Чуть более уверенная попытка клонировать западные хорроры, но без охапки недостатков все равно не обошлось
Четверо подростков от нечего делать решают провести обряд вызова Пиковой дамы – начертить на зеркале дверку с лесенкой, зажечь свечу и трижды сказать «Пиковая дама, приди». Проводить обряд выпадает самой младшей из компании, двенадцатилетней Ане (Алина Бабак), и именно она оказывается главной мишенью жуткого потустороннего существа, которое незамедлительно начинает охоту на тех, кто ее призвал.
Российский кинематограф которое десятилетие пытается отринуть тяжелое наследие авторского кино и сформировать нормальную «зрительскую» индустрию, которая будет работать в первую очередь на развлекательные жанры. Значительными успехами на этом поприще пока хвастаться рано, но «Пиковая дама» – шаг в правильном направлении. Это вполне «попсовый» мистический ужастик, который заглядывается на западные хорроры и собирает из их штампов неуклюжую и кособокую, но в целом все-таки более-менее рабочую конструкцию.
По своей структуре «Пиковая дама» четко разваливается на две неоднородные части. В первой из них в центре внимания четверо подростков, решившихся на заглавный «черный обряд», и примкнувший к ним отец Ани – разведенный автомеханик с туманным прошлым (нам намекают, что он ушел из семьи к какой-то другой женщине, но куда эта женщина в конце концов делась, непонятно). Группа пытается понять, что Пиковой даме нужно, как от нее защититься (и существует ли она вообще), по ходу дела кто-то из компании умрет, а кто-то просто основательно попугается в туалете морга. В этой части фильма сценарист и постановщик Святослав Подгаевский демонстрирует вполне уверенную работу с жанровым инструментарием – создается полное ощущение, что смотришь какой-то недорогой европейский клон голливудских хитов.
И это еще хорошо, потому что дальше в сюжете появляется «Знаток», который в соответствии с законами жанра знает куда больше, чем остальные, и с этого момента «Пиковая дама» начинает катиться под гору. Действие окончательно переключается на взрослых героев, запускается серия «объяснительных» диалогов, в которых авторы то и дело противоречат своим же собственным правилам, постоянно встречаются очень странные ситуации («Слушай, вокруг все умирают, мы пытаемся спастись бегством, поехали срочно с нами!» – «Не, не могу, мне тетку дождаться надо»), а хуже всего, что весь финальный акт с «изгнанием демона» в больнице подозрительно напоминает «Шкатулку проклятия». Фильм это и так-то не особенно удачный, а в отечественном исполнении он отличается затянутостью, провалами в динамике и не всегда убедительной игрой российских артистов – к финалу в зале на некоторые актерские ужимки уже раздавались смешки. А что может убить хоррор вернее, чем добродушный смех зрителей?