Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг всех фильмов о Гарри Поттере — от худшего к лучшему

Есть вероятность, что 1 января 2022 года пройдет у всех одинаково — за просмотром воссоединения создателей фильмов «поттерианы», приуроченного к 20-летию премьеры «Философского камня». К актерам присоединится и режиссер первых двух картин о мальчике, который выжил, Крис Коламбус, а вот маму Ро не позвали: писательница уже довольно долго расплачивается перед общественностью за неудачную шутку в Twitter. Эта встреча для зрителей может стать началом очередного марафона (или его второго круга), а мы в этот раз решили попробовать посмотреть на любимые фильмы со стороны и разобраться, в чем преимущество одних и неудачи других частей любимой франшизы.

Добавить в закладки
Рейтинг всех фильмов о Гарри Поттере — от худшего к лучшему

8-е место

Эмма Уотсон в роли Гермионы Грейнджер на кадре из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1»

Эмма Уотсон в роли Гермионы Грейнджер на кадре из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1»

Сейчас это не так важно, но ведь именно «Дары Смерти: Часть 1» задали этот алчный и бесячий тренд делить финальный фильм серии на две части, за которым последовали все крупные франшизы, от «Сумерек» до «Мстителей». Можно сколько угодно доказывать, что это решение было оправдано неподъемным для голливудской экранизации объемом книги и плотностью событий, но этот аргумент все равно не спасает фильм, когда мы пытаемся воспринимать его как обособленное произведение — как сейчас, при попытке составить рейтинг всех частей. «Дары Смерти: Часть 1» обладают своим очарованием благодаря действительно запоминающимся эпизодам, вроде анимационных сказочных вставок или смерти Добби, но в памяти фильм все равно остается чрезмерно растянутой прелюдией к следующей части.

7-е место

Майкл Гэмбон в роли Альбуса Дамблдора на кадре из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня»

Майкл Гэмбон в роли Альбуса Дамблдора на кадре из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня»

Майкл Ньюэлл стал почетным резидентом школы Волшебства и Чародейства всего на один фильм, но, в отличие от Альфонсо Куарона (которому, кстати предлагали взяться и за «Кубок Огня» после «Узника Азкабана»), его картина запомнилась скорее как самая несуразная в серии. Книги Роулинг становились всё «старше» и объёмнее, сценарий заметно сдвигался дальше от первоисточника, и нам так и не удалось увидеть борьбу Гермионы за права домовых эльфов. В обход рутины Хогвартса с учителями, домашними заданиями и буйством гормонов Ньюэлл куда подробнее остановился на сценах состязаний Турнира Трех Волшебников, вроде бы зрелищных, но порой излишне подробных. Но и однозначной неудачей картину тоже назвать нельзя — четвертый фильм серии вышел самым зимним и праздничным: Святочный бал, гости из Дурмстранга и Шармбатона и купание в ванне старост. Вот только подростковые взаимоотношения порой из умилительной неуклюжести переходят в гротеск и юмор, почти пародийный, чего только стоит сцена превращения Драко Малфоя в хорька или девочки, преследующие Виктора Крама во время разминки.

6-е место

Дэниел Редклифф в роли Гарри на кадре из фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка»

Дэниел Редклифф в роли Гарри на кадре из фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка»

Много за что можно ругать Дэвида Йейтса, который дольше остальных задержался на посту постановщика франшизы, но с кошмарами и радостями пубертата он справился куда лучше предшественника. В «Принце-полукровке» школьники продолжают целоваться, встречаться и расставаться порой в хаотичном порядке, но интонационно романтический настрой здесь все больше походит на британские комедии — скорее нежные, чем смешные. К тому же комичные ситуации взросления разбавлены действительно драматичным сломом личности Драко Малфоя. Студент шестого курса должен стать предателем и не только проложить Пожирателям Смерти путь в школу, но и убить ее директора. Том Фелтон выходит из типажа одномерного плохого парня и ставит на это место Северуса Снейпа, которого нам предстоит ненавидеть до конца серии. Из сильных моментов стоит отметить и фигуру Горацио Слизнорта, и одну из самых трогательных сцен всей франшизы с его воспоминанием о Лили Поттер — подарок своей любимой ученицы он назвал «тихим волшебством».

5-е место

Руперт Гринт в роли Рона на кадре из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»

Руперт Гринт в роли Рона на кадре из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»

Когда «Дары Смерти: Часть 2» вышли в прокат, многие фанаты «поттерианы» считали фильм лучшей частью франшизы. Трудно их в этом винить: после затянутого и разговорного «начала конца» они смотрели эпический финал любимой серии, который не давал времени на передышку, постоянно закидывая зрителя магическим экшеном и эмоциональными эпизодами. Сейчас, 10 лет спустя, нет ни малейшего желания считать фильм одним из претендентов на статус лучшей части: да, от него до сих пор захватывает дух, и он пробивает на слезы, но в этой чехарде героических подвигов и горьких смертей не получается найти фирменного для серии духа волшебства, который, увы, остался в предыдущей части, пожертвовавшей собой для эффектного завершения саги. Это блестящий финал «поттерианы», который не стоило обособлять до отдельного и во многом неоднозначного фильма.

