Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Против течения: Выводы из «Стартрека: Бесконечность»

Пора опустить высоко взлетевший флот на грешную землю и пояснить, почему «Бесконечность» вполне может не только похоронить франшизу, но и сыграть дурную шутку с жанром кинофантастики в целом

Добавить в закладки
Против течения: Выводы из «Стартрека: Бесконечность»

5. Возвращение к классике вряд ли можно назвать прорывом.

Чтобы обратить внимание на очевидные промахи «Стартрека 3», достаточно всего лишь взглянуть на то, что хвалят поклонники франшизы, и разобраться, есть ли там чем гордиться. Возьмем, к примеру, указанный каждым фанатом восторг от того, что «Звездный путь» якобы наконец-то вернулся к канону, а «Бесконечность» отчаянно напоминает какой-то невероятно хороший эпизод из сериала в его лучшие годы. Простите, но в любом другом случае апелляция к тому, что фильм похож на серию телешоу, была бы явным минусом рецензии. Вообразите себе, как фанаты «Звездных войн» авторитетно заявляют, что «Изгой-Один» похож на серию «Звездные войны: Повстанцы», или как любители Холмса нахваливают рождественский выпуск «Шерлока» за то, что он выглядит, как серия «Элементарно». Или, может, от «Миссии: Невыполнима 6» кто-то ждет возвращения к сериальным началам? А «Лигу справедливости» в формате «Бэтмена» 1960-х не хотите увидеть? Никогда возвращение к сериальным началам не считалось успехом полнометражной картины, и в этом главная магия большого кино – снятый для демонстрации в IMAX фильм не должен выглядеть постановкой для кухонного телевизора, с жуткой рябью ловящего эфирный канал на свою «антенну-рожки». Другая сторона абсурдности сравнения фильма 2016 года с сериалом из 1960-х (хорошо, возьмем даже последние телесезоны «Стартрека») – это признание бессмысленности полного метра вообще. То есть достаточно болезненный переход оригинального сериала на большой экран в 1980-х, перезагрузка «Нового поколения», выход двух фильмов Джей Джей Амбрамса – это все было впустую? Фанатам нужны были просто старые добрые серии, где нелепая кучка актеров в пластилиновом гриме бродит с пластиковыми фазерами вокруг валунов из папье-маше? Здрасьте, приехали. Из года в год кинематографисты открывают технологию за технологией, тысячи техников, каскадеров, художников, декораторов выстраивают гигантские декорации и создают целые фантастические миры, кэмероны носятся с 3D-камерами, а ноланы и джексоны работают над сверхчеткостью – и все это для того, чтобы фанаты «Стартрека» сказали: «А вот было бы круто, если бы все встали посреди комнатки с пенопластовыми камнями и шумно обсуждали, вместе они или поодиночке будут побеждать злодеев в резиновых масках». Спасибо, но это шаг назад. Существенный и пугающий, способный научную фантастику вернуть во времена роботов, собранных из картонных коробок.

Кадр из фильма "Стартрек: Бесконечность"

4. Простота сюжета – это позор, а не достижение.

В некоторых восторженных отзывах мне приходилось встречать аргументацию в пользу «Бесконечности», касающуюся сюжета. Мол, его простота и понятность достойны похвалы, мол, надоел Абрамс со своими секретами, дескать, не нужно усложнять и без того разветвленную вселенную. Нет, братцы, так дело не пойдет. Если сюжет фильма легко укладывается в три строки текста, то это не преимущество, а недостаток. В этом месте я мог бы сделать большое пространное отступление с рассказом об отношении к творчеству Роберто Орси, который в последние годы запорол «Ковбоев против пришельцев», «Игру Эндера», «Нового Человека-паука», а сейчас протянул руки к «Мумии» и «Ван Хельсингу», но это тема другой беседы, ограничимся вполне очевидным выводом из «Бесконечности»: сценарий фильма легко умещается в десятке слов. Полетели в неизведанное, огребли, подтянули штаны, утерли сопли и дали отпор. Куда уж проще, действительно. Только и смотреть тут не на что. Даже неожиданный клифхенгер с героем Идриса Эльбы – не более чем вымученная попытка гальванизировать труп, в котором не осталось и глотка жизненной силы. Провал линии Кролла, кстати, еще одна причина посочувствовать «трекки» в связи с переходом Абрамса «на темную сторону Силы». Фишкой Джей Джея всегда был так называемый mystery box, загадка, которая, раскрывшись в середине фильма, расцвечивала сюжет совершенно новыми красками (не всегда это срабатывало – например, история с Ханом в «Возмездии» читалась слишком легко). Преображение Крола, простите, на загадку не тянет. Неужели хоть для кого-то представляло интерес к последним двадцати минутам фильма, кто там пытался разрушить далекую космическую станцию? Нет. Вялый, а главное, простой сюжет умудрился усыпить даже самых преданных поклонников сайфая минуте к пятнадцатой после стартовых титров. Простота, как говорят, хуже воровства, но о воровстве мы поговорим ниже.

