На 50-м Берлинском кинофестивале показан конкурсный фильм Александра Прошкина "Русский бунт" по мотивам пушкинской прозы. В сущности, это мировая премьера -- пока картину видели только в Оренбуржье, где разворачивалась драма пугачевского бунта 1773 года и где спустя два с лишним века снимался о ней фильм.
Интервью с актерами и режиссерами

На 50-м Берлинском кинофестивале показан конкурсный фильм Александра Прошкина «Русский бунт» по мотивам пушкинской прозы. В сущности, это мировая премьера – пока картину видели только в Оренбуржье, где разворачивалась драма пугачевского бунта 1773 года и где спустя два с лишним века снимался о ней фильм.
Это третий опыт кинематографического прочтения пушкинской повести «Капитанская дочка». Первый предпринял Юрий Тарич в 1928 году, второй – Владимир Каплуновский в 1959-м, с Олегом Стриженовым и Ией Арепиной. Оба фильма назывались так же, как повесть. Название новой картины заставляет предположить, что перед нами – фильм-предупреждение.
-- Мы все время находимся в состоянии гражданской войны, – сказал Александр Прошкин. – От этого все наши беды. История, которую мы предлагаем, – конечно же, и о гражданской войне и о том, как в ней выжить, сохранив себя. Предлагаем новый, по сравнению с советскими стандартами, взгляд на фигуру Пугачева. В фильме использованы мотивы не только «Капитанской дочки», но и «Истории Пугачева», где «народный герой» трактуется как бандит, жулик и мистификатор. Вслед за Пушкиным, нас волнует природа самозванства на Руси. Это сугубо наше национальное явление в политике, которому нет аналогов в европейских хрониках.
Природа самозванства – ролевая и чисто актерская. Мне здесь кажется важным некий хаос случайностей, которые превращаются в закономерность и складываются в нашу историю. То же самое происходит и теперь – все складывается из случайностей и нет разумной организации, осознанного движения, стратегии, идеи.
Отчего возник Пугачев? Петр III процарствовал полгода и был убит. Екатерина поспешно объявила о его смерти. Это вызвало в народе подозрения. Пошла эпидемия на лже-Петров. Пугачев был всего лишь один из них – девятым по счету. Это желание нацепить на себя чужую судьбу и таким образом сыграть героическую роль подобно некоей фантомной эпидемии, которая сопутствовала всей истории России. Бушует она и по сей день.
Что такое война в Чечне, как не война гражданская? И опять есть масса желающих сыграть роль спасителей отечества – как с одной стороны, так и с другой. Посмотрите, какой блестящий набор ролевых индивидуальностей представлен сейчас в нашей политике. Причем большинство этих персонажей играет роли, им совершенно не свойственные и не соответствующие их природе.
Век Екатерины II – безнравственный, разбойный век. Нет устоев. Постоянно сменяются «политические элиты». Весьма сомнительный нравственный климат, мгновенно взлетающие карьеры и гигантские состояния. Императрица сообщает, что венценосный супруг умер от геморроидальных колик, и не появляется на его похоронах. Все это сильно напоминает атмосферу дикого вранья и ханжества, которая наблюдается сейчас.
Советское литературоведение пыталось увидеть в Пугачеве героя времени. Но Пушкин не несет за это ответственности. На самом деле герой его повести – шестнадцатилетний мальчик, который еще не запачкан и который в этом хаосе находит ценности истинные: любовь, необходимость защитить любимого человека и потому – совершать поступки. Все происходящее в повести – лишь следствие этого. Ее персонажи делятся на тех, кому дано познать любовь – и тех, кому не дано. Козни Швабрина – это бунт человека, которому дана невероятная гордыня, но не дано любить. В нашей картине это подчеркивается огромной дистанцией в возрасте. Сорокалетний Маковецкий в роли Швабрина – и шестнадцатилетний Матеуш Доменский, играющий Гринева.
-- Итак, уже не первый век разыгрывается все та же пьеса, – в разном антураже, разной исторической оболочке. Мы крутимся в трагическом беличьем колесе. Не ввергает это в пессимизм?
-- А мы ничему не научились. Повторяем один и тот же сюжет, проходим одну и ту же историю, не извлекая уроков. День Сурка в историческом масштабе. Может быть, это главная черта национального менталитета – неспособность учиться на собственном опыте, неспособность меняться. Пушкинская повесть в достаточной степени условна, лишена психологизма – это жанровый этюд о русских характерах, нравах, типах. И даже типы эти сохраняются неизменными.
Я не хотел прямых параллелей, намеков-экивоков в сторону нашего времени. Даже взял артистов из Польши – чтобы фактура лиц была как бы ушедшей. Не узнаваемые по телеэкрану типажи, а – сошедшие с рокотовских портретов. И еще мне было важно, чтобы актерам было столько же лет, сколько героям у Пушкина. Потому что есть вещи, которые можно не столько сыграть, сколько подсмотреть или даже спровоцировать. 16-летний мальчик и 17-летняя девочка физиологически, чувственно – одинаковы. Это, в сущности, еще дети. И поступают как дети, у которых нет никакой жизненной школы.
