Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Прошлогодний снег: лучшие новогодние фильмы от 1983-го до 2023 года

Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше? 

Добавить в закладки
Прошлогодний снег: лучшие новогодние фильмы от 1983-го до 2023 года

Время идет, тенденции меняются, но новогодние фильмы остаются неисчерпаемым топливом праздничного сезона. Рассказываем о лентах, которые согревали зимой 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, и нескольких новых декабрьских релизах: снежные чудеса никогда не выходят из моды! 

1983 год

Эдди Мерфи в роли Билли Рэя на кадре из фильма «Поменяться местами»

Эдди Мерфи в роли Билли Рэя на кадре из фильма «Поменяться местами»

Обласканная критиками рождественская комедия Джона Лэндиса «Поменяться местами» с Эдди Мерфи и Дэном Экройдом в главных ролях — редкий пример хорошего фильма, который удивительно плохо состарился. В начале 80-х комедия о нетривиальных превратностях судьбы, бедных и богатых людях, отчаянно желающих получить самое лучшее, казалась образцовым гимном Рождеству — времени, когда с людьми происходят чудеса. Однако с высоты прожитых лет «Поменяться местами» смущает диким, расистским юмором, необоснованной женской наготой и весьма жестоким для заявленного жанра сюжетом. Успешный топ-менеджер (Экройд) становится игрушкой в руках скучающих миллиардеров, постепенно превращающих его жизнь в настоящий ад. А мелкий уличный мошенник (Мерфи) утопает в незаслуженной роскоши, постепенно разжигая растущий финансовый аппетит. К счастью, финальный моральный посыл картины Лэндиса ставит героев на свои места, однако ощущение сомнительного удовольствия остается со зрителем надолго.

Дэвид Боуи в роли Селлерса на кадре из фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»

Дэвид Боуи в роли Селлерса на кадре из фильма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»

Пожалуй, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» без скидок самый необычный фильм в нашей подборке. Время действия — 1942 год, место — лагерь для военнопленных британцев на острове Ява. В основу сценария легли автобиографические романы Лоренса Ван дер Поста, не последнего человека в кругу приближенных королевского двора Виндзоров и британского правительства. 

«Мистер Лоуренс» избегает примирения между врагами под натиском праздника и скорее служит исповедью для людей, которые пытаются определить: что же такое чувство долга? Где можно уступить, а когда стоит стоять до конца? Лента Нагиса Осимы сводит вместе восточный и западный взгляды на мир и вычленяет не только противоречия, но и общий для всех язык гуманизма и героизма. Роль непокорного майора Селлерса смело можно назвать одной из лучших в актерской карьере Дэвида Боуи, а «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» — радикальной картиной о празднике.

Кадр из анимационного фильма «Падал прошлогодний снег»

Кадр из анимационного фильма «Падал прошлогодний снег»

Абсурдная пластилиновая комедия о мужике, который пошел за елкой, а нашел все и ничего, одновременно и одна из самых смешных новогодних историй, и одна из самых тоскливых. «Падал прошлогодний снег» давно разлетелся на цитаты — удел по-настоящему народного мультфильма, у которого нет ни возраста, ни срока годности. Главный герой, не самый сообразительный деревенский усатый дядька, не слушается рассказчика, пытается продать еще не пойманного зайца подороже и гоняется за потомством Избушки на курьих ножках, но совершенно не может справиться с единственной возложенной на него задачей — принести домой дерево. Сегодня «Снег» выглядит и как постирония, и как образец выдающейся анимации — идеальный спутник для тех, кто устал от мишуры и дедлайнов!

1993 год

 

Кадр из анимационного фильма «Кошмар перед Рождеством»

Кадр из анимационного фильма «Кошмар перед Рождеством»

«Кошмар перед Рождеством» Тима Бертона и Генри Селика вот уже 30 лет пытается определиться: лента точно стала классикой, но новогодней или все же хэллоуинской? Решить сложно!

Джек Скелетон, живущий в крае осеннего праздника кануна Дня всех святых, натыкается на рождественскую деревню и понимает: жить без елок, огоньков и снеговиков дальше невозможно. Санту необходимо украсть и расшатать баланс календарной вселенной. Что же касается наших календарных дилемм, то, откровенно говоря, изобретательный анимационный мюзикл можно смотреть в любое время года, когда захочется чего-то волшебного с крупицей потустороннего обаяния. В одном с Джеком невозможно не согласиться: всегда наступает пора, когда устаешь от кошмаров и бесконечной работы — хочется просто в тишине посмотреть на мигающие огоньки и вальс снежинок.

