Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на мультфильм «Ветер крепчает»

Превосходная поэтичная аниме-драма для взрослых об авиации в эпоху войны и о любви во время чахотки

Добавить в закладки

Маленький мальчик из провинциальной Японии Дзиро Хорикоси грезит о небе. Но так как в пилоты не берут с плохим зрением, Дзиро по совету привидевшегося ему во сне итальянского авиаконструктора Капрони решает стать не летчиком, а создателем самолетов. Проходят годы, и молодой талант устраивается на работу в компанию Mitsubishi. Дзиро нет дела до войны и политики, но ему приходится смириться с тем, что он конструирует боевые машины по заказу японских военных. Пока он придумывает, как создать лучший в мире палубный истребитель, Хорикоси заводит роман с красавицей Наоко, медленно умирающей от чахотки.

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

8 декабря 1941 года (7 декабря по американскому календарю) было днем величайшего японского военного триумфа. Страна, которая в середине XIX века казалась безнадежно отставшей от Европы, менее чем за сто лет радикально модернизировалась и превратилась в одну из ведущих милитаристских держав мира. 8 декабря она бросила вызов своим заокеанским противникам и одержала сокрушительную победу. 3,5 тысячи американцев были убиты или ранены во время нападения на Перл-Харбор. Японцы же потеряли, временно или навсегда, всего 65 человек.

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

Среди тех, кто отвесил США эту звучную пощечину, были генеральный конструктор истребителей Mitsubishi A6M Zero Дзиро Хорикоси и директор фабрики Miyazaki Airplane Кацудзи Миядзаки (его компания производила запчасти по заказу Mitsubishi). Они не были ни солдатами, ни пилотами, и их жизнью была не война, а авиация. Однако кровь погибших американцев была на их руках – как и кровь японцев, погибших, когда Америка нанесла свой ответный сокрушительный удар.

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

Самолет Mitsubishi A6M назывался Zero («ноль»), потому что был принят на вооружение в 1940 году, который по японскому имперскому календарю был 2600 годом от воцарения первого императора Дзимму

Как относиться к таким людям? Кем их считать – героями или преступниками? Для величайшего японского мультрежиссера Хаяо Миядзаки, сына Кацудзи Миядзаки, эти вопросы никогда не были праздными. Он влюбился в военную авиацию до того, как научился рисовать, и стал пацифистом до того, как начал создавать анимацию. Это парадоксальное, двойственное отношение к войне и к ее страшнейшему орудию было неотъемлемой частью нескольких его знаменитых лент (в частности, «Порко Россо» и «Навсикаи из Долины ветров»). Но лишь теперь, на исходе жизни, Миядзаки решился рассказать о своем отношении к Дзиро Хорикоси и японской авиации, не прячась за авантюрные и фантастические метафоры. «Ветер крепчает» – его первый байопик и его первый и, вероятно, последний мультфильм для взрослых. Можно ли поставить эту картину в один ряд с лучшими творениями мэтра?

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

Вместо обычных, механических звуковых эффектов рев самолетных моторов и грохот землетрясения в картине озвучены голосами актеров

Можно. Если судить ее по иным критериям, нежели «Принцессу Мононоке» или «Унесенных призраками». «Ветер» – не волшебная сказка и не мифологический триллер. Здесь нет удивительных монстров, увлекательного сюжета и коварных злодеев. Зато здесь есть потрясающая, всепоглощающая любовь к Японии, к самолетам и к поколению родителей Миядзаки. Эта любовь проявляет себя в каждой сцене, каждом кадре, каждой дотошно воссозданной исторической детали. Она плещется на экране, изливается в зал и затягивает не хуже драматичных приключений. Миядзаки всегда был не только рассказчиком, но и поэтом, и «Ветер» – это его «Евгений Онегин», поэтичная энциклопедия предвоенной жизни со всеми причудами и контрастами. Вроде того, что самолеты Хорикоси доставляла на аэродром упряжка волов (автомобили у японцев были, но бензин считался дорогим стратегическим ресурсом).

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

Впрочем, Миядзаки не был бы Миядзаки, если бы довольствовался отображением реальности. Самые поэтичные, самые нежные и трогательные фрагменты «Ветра» – это воздушные грезы Дзиро, в которых его наставляет на истинный путь усатый и громогласный синьор Капрони (это реальная личность – его самолет Caproni Ca.309 Ghibli дал название студии Миядзаки Studio Ghibli), и романтические сцены главного героя и его невесты Наоко. Последняя взята не из жизни, а из изданного в 1930-х романа Хори Тацуо «Ветер крепчает», не имеющего никакого отношения к авиации.

Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»

Почему Миядзаки объединил реальную историю с вымышленной? Потому что они обе подчеркивают главную тему фильма и ключевую тему всей японской культуры – мимолетность бытия. Дзиро конструирует самолеты, хотя понимает, что его страна не выиграет войну со всем миром. Наоко влюбляется и выходит замуж, хотя знает, что вскоре умрет. Они не могут исправить свою одержимую войной страну и не могут изменить свою судьбу и свои чувства. Но они могут взять от жизни все и отдать себя сполна. Чтобы в конце пусть и со скорбью, но также с гордостью взглянуть на прожитые годы и осознать, что они были прожиты со смаком и с любовью. А зря или не зря, доблестно или преступно – это уже судить будущим поколениям. И, кажется, Миядзаки, как представитель этих поколений, своих героев полностью оправдывает. Предоставляя, впрочем, зрителям право вынести окончательный вердикт.

Что еще можно сказать о картине? Как и все полнометражные работы Миядзаки, она изящно нарисована и блистательно анимирована (Ghibli ныне лучшая в мире студия двухмерной анимации). Однако она не безупречна. Озвучивший Дзиро известный режиссер-аниматор Хидеаки АнноЕвангелион») – не профессиональный актер, и его голосу так и хочется крикнуть: «Не верю!» Даже если монотонность голоса Дзиро соответствует режиссерскому замыслу, она все равно режет слух на фоне профессионально поставленных и более выразительных голосов других персонажей. К счастью, это единственное, что нам хотелось бы изменить в этой великолепной ностальгической драме.

В кино с 20 февраля.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?