Если вернуться в наши дни, мы увидим, что и здесь нет героя, он только нарождается. И поколение мальчиков, которых отправляют под пули в Чечню, может быть, однажды что-то для себя сформулирует – и тогда начнется какое-то новое измерение. Так с гриневского поколения начался взлет пушкинского времени: разбойники вышли из моды и на гребне истории оказались нравственные и глубоко образованные люди, которые любили отечество. И это был золотой век России. Так что идеи нашего фильма прямо противоположны картине Говорухина, где этим новым людям отстреливают детородные органы. Я в новое поколение – верю.
-- Вы обещали новый взгляд на Пугачева.
-- По моей концепции, Пугачев – никто, пустышка. Казак, отбывавший воинскую повинность. Покрылся золотушными пятнами и был отправлен на лечение. Надеялся, что его комиссуют, а его пообещали вылечить. Тогда он исчез из госпиталя и оказался в бегах. И постоянно менял роли. То играл раскольника, гонца из Польши на Урал. То хотел любым способом сделаться атаманом и рвануть в Персию. Потом его посадили, приговорили к каторжным работам, и никакого восстания тогда бы было – но он сочинил очередную легенду и опять сбежал. Это особый дар – когда человек, играя роль, приходит в состояние энергетического возбуждения от публики. Чем больше зрителей, тем больше в нем уверенности в себе. И, по законам драмы, идут репризы: казни, убийства. Но у него не было никакой программы. Это был абсолютный самозванец, фигляр, разбойник, убийца.
В этом контексте надо воспринимать и его отношения с мальчиком Гриневым. Актеру нужен не только зрительный зал, весь сразу, но и отдельный зритель, к которому он адресуется – чтобы видеть его глаза, чувствовать его реакцию. Роль этого зрителя по абсолютной случайности сыграл Гринев. В его судьбе тоже все случайно – по случаю попал на войну, по случаю стретил мужика, который окажется Пугачевым. Да и сейчас – кто из нас еще год назад мог предположить, что у нас будет новый вождь и учитель! Предполагали лидера в ком угодно, только не в Путине. Какая случайность все развернула в этом направлении – один Бог ведает. Логики развития страны в этом нет.
История Пугачева эту теорию случайности абсолютно подтверждает. Пока вокруг были толпы, он был в силе, гениально играя роль вождя. На допросах и в суде зрителей уже не стало – и он превратился в полное ничтожество, все подтверждал, всех закладывал, просил прощения, блеял. И только на казни снова повел себя театрально.
Это все заложено в концепции фильма. Параллельно развиваются две сюжетные линии – восхождение Пугачева и странствия Гринева, пока эти две судьбы не пересекаются. И полное человеческое поражение Пугачева. И он ни в какой степени в фильме не героизируется.
-- С каким настроением приехали на фестиваль, видите ли себя потенциальным победителем?
-- Конечно, нет. Ведь мы представляем нашу страну в ее нынешнем состоянии, и к нам теперь совершенно иное отношение – мы как бы ответственны за то, что там происходит. В начале 90-х к нам относились значительно лучше, чем мы того заслуживали, – за нами был «ветер перемен». А сейчас – ощущение бессмысленно прожитых десяти лет и тупика. От всего этого невозможно отделить ни фильм, ни каждого из нас.
-- Фильм многажды останавливался из-за отсутствия денег. Сколько времени шла работа?
-- Два с половиной года. Хотя сами съемки шли в ускоренном режиме. Деньги компании «Мост» были предоставлены ввовремя. А деньги Пушкинского юбилейного комитета хронически заддерживались. Периодически менялись премьер-министры, обещания не выполнялись, картина консервировалась. С приходом Примакова появились обещания, но не деньги. Но вот – сняли наконец.
-- По внутреннему ощущению – получилось? Вы сделали то, что хотели?
-- Не совсем. Давала себя знать спешка – приходилось снимать по три эпизода в день. Хотелось внести совершенно новую фактуру – степи, простор. Мы ведь снимали там, где все реально происходило! Снимали потомков тех, кто участвовал в бунте. Люди там не изменились, они с таким азартом принимали участие в съемках, словно и впрямь участвовали в восстании. Чувство кровавой игры оказалось им очень близко: уезжая со съемок прямо в наших костюмах, они продолжали выяснять отношения – гусары с казаками, башкиры с татарами… Не изменилось и пространство вокруг, осталось нетронутым. У нас не было возможности снимать летом, сняли зиму и осень. И получилась страна, где лета не бывает.
В ролях: Пугачев – Владимир Машков, Швабрин – Сергей Маковецкий, Гринев – Матеуш Доменский, Мироновы – Наталья Егорова и Юрий Беляев, Маша – Каролина Грушка, Савельич – Владимир Ильин. Оператор Сергей Юриздицкий, композитор Владимир Мартынов.
Производство «НТВ-профит».

18.02.2000 Текст: Валерий Кичин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00