Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Против течения: Джейсон Стэтем

Злые языки утверждают, что пока только двум актерам удалось создать жанры, которые можно назвать их именем, – это «Фильмы с Николасом Кейджем» и «Фильмы с Джейсоном Стэтемом»

Добавить в закладки
Против течения: Джейсон Стэтем

Участие Джейсона – гарантия качества.

Кадр из фильма "Механик: Воскрешение"

В последние несколько лет понятие «стабильность» в нашей стране несколько утратило однозначно положительный оттенок. Но в отношении Джейсона его использовать можно и нужно, актер является островком стабильности в современном Голливуде, той скалой (не путать с Дуэйном Джонсоном), о которую разбиваются любые волны сиюминутных перемен. Да, участие в картине Стэтема заранее гарантирует картине определенного уровня качество. Не станем сейчас вдаваться в то, соответствует ли этот уровень запросам критиков и снобов-артхаусофилов, у них свои координаты восприятия реальности и свои запросы к уровню достоверности и драматизма в кино. Мы сейчас говорим о том «попкорновом» зрителе, который делает основную кассу кинотеатрам, а следовательно, держит на своих плечах всю индустрию. Так вот этот зритель благодарен актерам вроде Стэтема – их фильмы не разочаровывают тех, кто знает, на что идет. Разумеется, шероховатости, заминки и даже провалы случаются у всех – на дно ушел Брюс Уиллис, все чаще оступается Джонни Депп, заплутал в драмах Брэд Питт, – не избежал их и Стэтем, но из множества других крупных актеров лишь ему удается держать равновесие на всех кочках, которые выпадают на его пути в гонке под названием «жизнь». Ну, согласитесь, никто ведь не ожидал от «Механик: Воскрешение» какого-то прорыва. Никто не завышал требования, никто не «включал умника» и не призывал актера к «постмодерну». Нет, все знали, что снимается и что получится. И оттого получили в зале нормальное искреннее удовольствие. Джейсон бегает, прыгает, дерется, стреляет – делает то, чего от него хотят, и делает хорошо. Довольны зрители, довольны прокатчики, довольна студия – вот вам и пропуск в новую картину. Даешь «Механика 3» и «Механик наносит новый удар!».

Джейсон – один из тех редких актеров, которые сами исполняют трюки.

В современном кино, где даже далекие от жанра фантастики или боевика картины напичканы спецэффектами, казалось бы, наличие графики или дублеров в кадре не должно удивлять, однако не все так однозначно. Актеры, которые не прячутся за спины «двойников», живых или цифровых, по-прежнему ценятся – они позволяют делать кино более насыщенным и энергичным. Разумеется, Джейсон такой не один – бесстрашно вступают в отточенные хореографами схватки Мэтт Деймон и Джереми Реннер, бросаются в заготовленные специалистами-каскадерами бездны Том Круз и Дэниел Крэйг, седлают тщательно подготовленных «железных коней» Вин Дизель и Джай Кортни, и все же Стэтем выделяется даже среди этих колоссов. Все дело в том, что актер пришел в кино из спорта – Джейсон несколько лет входил в сборную Великобритании по прыжкам в воду и даже принимал участие в Олимпийских играх в Сеуле. Прекрасную спортивную форму Стэтем поддерживает до сих пор, даже на пороге 50-летия он даст фору в сто очков молодняку из подростковой фантастики и молодежных боевиков. В том, что Стэтем сам исполняет свои трюки и отчаянно бьется в экранных драках, убедиться легко – в любом фильме с его участием непременно будут экшен-эпизоды, в которых лицо актера будет постоянно в кадре крупным планом. Такое не снимешь с двойниками и компьютерными моделями, сравните хотя бы с дракой «Пола Уокера» в седьмом «Форсаже» – там даже силуэты не всегда четко различимы, что уж говорить о лицах. Понятно, что в том нет вины постановщиков, погибшего актера непросто заменить безболезненно, но разница очевидна. Нельзя забывать и о том, что «живые» трюки и смотреть интереснее – приятно осознавать, что актер идет на риск, чтобы произвести впечатление на зрителя. Значит, вы ему небезразличны, значит, ему важна ваша реакция. Джейсон эту реакцию заслуживает. Причем исключительно положительную.

Стэтем не растрачивает себя попусту.

