будьте аккуратны, далее могут быть нежелательные спойлеры для тех, кто не смотрел первый сезон): с помощью варварского обряда сепарации Азриэл (Джеймс МакЭвой) разорвал связь Роджера и деймона, всплеск энергии открыл проход прямиком в небо, ценой билета в другой мир стала жизнь мальчика. Потрясенная Лира (серия не просто так называется «Предательство») отправилась в зияющий коридор вслед за отцом. В тот же самый момент парень Уилл в Оксфорде (который похож на «наш») тоже находит брешь мироздания и делает шаг вперед, уже вслед за кошкой. Уилл и Лира встретятся в Читтагацце - мире вроде острова потерянных детей или зловещего аналога Нетландии. Здесь никогда не станут старше не по своей воле: пустынные улицы и брошенные дома наводнены призраками, родными братьями дементоров Азкабана и действующих примерно также: они лишают человека человечности, но опасны только тем, кто повзрослел. К алетиометру добавится и новый артефакт, тот самый нож из заглавия книги: его лезвие способно разорвать материю (темную, светлую, любую) и проложить пути между вселенными, неудивительно, что макгаффин этот пригодится всем.

Стоит оговориться сразу: впрыгнуть в этот поезд на полном ходу вряд ли выйдет. Если вы не читали книги Пулмана и не смотрели первый сезон, лучше отмотать назад к не такому темному началу эпопеи, иначе есть риск оказаться на месте Уилла, который силится понять, что за загадочная пыль, которая всех так беспокоит (правда, пока в этом только предстоит разобраться), о каком пророчестве говорят ведьмы и зачем людям деймоны.

Причесанный и сдержанный в первом сезоне антиклерикальный нарратив Пулмана, во втором артикулирован куда более откровенно: Магистериум окончательно обрел зловещее господство и стал созвучен Галактической Империи из «Звездных войн». Миссис Колтер напрочь лишается присущего героине дуализма, сомнений и противоречивости. Обещая не совершать ошибок, она прибегает к методам все более бескомпромиссным и однозначным или по просту жестоким. Возможно, это единственный параграф по которому экранизация HBO и BBC уступает фильму Криса Вайца 2007 года: есть ощущение, что поступь Николь Кидман была убедительнее чем Рут Уилсон в роли загадочной, красивой и одновременно кровожадной женщины с золотистой обезьяной.

Несмотря на сгущающиеся тучи и множество эпизодов мрачных и тоскливых, мир на экране потеплел, в нем появилось больше тихого волшебства. На смену снегу, синеве метели и рыку панцебьёрнов (правда, порой их не хватает) приходят теплые улочки и переулки. Пустынный мир у воды Читтагацце похож на курортный городок в Тоскане не в сезон: терракотовые дома и столики на верандах, яркие пятна ковров и легкий бриз, резные окна загадочной башни подпирающий своим острием небо. Оксфорд (тот, что как две капли воды похож на наш) тоже поцелован солнцем, не в последнюю очередь благодаря вторжению в сюжетную канву новых героев, в том числе ученой Мэри Мэлоун (Симона Кирби) с непростым прошлым. Она пытается проникнуть в тайны пыли с помощью компьютера и других привычных нам даров прогресса и зовет частицы темными материями. Появится ученый и в другой вселенной: состоится долгожданное появление Эндрю Скотта в сериале, но ход его героя в этой истории только впереди.

Пока еще намеками и полувзглядами, робким пульсом крутится веретено взаимоотношений юных подростков. Совсем не сразу, постепенно к Уиллу проникнется и деймон Лиры Пан, а это кое-что да значит. На замену пресловутой химии у Дафни Кин и Амира Уилсона придет своя гармония и причудливый баланс их союза в кадре: следить за ними без сомнения любопытно. Уилл становится полноправным участником истории (к чему его готовили с конца предыдущей главы), а от того повествование дробится уже на два приключения, которые то пересекаются, то расходятся, как и многочисленные миры вокруг. С переходом через сияющие арки мироздания и связано незримое и трепетное волшебство, которого будто бы чуть-чуть не хватило первому сезону.

«Темным началам» пытаются поручить самые разные спасительные миссии: с одной стороны они вроде бы должны реабилитировать трилогию Филипа Пулмана после откровенно неудачной экранизации и перед преданными читателями, и перед теми, кто книгу никогда в руках не держал. С другой - заткнуть дыру фэнтези в эфире после исчезновения «Игры Престолов» с радаров. На деле же в этом особенном году «Началам» уготована роль куда более благодарная (а может и благородная, пусть и скорее всего ненамеренно): стать чуть ли не единственной сказкой перед рождеством в связи с простоем индустрии. Второй сезон не нуждается в придирчивых сравнениях с первым: он держит планку на уже взятой высоте. Быть может продолжение и не влюбит тех, кто уже остался равнодушен, но и не расстроит тех, кто успел очароваться.

Сериал доступен для просмотра на Амедиатеке.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?