Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Интервью

«Пока мужчины рассуждают о судьбах мира, женщины рассказывают интимные истории про себя»: интервью с Наталией Мещаниновой

Режиссер и сценарист Наталия Мещанинова о тенденциях современного российского кино, Анне Михалковой, подростках, домашнем насилии и о своем последнем, очень личном фильме «Один маленький ночной секрет».

Добавить в закладки
«Пока мужчины рассуждают о судьбах мира, женщины рассказывают интимные истории про себя»: интервью с Наталией Мещаниновой

Наташа, ты недавно была в жюри дебютов на фестивале «Короче», смотрела кино молодых. Какие ты увидела проблемы, тенденции?

Если разбирать нашу программу полнометражных дебютов, не могу сказать, что какие-то суперновые темы прозвучали.

Но ведь первый фильм – это и самопрезентация. С чем они пришли, как тебе кажется?

Вот не могу все объединить в одну какую-то тенденцию. Один мальчик (Байбулат Батуллин) пришел с трогательной татарской очень личной историей «Бери да помни». Александра Лихачева – с неожиданным фильмом «Крецул» про слепого чемпиона. Как такую сложную тему брать для дебюта? Но он мне понравился, это авторское кино, перпендикулярное дежурной спортивной драме. Более того, европейское. Там, конечно, много заимствований, но кино сделано не по жанровым канонам, и это классно. Фильм «Аквариум», напротив, редкий жанр в нашем кино, антиутопия. При этом с авторской позицией, хоть высказанной эзоповым языком. Общее у всех этих режиссеров – владение профессией. И они умеют работать с актером. В татарском фильме вообще потрясающий актерский ансамбль. Как соединить, скажем, Розу Хайруллину в одном кадре с почти документальным стариком и документальным мальчиком, чтобы не было швов? Классные актерские работы в том же «Крецуле»: Никита Волков и Сергей Волков существуют в какой-то нерасторжимой связанности. И Никита придумал себе особенную улыбочку этого ослепшего человека. Дебютанта ведь всегда выдает неумение работать с актером.

Особенно с маститым, который знает, «как надо».

Если берешь «самоигрального» актера, он сделает роль сам. Но с остальными все равно надо работать. Здесь и проявляется отсутствие опыта. Если говорить об общих проблемах – это проблема с ритмом. Однажды Борю Хлебникова награждали за фильм «Коктебель», и Агнешка Холланд ему вместе с призом подарила ножницы. Он оценил шутку. Мне кажется, многим дебютантам тоже надо было ножницы дарить. Когда делаешь дебют, тебе все ценно, каждая секунда бытия, ты дорожишь этими секундами-кадрами: трудно резать.

А ты разделяешь мысль Хлебникова, что сегодня жанр – единственный способ говорить о каких-то актуальных вещах? Жанр как укрытие.

Не единственный. Просто жанра перестали бояться. Наше поколение – Боря про это рассказывал – страшно боялось жанра, потому что тебя обвинят в попытке понравиться зрителю. А идти надо от себя.

Ты никогда не хотела понравиться зрителю?

Я никогда не делаю специальных шагов, чтобы понравиться. Заигрывание со зрителем приводит чаще всего к беде. Но жанр не обязательно про стремление угодить. И сейчас молодые не закомплексованы в этом отношении. В программе были жанровые истории, рассказаны честно по отношению к себе.
Недавно у нас был образовательный проект – пять пилотов, которые делают продюсеры Федорович с Никишовым для компании Okko. Они набрали десять человек в школу шоураннеров. Эти ребята должны были написать свои собственные сценарии – и пяти из них давали финансирование, чтобы снять пилоты. Я там преподавала режиссуру. И молодые люди начали транслировать что-то свое. Например, проект, который называется «Руки Анны». Режиссер Полина Синева – глухая. И процентов 70 героев у нее тоже не слышат. Это про мир глухих, но рассказано жанровым языком. 

Продолжение интервью читайте на страницах Printed.

Фотограф: Татьяна Хессо
Текст: Лариса Малюкова
1 комментарий
А
Что значит европейское кино? И как определить, что оно такое?
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?