Кадр из фильма "Стартрек: Бесконечность"

3. «Стартрек: Бесконечность» состоит из бесконечных штампов и заимствований.

А впрочем, что тянуть-то, давайте прямо сейчас о воровстве и поговорим. Нет, я не стану обвинять в плагиате Джастина Лина, Саймона Пегга и Дага Джанга – в конце концов полностью оригинальными сейчас удается оставаться в кино лишь считаным единицам, подлинным творческим колоссам или наглым новичкам с невиданными идеями. Остальное обычно представляет собой микс разной степени насыщенности из уже просмотренного, прочитанного, увиденного. Про «Бесконечность» можно сказать прямо: авторы фильма посмотрели очень много, а вот выдумывать что-то свое наотрез отказались. И нет ничего зазорного в том, что облик кого-то из представителей инопланетных рас был взят из классических серий телевизионного «Звездного пути» – связь поколений, вот это все, – но зачем же так бессовестно тянуть идеи из других фильмов. Неприкрытые заимствования торчат из «Стартрека 3», как иголки из ежа, и больше всего связей можно проследить с марвеловскими «Стражами галактики». Фильм Джеймса Ганна, безусловно, хорош, но стоит ли его так бесстыже обирать? И ретромузыка, и энергичная расцвеченная инопланетянка с чемпионскими навыками кунг-фу, и космические артефакты – все это легко считывается и совершенно очевидно проецируется. Я не стану отстаивать первенство «Стражей» во всех этих элементах картины, с инопланетянами музыкой боролись еще у Тима Бертона в «Марс атакует!», но такая кучность наводит на мысли. В лучшем случае авторы «Стартрека» надеялись снять своих «Стражей галактики» с космическими шахматами и синекожими жрицами любви, в худшем – зрителей просто хотели… надуть, чтобы не сказать грубее. И в том и в другом случае нормальный зритель чувствует себя оскорбленным. И это только то, что лежит на поверхности, я уж не говорю о параллелях с «Днем независимости» и гигантском «рояле в кустах» в виде внезапно обнаруженного космического корабля «Франклин». Ужас, послужной список сценаристов получил ощутимую пробоину, а репутация сменила рейтинг на «мусорный».

Кадр из фильма "Стартрек: Бесконечность"

2. Герои-злодеи остановились в развитии.

Еще один мотив восхищенных рецензий к третьему фильму перезагруженной франшизы – указание на то, как необычно раскрылись герои в «Бесконечности». Иначе как чушью я эту похвалу назвать не могу. Наоборот, в новом «Звездном пути» о героях забыли совершенно, их отношения просто вычеркнуты из сюжета, мотивации нивелированы, характеры стерты ластиком. Возьмем главных героев. Что вынес Кирк из путешествия в неизведанное? Что команда важнее одного человека? А гибель его отца в открывающей сцене первого фильма не про это? А действия Хана разве не связаны с борьбой за экипаж? До героя Пайна, что, только сейчас дошли слова про прутики? Не рановато ли в таком случае он в вице-адмиралы собрался? А что Спок? Прошло несколько лет со времени чудесного спасения от «Возмездия», и коммандер вернулся к прежней игре в тупость. Ноль эмоций от вестей о смерти персонажа Нимоя, ноль эмоций от забот Боунза, ноль эмоций от расставания с Ухурой. Вулканец таким и должен быть, скажете вы. Но тогда два предыдущих фильма оказались не в коня овес – все вернулось на круги своя. Кто еще «отличился»? Скотти, не шмыгнув носом, променял своего помощника на крашеную девицу. Сулу чуть «покапитанил». Чехов сказал на три слова больше, чем обычно. Вот это личностный рост, вот это буйство эмоций и развитие характеров – я понимаю! Нет, ребята. «Стартрек: Бесконечность» – самый равнодушный к своим героям фильм серии, самый черствый и самый пустой.

