Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Дипан»

Не самый однозначный, но очень колоритный взгляд француза на миграционные проблемы, на послевоенный синдром, на взаимовыручку и самоотверженность. Большое кино с серьезным наградным листом

Добавить в закладки
Пес войны

Трейлер

Бегущему от кровопролития в Шри-Ланке Дипану нужно соблюсти простую формальность – беженцами должна быть семья из трех человек. Поскольку жена и дети мужчины погибли, он находит себе случайную попутчицу и девочку-сироту и вместе с ними отправляется из неспокойной Азии во вполне благополучную Францию. На новом месте Дипан получает работу мастера на все руки, ему приходится обслуживать несколько домов в неспокойном этническом квартале, «супруга» же становится сиделкой у престарелого местного жителя. Пока мигрант занимается мелким и крупным ремонтом, уборкой в подъездах и чисткой улиц, приехавшая с ним девушка сближается с местным бандитом, что ставит ее жизнь под угрозу. Тогда Дипану ничего не остается, как снова взять в руки оружие – война настигла его даже вдали от джунглей…

Кадр из фильма "Дипан"

Исполнители главных ролей Джесутасан Антонитасан и Калиеасвари Сринивасан впервые засветились в большом кино. В обычной жизни Антонитосан – писатель, а Сринивасан – артистка театра

Как и у многих французских режиссеров прошлого и настоящего, у Жака Одиара по всему миру сложилась внушительная армия поклонников, готовая денно и нощно спорить о том, какой же из фильмов матера лучше – «Ржавчина и кость» или «Пророк». В этом году список сильнейших работ Одиара пополнился лентой «Дипан», первой в карьере режиссера отмеченной главным призом Канн. Сомневаться в том, что жюри престижнейшего кинофестиваля объективно, не приходится, а вот поговорить о том, является ли новинка действительно лучшей работой француза, можно, но, забегая вперед, отметим, что разочарование зрителя от просмотренного фильма не постигнет при любом раскладе.

Кадр из фильма "Дипан"

Почти весь фильм сыгран на тамильском языке, редком не только для Европы, но и для Азии. Соответственно, «Дипан» – первый тамилоязычный фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви»

Главной силой Одиара всегда были колоритные живые характеры, населяющие его фильмы. «Дипан» не просто не является исключением, он бурлит колоритными героями, каждый из которых способен наполнить целую вселенную своими чувствами, страхами, болью или любовью. Личностный рост, возрастающая уверенность в себе, вспыхивающие светлые и темные чувства, сближение и расставание героев – с таким набором характеристик фильму достаточно просто установить контроль над зрителем, лента увлекает, герои проникают в душу, ситуации оживают. Нет, мы не говорим о том, что отечественному посетителю кинозала будет просто представить себя в роли беженца в незнакомой стране с непонятным языком или в образе этнического бандита, не желающего идти в ногу с законом. Но режиссер и не зацикливается на конкретике, его мазки более воздушны, он бьет по целым пластам, по огромным сообществам и стратам.

Кадр из фильма "Дипан"

И наиболее интересным, на наш взгляд, направлением «удара» для постановщика является не изрядно уже потасканная тема миграции и неспособности Франции ассимилировать своих новых жильцов, а образ «человека войны вне войны». Американцы неоднократно обращались к этой теме в десятках фильмов, от «Первой крови» до «Повелителя бури», но Одиар придает своему титульному герою столько дополнительных характеристик, что любой Джон Рэмбо перед ним отступает. И дело не только в том, что Дипан – так называемый «каратель», он воспитанник войны, он из того поколения детей, которые взращивались боевиками с младенчества с одной целью – убивать. И вот такой человек вырывается в совершенно иной мир, в странное место, где люди шутят, улыбаются, живут так, словно никогда не видели смерти. Возможно ли принять подобную перемену? Можно ли измениться самому в новых обстоятельствах? Автор дает однозначный (пусть и слишком, на наш взгляд, оптимистичный) ответ.

Кадр из фильма "Дипан"

Этот оптимизм в финале откровенно пугает, все-таки предыдущие работы Одиара особенно жизнерадостными не назовешь, но тут кроется вторая важная составляющая высказывания режиссера – сага всепобеждающей жажде жизни. Дипан на новом месте смог не только остаться собой, сохранить достоинство, но и обрести смысл жизни и найти любовь. Развитию отношений между Дипаном и Йалини автор уделяет много времени, порой кажется даже, что слишком много. Но именно через их ссоры, через их беседы на самые разные темы, через выстраивание их отношений «ведущий-ведомый» зритель проникает в удивительный мир скромной, обыденной, невычурной любви двух взрослых сформировавшихся людей.

Кадр из фильма "Дипан"

А что до темы мигрантов, с которой режиссер сегодня выглядит «пророком», так во французском кино не высказаться сегодня об этом становится уже дурным тоном. Бандиты «Дипана» не страшнее других своих киносоотечественников. Наоборот, к «понаехавшим» автор относится показательно толерантно (Дипану даже помогают попасть во Францию, несмотря на очевидно фальшивые документы), полагая, что беда кроется глубоко внутри Франции, а не на ее границах и в арабских кварталах Парижа.

Единственное же, что не позволяет назвать «Дипана» лучшим фильмом в карьере Жака Одиара, – это некоторая влюбленность автора в своих героев. Порой создается впечатление, что режиссер играет в Бога, ведет своей дланью любимчика через все преграды, чтобы одарить райским садом в финале. Заслуженно? Вот об этом и должно теперь говорить, ведь вердикт киносообщества вынесен, «Дипан» – главный европейский фильм года. Для зрителей это как минимум повод ознакомиться с серьезной, яркой, эмоциональной работой.

С 3 декабря в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?