Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
История студии

История компании IMAX

Свой сегодняшний материал об истории компании, оказавшей большое влияние на развитие кино, нам хотелось бы сделать несколько отличным от предыдущих. Сама компания IMAX подталкивает нас к этому – ее кинотеатры существенно отличаются от обычных кинозалов, для съемки фильмов этого формата необходимы специальные камеры, а для демонстрации – особенные проекторы

Добавить в закладки
Полное погружение

Итак, что же такое IMAX? Прежде всего, это технология. Технология, выросшая из желания сделать мир кино еще более близким зрителю, буквально ощутимым каждым, кто сидит в кресле кинозала. Об усилении визуального воздействия на зрителя кинематографисты и инженеры начали задумываться практически на следующий день после знаменитого первого киносеанса братьев Люмьер. Легенда гласит, что первые зрители «Прибытия поезда» бросались из зала врассыпную, но даже если это и правда, то работал этот эффект недолго, поэтому с начала XX века инженеры работали над тем, чтобы зритель не переставал удивляться. Самым очевидным путем для развития казалось увеличение размера пленочного кадра (напомним, что стандартом для кино является пленка с шириной кадра 8, 16 и 35 миллиметров), однако испробованный компанией Fox 70-миллиметровый формат оказался нежизнеспособен и быстро ушел из употребления. Впоследствии многие компании и инженерные группы предлагали различные способы увеличения видимого пространства киноизображения с минимальными потерями для зрителя вплоть до гигантских панорамных экранов, на которые картина подавалась тремя синхронизированными проекторами (так называемая Cinerama). Однако все это сопровождалось дополнительными требованиями – громоздким оборудованием, сложной настройкой, специальным кинозалом, – но не становилось массовым продуктом.

Прорыв случился в 1968 году, а его главным двигателем выступил канадский режиссер и изобретатель Роман Кройтор. Родившийся в 1926 году Кройтор свой первый фильм снял еще в конце сороковых, после этого последовала не только череда изысканий в творчестве, но и поиск особенных техник для того, чтобы режиссеры-последователи могли выразить свои мысли максимально точно и понятно зрителю. К середине 60-х Кройтор стал одним из самых ярких документалистов, заложивших основы жанра «рокументари», документальных фильмов о творчестве и жизни музыкантов. Сам по себе весьма творческий человек, Роман Кройтор в 1967 году на международной выставке в Монреале поразил зрителей многопроекторной инсталляцией «Лабиринт» – чередой залов, где стены менялись буквально на глазах посетителей. Следующим шагом стало основание в содружестве с другими канадскими режиссерами и изобретателями компании Multiscreen Corporation, места, где можно было заняться активными исследованиями на тему того, как сделать зрителя не посетителем кинозала, а частью происходящего на экране. Именно отсюда и берет свое начало IMAX.

Первая демонстрация возможностей новой технологии была произведена в 1970 году на международной выставке в Осаке. Способ, которым воспользовались Кройтер со товарищи для увеличения площади кадра, оказался одновременно простым и изящным. IMAX не просто использует 70-мм пленку, но и располагает на ней кадры не вертикально, как это принято в обычной киномеханике, а горизонтально, так что 70 мм – это высота кадра, а не ширина. Специально для нового формата инженер Уильям Шоу в 1970 году разработал проектор, который, впрочем, для широкого распространения требовал существенной доработки, ведь он был в десять раз больше обычного 35-миллиметрового кинопроектора. Однако это было лишь делом техники, главное, что первый 17-минутный фильм «Тигренок», созданный по технологии IMAX, произвел впечатление и на зрителей, и на своих создателей. Новая технология потребовала для себя и новых помещений – первый специализированный IMAX-кинотеатр открылся в Торонто в 1971 году, тогда же сформировались и основные принципы таких кинозалов: качество изображения позволяло приблизить зрительские места к гигантскому киноэкрану (стандартом считается соотношение 22х16 метров), дополнять эффект присутствия должен объемный звук, а комфорт достигался особыми полулежачими креслами.