Том Хэнкс в роли Сэма на кадре из фильма «Неспящие в Сиэттле»

Том Хэнкс в роли Сэма на кадре из фильма «Неспящие в Сиэттле»

«Неспящие в Сиэттле» — еще одна классика на праздничном перепутье. Зрители делятся на тех, кто смотрит нежнейшую ленту Норы Эфрон на Новый год, и тех, кто ждет встречи на крыше Эмпайр-стейт-билдинг в День святого Валентина. Самое удивительное в культовом ромкоме 90-х даже не то, что действие охватывает чуть больше года, а «отношения на расстоянии». Главные герои практически не встречаются на протяжении всего хронометража, но у публики не остается сомнений: союз журналистки Энни (Мег Райан) и вдовца Сэма (Том Хэнкс) заключен на небесах. Как бы романтично и сентиментально ни звучали простые истины о близких рядом, «Неспящие в Сиэтле» — фильм не об удивительной любви с первого взгляда (а точнее, с первого слова), а о безграничном одиночестве, которое душит и в Новый год, и тем более в День всех влюбленных.

 

Джек Леммон в роли Джона на кадре из фильма «Старые ворчуны»

Джек Леммон в роли Джона на кадре из фильма «Старые ворчуны»

Сатирическая комедия «Старые ворчуны» Дональда Питри — идеальное противотревожное средство для всех, кто переживает по поводу грядущей старости. Кино про вечное соперничество двух язвительных и вредных, но весьма бойких пенсионеров успокаивает зрителя обманчивой легкостью и обещанием безрассудного, совсем не возрастного озорства. «Старые ворчуны» гармонично вписываются в общее ощущение эпохи ранних 90-х, подаривших нам самые добрые и сердечные истории. Бесконечные импровизации заслуженных мастеров актерского мастерства Джека Леммона и Уолтера Мэттау — то, что выделяет «Старых ворчунов» на фоне других, не менее достойных представителей жанра. Впрочем, настроенных на рождественскую волну зрителей картина Питри едва ли чем-то удивит — эта остроумная, ладно скроенная комедия определенно не была создана специально для праздничного сезона, пусть и основные события происходят в заснеженной Миннесоте. «Старые ворчуны» куда больше тяготеют к подборке несправедливо забытых фильмов, умело продвигающих вечные ценности.

2003 год

 Эмма Томпсон в роли Карен на кадре из фильма «Реальная любовь»

 Эмма Томпсон в роли Карен на кадре из фильма «Реальная любовь»

Сегодня довольно сложно представить, что «Реальной любви» когда-то не было, а в 2003 году лента и вовсе рисковала стать снежной радостью на один сезон и кануть в ящик с киномишурой. Рождественская открытка Ричарда Кертиса поместила под омелы британский звездный состав — от Хью Гранта до Эммы Томпсон, от Лиама Нисона до Алана Рикмана — и завернула разной степени трогательности сюжеты в душеспасительное одеяло взаимовыручки. Казалось бы, найден идеальный рецепт праздничного фильма, но лента стала классикой не поэтому. Хеппи-энд и счастье в «Реальной любви» не ультимативны: сюжеты о силе романтической любви британца и португалки или юных одноклассников соседствуют с душераздирающими историями — измены, невзаимные чувства, тяжелые заболевания близких. Огни праздничной елки спасают не от всех бед на свете, но все же радуют глаз (как и просмотр «Реальной любви» в декабре).

Билли Боб Торнтон в роли Уилли в роли на кадре из фильма «Плохой Санта»

Билли Боб Торнтон в роли Уилли в роли на кадре из фильма «Плохой Санта»

Одним из беспрецедентных зрительских хитов 2003 года стала черная комедия «Плохой Санта» с Билли Бобом Торнтоном в главной роли. Фильм о разочаровавшемся в жизни Санте — алкоголике, грабителе и разгильдяе — выделяется на фоне других комедий с пышной рождественской мишурой. Главный герой Уилли (Торнтон) едва ли вписывается в образ благодушного, вечно румяного деда с мешком подарков наперевес. Санта явно переживает затяжное профессиональное выгорание и не намерен больше возвращаться к благотворительности. Красный костюм Уилли — не более чем удобная маскировка для отвлечения внимания. Впрочем, все меняется, когда герой Торнтона впервые встречает Термана (Бретт Келли) — мальчика, который сохранил в себе искреннюю веру в рождественское чудо.

Режиссер «Плохого Санты» Терри Цвигофф не рассказывает зрителям сказки, напротив, он возвращает публику на землю, к истокам Рождества, напоминая о том, что настоящее волшебство в этом мире по-прежнему творят сами люди, а добрые слова и поступки все еще ценнее красиво упакованных подарков.

