Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Почему «Омен» напугал всех 47 лет назад и продолжает пугать до сих пор?

25 июня 1976 года «Омен» Ричарда Доннера встретился с первыми зрителями и лишил публику сна и спокойствия. Религиозный хоррор о зле, живущем под ликом добра, надолго остался в поп-культурной памяти поколений. Фильм приближается к 50-летнему юбилею: вспоминаем культовую картину и рассуждаем о том, что так пугает в Дэмиене —маленьком мальчике в шерстяном пальтишке.

Добавить в закладки
Почему «Омен» напугал всех 47 лет назад и продолжает пугать до сих пор?

Религиозное паломничество хоррора

В 70-е годы ужасы слились воедино с религиозным пафосом — жанр стремительно менял ориентиры и намекал: эпоха безраздельного царствования маньяков заканчивалась. Теперь на целлулоидной пленке разворачивается настоящий христианский резистанс силам тьмы. По большему счету все началось с «Ребенка Розмари» Романа Полански — мистического хоррора, который подрывал буржуазный комфорт тайными сектами и дьявольскими знамениями. Еще дальше зашел Уильям Фридкин с «Изгоняющим дьявола»: религиозный хоррор, выстраивая новую образность жанра, вместо поножовщины освобождал место для ритуалов экзорцизма. 

«Омен» Ричарда Доннера — такой же симптоматичный продукт эпохи: пока британо-американский мейнстрим ломался под натиском фикшна, лент и телешоу об апокалиптических пророчествах и предзнаменованиях, Дэвид Зельцер двигался от первоначальной идеи к сценарной реализации проекта о рождении и приходе Антихриста. В эпоху, когда тело девочки мог захватить дьявол и заставить ее голову крутиться, было возможно представить все, тем более что приличный мальчик Дэмиен, приемный сын богатых американских дипломатов, окажется Антихристом. 

Хорроры все чаще двигались в связке с библейскими текстами: что кино, что религиозные настроения, муссированные медиаистерией, аккурат соответствовали композиции апокалиптических текстов Иоанна Богослова. В Америке тем временем в 70-х происходит новый рост протестантского фундаментализма, который усилил пафос и ожидание конца времен. «Омен» лишь формализовал настроения времени – взросление милого мальчика становилось шагом на пути к концу света. 

Харви Стивенс в роли Дэмиена на кадре из фильма «Омен»

Харви Стивенс в роли Дэмиена на кадре из фильма «Омен»

Дети — цветы зла 

«Душа исцеляется вместе с детьми», — писал Федор Достоевский. Истина, которую возвещает «Омен», настаивает на обратном. Фильм Ричарда Доннера открывает пространство мыслей и образов, которых культура долгое время сторонилась: в детях видели символ и надежду, свет и будущее, едва задумываясь об изнаночной стороне незрелой иррациональности. Зигмунд Фрейд считал, что дети не признают условностей и норм, поэтому их нельзя назвать невинными и чистыми — чтобы стать таковыми, нужно усвоить нормы и повзрослеть. «Омен» во многом репрезентирует этот запретный и опасный образ — ребенка как сущности, дистиллированной от христианского добра. 

Харви Стивенс на съемках фильма «Омен»

Харви Стивенс на съемках фильма «Омен»

Харви Стивенсу было всего шесть лет, когда он стал звездой. Играя ребенка-дьявола, мальчик даже и не подозревал, что участвует в съемках зловещего хоррора. Почти не говорить, ловя на себе взгляд камеры, — в этом и заключалась актерская задача Стивенса, самого будоражащего ребенка американского кино.

Взросление Дэмиена вкупе с загадочными обстоятельствами становится головной болью для героя Грегори Пека. Дипломат Роберт Торн выстраивает бастион защиты из науки и разума, чтобы объять необъяснимое, но пасует в схватке со злом. «Омену» присущ тот же самый апокалиптический пессимизм, что наводнил мистические хорроры 70-х: с силами зла можно выйти на поле битвы, но победить — едва ли. Любопытная по меньшей мере получается линия столкновения: политик, человек из высших эшелонов, вынужденный носить добродетельную маску перед народом, в один момент уступает дьявольской силе — власти, которая также активно пользуется лживыми масками. 