Кадр из фильма «Крылья отваги»

Не обошлось и без проблем. Довольно долго технология IMAX была уделом специализированных кинозалов – в планетариях, библиотеках, научных центрах. Дело в том, что с увеличением пленочного кадра увеличился и объем пленки, необходимый для записи фильма, технологии прошлого века не позволяли выпускать IMAX-картины длительностью более 40 минут, поэтому формат стал уделом документалистов и популяризаторов науки, зато силами этих энтузиастов камеры IMAX погрузились на дно океана, взошли на Эверест и отправились в космос. Одним из первых опытов выйти за рамки научных трудов к массовому зрителю стало применение технологии IMAX в концертном фильме группы Rolling Stones «At the Max» 1991 года, большие музыканты на огромном экране – это то, что не могло не впечатлить зрителя. Первым игровым драматическим фильмом, снятым в формате IMAX, стала в 1995 году 40-минутная короткометражка Жан-Жака Анно «Крылья отваги». Вышедший в 1999 году анимационный фильм нашего соотечественника Александра Петрова «Старик и море», снятый специально для IMAX-кинотеатров, стал годом спустя первой и пока единственной IMAX-картиной, отмеченной премией «Оскар».

Кадр из мультфильма "Старик и море"

Позвольте, спросите вы, а что же тогда мы сейчас смотрим в кинозалах IMAX? Это следующий шаг в развитии технологии. Сложилось два важных технических усовершенствования: с одной стороны, проекторная техника с начала 2000-х стала позволять доводить длительность IMAX-фильмов до двух часов, с другой – в 2003 году появилась технология IMAX DMR – цифровой ремастеринг обычных картин, снятых в традиционной технике, в новый формат. Первой картиной, получившей вторую жизнь на гигантском экране IMAX, стала лента Рона Ховарда «Аполлон 13». Наиболее активно в направлении трансформирования картин в IMAX-формат работала студия Warner Bros. Сиквелы «Матрицы», третья часть поттерианы «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Полярный экспресс» закрепили за IMAX-кинотеатрами звание мест, где кино раскрывается по-новому. «Экспресс» по сей день удерживает звание самого востребованного в IMAX-формате фильма – демонстрация его на гигантских экранах принесла четверть всех сборов картины.

Кадр из фильма «Аполлон 13»

Долгое время полнометражные игровые развлекательные фильмы обходили стороной камеры IMAX, это чудо техники существенно больше и тяжелее, чем привычные 35-мм камеры, кроме того, они шумны, стоимость и обслуживание пленки для них существенно выше, а объема пленки для такой камеры хватает на съемку сцены длиной не более 2 минут. Тем не менее Кристофер Нолан во время подготовки к съемкам «Темного рыцаря» решил снять на специальные камеры некоторые из сцен картины, те, которые, по его словам, требовали особенного графического представления. Шесть эпизодов общей длительностью почти 30 минут открыли новую страницу IMAX-кинематографа. Годом позже 10 минут IMAX-съемок вошло в картину «Трансформеры: Месть падших» Майкла Бэя. Далее последовали «Миссия невыполнима: Протокол “Фантом”» (30 минут), «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (60 минут), «Стартрек: Возмездие» и «Голодные игры: И вспыхнет пламя». Новая работа Кристофера Нолана «Интерстеллар» будет содержать 60 минут съемок на обычную IMAX-камеру, а четвертые «Трансформеры» Майкла Бэя снимаются на 3D-IMAX-камеру.

Кадр из фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Вот мы и подошли к дню сегодняшнему. 2014 год будет насыщен яркими IMAX-релизами, к уже увидевшим экран «Джеку Райану», «300 спартанцев: Расцвет империи», «Первому мстителю: Другая война», «Ною» и «Новому Человеку-пауку 2» добавятся «Годзилла», «Малефисента», «Грань будущего», «Стражи галактики», «Хоббит: Битва пяти армий» и уже упомянутые «Трансформеры: Эпоха истребления» и «Интерстеллар». В следующем году формат поддержат седьмой эпизод «Звездных войн», вторая часть «Мстителей», четвертый фильм из серии «Парк Юрского периода» и седьмой «Форсаж». Российского зрителя в следующем году ждет второй после необыкновенно успешно выступившего в прокате по всему миру «Сталинграда» Федора Бондарчука отечественный релиз в формате IMAX – драматический триллер Николая Лебедева «Экипаж», который будет снят по мотивам одноименной картины Александра Митты 1979 года. Но не только фильмами прирастает компания IMAX, не останавливаются и технические изыскания. В 2015 году в одном из московских кинотеатров заработает первый в России зал с лазерной проекционной системой IMAX. Сеть кинотеатров «Формула Кино» станет первым партнером компании IMAX в России, подписавшим соглашение на установку революционной лазерной проекционной системы. Новая лазерная проекционная система позволит воспроизводить на гигантских экранах IMAX самый непревзойденный цифровой контент, обеспечивая еще более яркое и четкое изображение, более широкий спектр цветов и более глубокие оттенки черного.