Кадр из фильма "Стартрек: Бесконечность"

Дополните этот очевидный промах катастрофической бессмысленностью действий злодея, и вы придете в ужас от сюжета. В чем мотивация Кролла? Он убивает просто потому, что убивает? У Ромуланского Баны были четкие мотивы и понятная цель, у Хана Камбербетча были стремления и идеалы, а что есть у героя Идриса Эльбы? Только тупая жажда мести? И за что? За то, что его экипаж зашел слишком далеко за границы изведанного и погиб? В любом другом фильме из этого сделали бы подвиг (герой Мэтта Дэймона в «Интерстелларе» – исключение, подтверждающее правило), но здесь Кролл – «обиженка», которая к тому же не имеет четкого плана мести. Злодей говорит о том, что Землю спасет возвращение к войнам, но разрушение далекой космической цитадели к войне не приведет. Пустые мечты и пустые хлопоты – итог жизни и смерти самого бестолкового злодея в новейшей киноистории.

1. Джастину Лину больше не нужно снимать фантастику.

В финале же хочется опровергнуть самый слабый тезис восхищенных «Бесконечностью» «трекки» – мол, замена Абрамса на Лина добавила фильму жизни. Все совсем наоборот. Постановщик трех фильмов серии «Форсаж» четко продемонстрировал, что приемы, работающие в «наземных» погонях и драках, совершенно бесполезны в космосе, пусть даже фантастическом. Именно экшен если не должен был, то мог спасти «Стартрек 3» от полного погружения в скуку и мрак, но, увы, Джастин Лин оказался беспомощен, когда дело дошло до графики, изощренных трюков и стремительных погонь. Самое горькое – Лин, похоже, достиг в «Форсажах» потолка, по крайней мере его экшен-сцены в «Бесконечности» во многом похожи на трюки из предыдущих фильмов. Катание на мотоциклах ничем особенно не отличается от стритрейсинга с участием Вина Дизеля и Дуэйна Джонсона, драки в коридорах «Энтерпрайза» – чистой воды калька с мордобоя в финальных сценах «Форсажа 5» и «Форсажа 6», а уж заключительный поединок Пайна и Эльбы – это полный провал. Так бестолково слить конфликт всей картины мог лишь режиссер-неумеха. Я не стану ставить на Лине крест и вас к подобному призывать не стану, но в фантастику ему лучше больше соваться не стоит. Любой сценарист возразит, что антураж – это всего лишь обрамление для большей выпуклости личностей и характеров, и с этим нельзя не согласиться. Но когда картина позиционируется как флагман жанра фантастического боевика, этим авансам нужно соответствовать хотя бы отчасти. Увы, «Стартрек: Бесконечность» ничего нового не предлагает. Даже атака роя кораблей не выглядит впечатляющей – все это уже было снято, и в гораздо более энергичной манере.

Джастин Лин и Крис Пайн на съемочной площадке фильма "Стартрек: Бесконечность"

Что последует за третьим фильмом франшизы? Фанаты уже ждут шумно анонсированную телевизионную перезагрузку, да и на четвертый полнометражный фильм надежды окончательно не растаяли. Однако спешить с радостями явно опрометчиво – кино откровенно не удалось, а его провал может повлечь за собой те же проблемы, что сейчас постигли молодежные фантастические приключения, где «Инсургент 4» может не выйти на экраны, «Бегущий в лабиринте 3» забуксовал, а многочисленные их «коллеги» сдулись после первого же фильма. Как бы тень погибшего «Энтерпрайза» не накрыла и остальные наработки в том направлении, которое «Интерстеллар», «Марсианин», «Прометей» и «Пробуждение силы» отчаянно протаптывают для своих последователей и увлеченных космосом зрителей.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?