Уилл Фаррелл в роли Бадди на кадре из фильма «Эльф»

Уилл Фаррелл в роли Бадди на кадре из фильма «Эльф»

Семейная комедия Джона Фавро «Эльф» с Уиллом Ферреллом в главной роли, можно сказать, предопределила популярность литературного жанра «попаданец». Главный герой «Эльфа» — мальчик по имени Бадди — сделал то, о чем миллионы детей по всему свету только мечтали: попал в резиденцию Санта-Клауса, оставшись там на годы в качестве нового помощника-эльфа. Увы, как и все люди, Бадди склонен взрослеть и менять личные приоритеты — интерес к сказочному миру Санта-Клауса со временем сменился искренним любопытством к собственным биологическим корням. Поиск настоящих родителей и последующая поездка Бадди в Нью-Йорк превращаются в комичную, местами трогательную одиссею, в ходе которой главный герой окончательно прощается с детством и находит свой собственный путь домой.

2013 год

Роберт Дауни младший в роли Тони Старка на кадре из фильма «Железный человек 3»

Роберт Дауни младший в роли Тони Старка на кадре из фильма «Железный человек 3»

В кинокомиксах атмосфера зимнего праздника зачастую играет роль удобной декорации, в то время как основной сюжет существует по законам основной франшизы. «Железный человек 3» можно назвать редким исключением из правил. Режиссер фильма Шейн Блэк объединяет лейтмотив Рождества с личностной трансформацией персонажа Роберта Дауни-младшего — миллиардера и филантропа, живущего по заветам извечного супергеройского одиночества. В триквеле Тони Старк впервые выбирается из внутренней скорлупы, даря самому себе долгожданный шанс на личное счастье — пусть и без участия Санта-Клауса. В пестрой коллекции заряженных на ностальгию фильмов «Железный человек 3» определенно теряется, а вышедшие впоследствии специальный эпизод «Стражей Галактики» и «Человек-паук: Нет пути домой» легко уделывают Блэка в борьбе за звание лучшей рождественской супергероики. Впрочем, поклонники серии «Железного человека» определенно смогут найти в триквеле нужный праздничный заряд.

Кадр из анимационного фильма «Холодное сердце»

Кадр из анимационного фильма «Холодное сердце»

В последние годы Disney все чаще обращается к прошлому, вновь и вновь адаптируя к современности нетленные хиты рисованной анимации прошлого века. Вышедшее в 2013 году «Холодное сердце» — долгожданный оригинальный проект студии. Сказка о сестрах Эльзе и Анне стала настоящим хитом, а сиквел и вовсе по сей день считается самым кассовым мультфильмом в истории кинематографа. Чем же так прекрасно «Холодное сердце»? Режиссеры картины Крис Бак и Дженнифер Ли бережно переносят все то, за что зрители полюбили диснеевскую анимацию, в абсолютно новый, соответствующий духу времени сюжет о двух молодых женщинах, находящихся в длительной борьбе за право быть собой. При этом канонично новогодней сказкой «Холодное сердце» назвать не повернется язык — и это несмотря на то, что действие фильма происходит в снежном королевстве. Вероятно, проблема в том, что в «Холодном сердце» не хватает привычной зрительскому восприятию атмосферы Рождества, которую даже говорящий снеговик, увы, не заменит.

Софи Нелисс в роли Лизель на кадре из фильма «Воровка книг»

Софи Нелисс в роли Лизель на кадре из фильма «Воровка книг»

В нашей подборке уже фигурировала военная лента «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»: «Воровка книг» использует фактуру неспокойного времени совершенно иначе, пытаясь объединить сказку о взрослении с болью исторических перемен. Двенадцатилетняя Лизель (Софи Нелисс) на пороге Второй мировой оказывается приемной дочерью в семье Хаберманнов: от мамаши (Эмили Уотсон) летят тумаки, а вот названный папа (Джеффри Раш) к девочке проникся теплыми чувствами: он учит ребенка читать. Книги (как намекает нам название) станут последним оплотом гуманизма и веры в лучшее будущее в фашистской Германии. 

Как и роман-первоисточник Маркуса Закуса, фильм Брайана Персиваля вводит в повествование необычного рассказчика — саму Смерть, — который предвещает душераздирающий финал истории. «Воровка книг» даже по названию чем-то напоминает «Девочку со спичками» — едва ли сюжет повторится, но что-то в сказке о Лизель есть андерсеновское: взять хотя бы снеговика, которого Хаберманны лепят в подвале, — счастье можно найти даже в темные времена (но это уже другая история).