Чтобы из первых уст узнать об итогах и перспективах работы IMAX в России, мы побеседовали с главным исполнительным директором IMAX Entertainment и старшим исполнительным вице-президентом корпорации IMAX Грегом Фостером.

– Что для компании IMAX стало самым большим достижением за прошедший год и каковы основные направления развития технологии на год текущий?

– Во-первых, год назад мы вряд ли могли предполагать, что «Гравитация» Альфонсо Куарона покажет те результаты, которые все мы видели. Наряду с картинами «Аватар» и «Темный рыцарь» «Гравитация» стала поворотной точкой в развитии всей индустрии. Следующий важный момент – сотрудничество со всеми студиями-мейджорами Голливуда, важнейшее соглашение подписано наконец с компанией Disney, теперь мы сотрудничаем в выпуске фильмов Marvel, «Малефисенты», седьмых «Звездных войн». Третье – рост числа кинотеатров, расширение нашей сети. Здесь важнейшим фактором стал рост интереса к кино в Китае, Россия следует сразу за ним. И, конечно, я просто не могу не отметить успех фильма «Сталинград». Что касается будущего, то новая лазерная проекционная система, которая скоро будет установлена в одном из московских кинозалов, скажет все за себя сама.

Кадр из фильма "Гравитация"

– Насколько «Сталинград» оправдал возложенные на него вашей компанией надежды? Достаточно ли удачно, по-вашему, он выступил на территориях вне России?

– Инвестиции и доверие были более чем оправданы. Финансово «Сталинград» великолепно себя зарекомендовал как на российском рынке, так и в Китае, где он превзошел многие голливудские релизы. В Великобритании фильм показал солидные результаты, да и в США и Канаде картина оправдала наши прогнозы. Здесь есть и другой аспект, на который внимания обращено меньше, но мне хотелось бы его подчеркнуть. Та команда, которая создала «Сталинград», и Федор Бондарчук, и Александр Роднянский проявили себя большими профессионалами и настоящими мастерами своего дела. Я уверен, что сотрудничество наше на этом не прервется и мы обязательно еще поработаем вместе. Потрясающие люди, очень умные и открытые, работать с ними было одно удовольствие.

Кадр из фильма "Сталинград"

– Отбирая проекты, которые затем получат воплощение на экранах IMAX, компания отдает предпочтение тем, кто сумеет убедить в понимании преимуществ технологии и психологии вашего формата. Каким образом команде Николая Лебедева и Леонида Верещагина удалось увлечь вас новым прочтением «Экипажа»?

– Хороший вопрос. Действительно, им удалось показать нам, что они очень ответственно подходят к технологии. Команда «Экипажа» готова воспользоваться нашими камерами. Пока этот вопрос еще находится в стадии проработки, мы еще будем смотреть по бюджету и прочим факторам, но то, что нас действительно поразило, это желание членов съемочной группы вести аэросъемку, укрепив камеру на фюзеляже самолета. В игровом кино этого еще никто не делал, идея эта заимствована из документальных фильмов, в том числе фильмов IMAX. Нам это говорит о том, что команда «Экипажа» очень и очень серьезно подошла к вопросу, подготовительная работа ими проведена колоссальная, сотрудничество с таким людьми для нас всегда очень комфортно. Еще один аспект – нам очень импонирует оригинальный фильм 1979 года, у этого сюжета громадный потенциал, поэтому нам нравится быть частью этой истории. Третьим решающим фактором стал успех картины «Легенда № 17», крепкое, профессионально сделанное кино, любимое российскими зрителями. Вот таковы слагаемые нашего выбора.