4-е место

Джеймс Фелпс в роли Фреда на кадре из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

Джеймс Фелпс в роли Фреда на кадре из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»

«Орден Феникса» всегда казался переходной частью — между трагическим, предвещающим появление Волан-де-Морта «Кубком огня» и «Принцем-полукровкой», окончательно впускающим в волшебный мир великого злодея. Это такое продолжительное затишье перед всеми ожидаемой бурей, где на первый план выходит эмоциональное состояние Гарри, переживающего несколько психологических травм (внезапное отдаление ментора, правда об отце-хулигане и смерть единственного родного человека) и свою изолированность — не только среди одноклассников, но и во всем волшебном мире. Несмотря на напряженную финальную схватку в Министерстве магии, это довольно камерная часть, которая через сюжетную ветку с упивающейся властью Долорес Амбридж подробнее всего в серии демонстрирует то, как и чем живут Хогвартс и его ученики. Неудивительно, что литературный психологизм и манипулятивный садизм злодейки не нашли одобрения у большого количества фанатов серии, которые не любят пересматривать пятую часть, но странным образом именно эти радикальные решения вынуждают любить фильм сильнее.

3-е место

Руперт Гринт в роли Рона на кадре из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»

Руперт Гринт в роли Рона на кадре из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»

После выхода на пенсию Гарри Поттера Джоан Роулинг взялась за еще одну серию, и довольно успешную: из-под ее пера вышло уже 5 детективных романов о частном сыщике Корморане Страйке. Какое отношение бывший военный из современного Лондона имеет к «Тайной комнате»? Как и почти все книги серии, вторая часть построена по законам детективного жанра, который так близок писательнице, только в этот раз расследование отмечено печатью мистики и безмолвного ужаса. Коламбус, который снял самый волшебный фильм франшизы, легко перестроился на мрачный лад, напугав юных зрителей тем, что/кто ждет за стеной (или за спиной, кому как повезет). Кроме того, мальчишкам приходится двигаться к счастливому финалу уже без Гермионы — кажется, это первый и последний раз, когда им удалось одержать победу без мозгового ядра их команды. Девочке, кстати, в целом пришлось несладко: большая часть социального дискурса из книг осталась за пределами экранизаций, но вопрос чистоты крови все-таки прозвучал в кино, и отметину «грязнокровки» Гермионе придется носить с собой всю жизнь.

2-е место

Эмма Уотсон в роли Гермионы Грейнджер на кадре из фильма «Гарри Поттер и Философский камень»

Эмма Уотсон в роли Гермионы Грейнджер на кадре из фильма «Гарри Поттер и Философский камень»

Часто на кинофестивалях вместо второго места, которое будто бы обозначает проигрыш, вручают Гран-при: вот и фильм Криса Коламбуса в этом списке скорее неномерной, просто потому, что «Философский камень» — самый важный этап в кинематографической жизни Гарри Поттера. Продюсерам серии и Джоан Роулинг предстояло принять ряд решений, которые определили образ всей саги и заложили фундамент для следующих фильмов. Сейчас сложно в это поверить, но мы могли не увидеть Эмму Уотсон в роли Гермионы Грейнджер и никогда не услышать самую волшебную музыку на свете — тему совы Хёдвиг, написанную Джоном Уильямсом.

Крис Коламбус очень внимательно отнесся к своей аудитории и снял сказочную историю для самых юных зрителей, которые ждали своего письма из Хогвартса. Сам замок в «Философском камне» будто бы живет внутри шара с медленным снегом — стоит только прикоснуться, и магия не заставит себя долго ждать.

Подробнее о создании фильма «Гарри Поттер и Философский камень» и его значении для франшизы читайте в нашем материале.

1-е место

Дэниел Редклифф в роли Гарри на кадре из фильма «Гарри Поттер и Узник Азкабана»

Дэниел Редклифф в роли Гарри на кадре из фильма «Гарри Поттер и Узник Азкабана»

В последние годы фанаты «поттерианы» достигли консенсуса — теперь «Узник Азкабана» чуть ли канонически считается лучшей частью серии. С этим утверждением нет желания спорить, но хочется по крайней мере самому себе ответить, почему третья часть достойна этого статуса. Вроде бы все понятно: с одной стороны, первоисточник Джоан Роулинг, которая сделала огромный шаг от уютной детской сказки к более комплексной и повышающей ставки подростковой литературе, в которой волшебный мир уже не разделен на белое и черное. С другой — беспокойная режиссура Альфонсо Куарона, который никогда не оставляет кадр статичным и дает камере свободно двигаться, пролетать через стекла и зеркала, уводя магические элементы, вроде летающих свечей или двигающихся постеров, на периферию кадра.

Есть, впрочем, и менее очевидные причины — «Узник Азкабана» попросту не похож ни на один другой фильм «поттерианы»: это самый мистический и загадочный фильм серии, но в то же время самый реалистичный и живой; только здесь ученики Хогвартса носят обычную одежду и делают это по-подростковому небрежно, а еще соперничают не с Волан-де-Мортом (опять же единственный раз в серии), а со временем. Третья часть хоть становится только лучше с каждым пересмотром, но постоянно оставляет после себя горькое осознание того, что мы уже никогда не увидим остальные части серии так, как их увидел бы Альфонсо Куарон.

Текст: Настасья Горбачевская, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?