Ли Ремик в роли Катрины на кадре из фильма «Омен»

Ли Ремик в роли Катрины на кадре из фильма «Омен»

Мистика дьявольской режиссуры 

Для Ричарда Доннера «Омен» стал первым большим голливудским фильмом, стартом головокружительной и многоплановой карьеры, которая дала режиссеру возможность попробовать себя в разных жанровых регистрах: и в хорроре, и в приключенческом кино («Балбесы»), и в супергероике («Супермен 2»), и в боевике («Смертельное оружие»). «Омен» — пример сильной и боеспособной режиссуры: загородная картинка семейной идиллии плавно погружается в инфернальное марево. То, с каким азартом Доннер выстраивает мистические знамения, — отдельный пункт, достойный упоминания в учебниках по созданию саспенса: самоубийство няни Дэмиена разбивает зрительское спокойствие — с этого момента «Омен» будет только третировать и поражать. Многие наверняка не забудут сцену в зоопарке, когда бабуины атакуют машину с мальчиком и его мамой Кэтрин (Ли Ремик), — звериный момент Доннер монтирует, добиваясь замечательной синергии звуков и образов. Режиссер также уверенно чувствует себя как стилист — сцены на кладбище обретают выразительное ощущение кошмара: в кадре сумрачное небо, монументальные плиты и два героя, продирающиеся через готические сооружения. 

Ли Ремик в роли Катрины на кадре из фильма «Омен»

Ли Ремик в роли Катрины на кадре из фильма «Омен»

Ограниченный бюджет, как это часто и бывает, вынуждал искать более тонкого решения постановочных вопросов. Спокойный тон фильма резко сменялся нервными эскападами, домашняя тишина — тревожными партитурами Джерри Голдсмита (за них, между прочим, композитор получил свой единственный «Оскар»). Судьбоносные смерти героев — механизм с эффектом отложенного действия, заводятся фатумом в самый неудобный момент, сражая зрителя свирепостью и кровожадностью. При всей своей жанровой прыти «Омен» не тянул на звание второсортного ужастика, скорее напротив — фильм торжественным слогом размышлял о природе зла и его неочевидных истоках. Не последнюю роль занимали мелодраматические обертоны — отчаявшийся мужчина пытался обратить хаос в порядок, восполнить потери в трагических обстоятельствах, но достижение оного привело ровно к противоположному результату. 

Грегори Пэк в роли Роберта на кадре из фильма «Омен»

Грегори Пэк в роли Роберта на кадре из фильма «Омен»

Голливуд на службе тьмы

Недаром часто говорят о спутанности реальности и искусства — взаимная стыковка чревата фатальными обстоятельствами. Так, например, режиссеры хоррора нередко открывают портал мистике и ужасам прямо в съемочных павильонах: история знает странные происшествия на производстве и «Изгоняющего дьявола», и «Ребенка Розмари», и «Полтергейста».

С осени 1975 года и съемочная группа «Омена» почувствовала недоброе влияние зла. Например, молния многократно попадала в самолеты, в которых летали члены съемочной группы: один раз это произошло с Грегори Пеком, в другой — с директором Марком Нойфельдом. С передвижениями истории не закончились: Пек должен был лететь в Израиль, но передумал — и не зря, потому что самолет разбился, не оставив в живых ни одного из пассажиров. Остальной перечень неприятностей вспоминать довольно нервно: был и террористический акт в отеле, в который заселился Доннер, и трагедия с дрессировщиком бабуинов, убитым тигром, ну и совсем уж мистическое — смерть Джона Ричардсона, мастера по спецэффектам, который придумал завораживающую сцену с отрубанием головы в автомобиле. Здесь даже и дополнять не требуется, какое мистическое совпадение произошло с жертвой аварии — прямо по заветам кадров «Омена». 

Трагический узел событий не только усилил мистический ореол фильма, но и стал программной частью нарратива — ужас не просто переживается на экране, он также оформляется обстоятельствами реального, поэтому «Омен» влиятелен как внутри кинематографических скобок, так и за ними. Трагедия добавляет ленте невероятную ценность и, к сожалению или к счастью, блестяще продается как громкий заголовок новости.

Грегори Пек в роли Роберта на кадре из фильма «Омен»

Грегори Пек в роли Роберта на кадре из фильма «Омен»
Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?