Кадр из фильма «Легенда №17»

– И еще раз возвращаясь к технологии. При том, что IMAX – это эталон качества, которым должно насладиться максимальное количество зрителей, кинотеатры данного формата по-прежнему не слишком доступны в России. Не кажется ли вам, что правильнее было бы увеличить темпы роста количества залов и охватить как можно больше городов, пока кино как искусство находится на пике востребованности зрителями?

– Наш формат действительно часто называют элитарным, но это относится только к качеству услуги, но никак не к уровню ее доступности. Просто на все нужно время. Когда я в 2001 году пришел работать в компанию, ей было уже 34 года, но даже в США тогда было всего сто кинотеатров. Сейчас в Штатах уже 350 кинотеатров IMAX. Темп растет. Кроме того, наша технология все-таки несколько отличается от обычных кинозалов, это не набор из супермаркета, который принес, распаковал, подключил к электросети и наслаждаешься. Нет, у нас гораздо более серьезный и продуманный подход, требующий тщательной подготовки, настройки и постоянного мониторинга качества. При этом стоимость наших услуг не намного выше цены обычных киносеансов. Мы растем, мы развиваемся, каждый год мы прирастаем новыми кинозалами, привлекая все большее и большее число зрителей в нашу общую семью.

Не упустили мы и возможность выяснить кое-какие подробности начала работы над «Экипажем» у продюсера фильма Леонида Верещагина.

– В чем сейчас вам видятся главные сложности производства?

– Нам нужны будут взлетно-посадочные полосы. Если для «Легенды № 17» нужны были ледовые площадки, то с этим справиться было сравнительно просто. Сейчас нам нужны настоящие ВПП, которые не заменишь в кадре простой асфальтовой дорожкой. Такие полосы – это серьезнейшее сооружение. Необходима техника, наземные службы станут важной частью повествования, поэтому здесь мы зрителя тоже не имеем права подвести. Снимать мы начнем в конце лета.

– Как ко всему этому отнесся Александр Митта?

– Очень благосклонно. Более того, он будет частью этого проекта. Наш сюжет навеян отдельными мотивами оригинального фильма «Экипаж», но это совершенно другая история, современная, более технологичная, она – другая. Но как нельзя было снимать «Легенду» без согласия Тарасовой или Харламовых, так нельзя было даже браться за «Экипаж» без согласия ее автора и студии «Мосфильм». Мы договорились с «Мосфильмом» об использовании названия «Экипаж» и с Миттой о том, что он будет частью нашего проекта, активным участником проекта, к великой нашей радости. Не просто стоять в стороне или отсматривать материал, он будет участником, мы очень этого хотели и рады, что получили его согласие.

Кадр из фильма "Экипаж" (1979)

– Что требовалось от проекта, чтобы стать частью IMAX?

– Мы должны быть приверженцами технологии, и материал драматургический должен строиться, в частности, на масштабе событий. Мы масштаб и образы представили в сценарии и концептах. Альфонсо Куарон, снимая «Гравитацию», ввел зрителя в космический корабль. Мы хотим сделать зрителя частью экипажа воздушного судна. Для этого нам нужен формат. IMAX дает свою лицензию раз в два года одному проекту из десяти, и мы рады, что наша идея их увлекла. У нас есть хорошая история, великолепный сценарий, у нас есть фантастическая команда исполнителей, которая сделает фильм не менее интересным, чем «Легенда № 17». IMAX добавит нам масштаб и размах.

– А с создателями «Сталинграда» вы уже пообщались? Поделятся они с вами опытом?

– Создатели «Сталинграда» узнали об этом вместе со всеми. Единственное, о чем мы предварительно пообщались, – это работа в 3D. Как, какими средствами, насколько дороже, насколько удлиняет съемочный процесс – вот это я узнавал. Но мы от 3D решили отказаться, мы будем снимать с прицелом на конвертацию.

Такими выглядят сейчас прошлое, настоящее и будущее одного из самых ярких явлений современного кино – широкоформатной системы IMAX. С момента открытия первого российского кинотеатра IMAX в 2003 году залы IMAX никогда не пустуют, число релизов ширится, а качество демонстрации растет. Зрители, распробовавшие формат, при прочих равных никогда не упустят возможности погрузиться в мир кино именно в зале IMAX, тем же, кто еще ни разу не оказывался перед гигантским экраном, мы искренне завидуем – первое посещение кинозала IMAX никого не оставляет равнодушным и навсегда делает поклонником данной технологии.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?