2023 год

Пол Джаматти в роли мистера Ханэма на кадре из фильма «Оставленные»

Пол Джаматти в роли мистера Ханэма на кадре из фильма «Оставленные»

Новая трагикомедия Александра Пэйна «Оставленные» — бесспорный претендент на звание рождественской классики. Лента включает в себя и сеанс психотерапии с проживанием травм прошлого и настоящего, и поиск маленького чуда в окоченевшем от тоски мире, и в конце концов обретение личного счастья в непосредственной близости с другими. Простейший на первый взгляд рецепт идеального семейного кино, которое с годами по каким-то неизвестным причинам было отложено на дальнюю полку. В картине Пэйна диккенсовские призраки прошлого, настоящего и будущего обретают человеческую форму, чтобы в очередной раз напомнить зрителям об истинном предназначении Рождества — праздника, который возрождает в людях все самое лучшее. Одинокий учитель истории (почти оскароносный Пол Джаматти), похоронившая сына повариха (Да Вайн Джой Рэндольф) и брошенный родителями студент (Доминик Сесса) находят принятие в общей боли друг друга, обменивая душевную скорбь на редкие минуты единства.

Джейн Уиддоп в роли Винни на кадре из фильма «Крик. Ночь перед Рождеством»

Джейн Уиддоп в роли Винни на кадре из фильма «Крик. Ночь перед Рождеством»

«Крик. Ночь перед Рождеством» — сумасбродное любовное послание новогодней классике Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (к нему отсылает и оригинальное название It’s a Wonderful Knife). Когда-то Джордж Бейли (Джеймс Стюарт) хотел проститься с белым светом: и близким, и коллегам, да и всему городу станет лучше без него. Более 75 лет спустя Винни Карутерс (Джейн Уиддоп) в самый счастливый сезон задается тем же вопросом, правда, с тяжелым грузом ПТСР на плечах. Год назад маньяк в маске устроил резню на Рождество: городок Энджел Фоллс оправился от потрясения, а Винни — нет. 

Режиссер Тайлер МакИнтайрУбить за лайк») на язык слэшера переложил знакомый сюжет, где кровавые расправы все равно уступают в силе духу Рождества. Вопреки жанровым предубеждениям вышло уютное и беззлобное кино с духоподъемным посылом. Пожалуй, именно постмодернистские переосмысления традиционных паттернов лучше всего демонстрируют тенденции в кино сегодня (особенно в хоррорах). Новогодние ленты — не исключения: травмы можно пережить.

Мэдисон Бейнс в роли Саманты на кадре из фильма «Кто не спрятался…»

Мэдисон Бейнс в роли Саманты на кадре из фильма «Кто не спрятался…»

Новогодний инди-слэшер «Кто не спрятался…», прибывший на российские киноэкраны прямиком с американского фестиваля Fantasia, — пожалуй, самый любопытный лот наступающего праздничного сезона. Сюжет фильма разворачивается в начале 70-х годов, в период так называемой сатанинской паники. Двое девочек-подростков (Мэддисон Бейнс и Джорджия Акен) вынужденно остаются в школе-интернате на зимние каникулы. В канун Рождества в кампус пробирается банда убийц, одержимых поиском демона, который подарит им славу и несметные богатства. Для встречи с темными силами злодеям необходимо пожертвовать жизнями невинных людей. Легенда гласит, что сам демон уже много лет прячется в недрах школы и ищет возможности выбраться наружу.

Режиссер «Кто не спрятался…» Дженнифер Уэкслер, по сути, снимает собственную версию «Один дома» — с детьми и бандитами, литрами бутафорской крови и старым добрым ультранасилием. Впрочем, несмотря на достаточно предсказуемую завязку, «Кто не спрятался…» способен удивить плот-твистами даже самых искушенных любителей жанра. 

Текст: Оля Смолина, Настасья Горбачевская
7 комментариев
А
К сожалению, мне не попробовать оливье и селёдки под шубой на новый год: я вывихнуд челюсть , зевая от скуки за просмотром Оставленных
Скрыть 1 ответ
1 ответ
24 декабря 2023
"Неспящие в Сиэтле" в свое время очень понравился ощущением чуда и судьбоносных поворотов любви, но пересматривать боюсь, вдруг из сценария вылезут рожки да ножки и замашут красными флагами.
Зато "Падал прошлогодний снег" хорошо состарился))))
Жаль в список не включили, такие замечательные комедии, как «Рождественские каникулы» с Чеви Чейзом,
«Забавная ферма» с Чеви Чейзом,
«Любите Куперов» с Аланом Аркиным.
Скрыть 1 ответ
1 ответ
"Воровка книг " в свое время произвела сильное впечатление, чем-то напомнила "Жизнь прекрасна" про родителя, стремящегося наперекор миру продлить детство своего ребенка..
«Крик. Ночь перед Рождеством» - бодрый, но не запоминающийся салатик из атмосферы, повесточки и маньячков. интрига есть, сюжет живенький, на раз сойдет под оливье
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?