Как ни странно это звучит, но Джейсон Стэтем, при всех соблазнах Голливуда, остается актером и только актером. Сегодня это скорее исключение, чем правило – с самых юных лет, едва не с дебютных ролей большинство заметных актеров стараются сами продюсировать свои картины. Больше того, многие подаются в сценаристы и даже режиссеры, полагая, что так они скорее добьются давно заслуженного успеха. Лишь благодаря редкой одаренности некоторым из них такое совмещение не только не вредит, но и идет на пользу – актеров-режиссеров уровня Клинта Иствуда или Бена Аффлека можно пересчитать по пальцам. Остальные же просто не могут усидеть одним задом в нескольких креслах – журналисты постоянно выслушивают жалобы на то, как тяжело одновременно находиться в кадре и продюсерски думать, как сэкономить на следующей сцене, или режиссерски размышлять, как развести мизансцену так, чтоб и снять, и сыграть. На этом фоне Джейсон Стэтем честен со своим зрителем – он не распыляет свои силы и полностью отдается тому, что умеет и любит. Возможно, в скором будущем актер возьмется за продюсирование, в конце концов ему когда-нибудь понадобятся ученики-наследники, которым можно будет передать автомобиль «Перевозчика», шляпу «Паркера» и печатку «Неудержимых». Но сейчас Джейсон посвящает себя актерскому ремеслу и не отвлекается на посторонние заботы, и это читается в его картинах – легкость, с которой работает в кадре Стэтем, и не снилась тем, кто хватается за десяток дел одновременно и ни одно не доводит до конца.

Джейсон не лишен чувства юмора и самоиронии.

Кадр из фильма "Шпион"

Упомянутая мной ранее легкость отзывается в Джейсоне и еще одним важным его актерским качеством – чувством юмора и умением смеяться над собой. Ошибкой было бы полагать, что актер не понимает, чем занимается, за что критикуют его и его фильмы. Отнюдь, Стэтем – человек далеко не глупый. И лучше всего это доказывает тот его комедийный талант, который Джейсон проявляет редко, но метко. Вообще, внимательный зритель отметил особенную способность Стэтема рассмешить еще в бытность того протеже Гая Ричи – и в фильме «Карты, деньги, два ствола», и, разумеется, в «Большом куше» Джейсон не раз заставил зрителя улыбнуться. Мрачно, жестоко, но таки поюморил Стэтем и в «Адреналине» с его сиквелом. Но кульминацией комедийной карьеры актера стало участие в фильме «Шпион», где Стэтем умудрился задвинуть на периферию кадра саму Мелиссу МакКарти в каждой их общей сцене. Фактически актер сыграл этакий слепок из всех своих предыдущих ролей, и это лишь добавляет Джейсону зрительской любви. Он знает, что он делает в кадре, он относится к этому критически, он понимает, что делает это для нас, для своих благодарных зрителей. За этот юмор, за иронию в свой адрес Стэтема можно только отблагодарить. И такая возможность скоро представится – в планах актера продолжение «Шпиона», надеюсь, там ему дадут еще больше экранного времени, а уровень юмора не снизят, потому что веселый Джейсон украшает собой кино.

Стэтем – самый перспективный актер боевиков.

Кадр из фильма "Форсаж 7"

Завершить свою оду актеру хочется возвращением к началу нашего разговора. Да, фильмы Стэтема предсказуемы. Да, он занимает определенный жанр и не стремится расширять горизонты. Но все это вместе делает Джейсона одним из самых перспективных актеров современности. Каким образом можно быть перспективным в 49 лет? Да очень просто – в фильмах, которым как воздух необходим такой актер, всегда будет заинтересован зритель. «Неудержимые» и прочие «старперские» проекты показали, что время Сталлоне, Шварценеггера, Форда, Гибсона, Рурка, Ван Дамма, Робертса давно ушло, как герои боевиков они уже никуда не годятся. А вот Джейсону Стэтему на пенсию рановато – для него сейчас открылась лакуна, заполнять которую просто некому. Для «механиков», «защитников» и прочих «паркеров» всегда будет нужен лысый парень с кулаками-кувалдами, суровым взглядом и крепкой челюстью. Трудно себе представить и то, что с героем Джейсона легко расстанутся авторы «Форсажа» – в кои-то веки во франшизе появился нормальный злодей. Кроме того, впереди у Джейсона роль в этаком «подводном Индиане Джонсе» – фантастическом приключении «Мэг», – кажется, нам есть что ждать в кинотеатрах. Наконец, не забывайте и о том, что Стэтем британец, а значит, у него побольше, чем у многих, шансов стать новым Джеймсом Бондом. Ну, хорошо, Бонд – это, пожалуй, перебор, но разве настолько удивительным было бы видеть Джейсона в очередной шпионской франшизе? Как бы то ни было, одно можно гарантировать точно – в актерах вроде Стэтема Голливуд будет заинтересован еще долго. Узнаваемое лицо, крепкая рука, минимум слов и максимум экшена – такое кино должно сниматься и появляться в кинотеатрах. Должно появляться достаточно часто, зритель не должен скучать в отсутствие зрелища. А значит, Джейсон Стэтем еще не раз войдет в каждый кинотеатр, в каждый дом, на каждый экран, туда, где самое место последнему и лучшему герою боевиков.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?