Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Любимое кино

Любимое кино. Гадкий я

Суперзлодеи существуют, чтобы супергероям было кого побеждать. Но не все суперзлодеи – прожженные преступники, не способные стать приличными людьми и отличными родителями

Добавить в закладки
Самый смешной злодей

Суперзлодеи существуют, чтобы супергероям было кого побеждать. Но не все суперзлодеи – прожженные преступники, не способные стать приличными людьми и отличными родителями. Так, в 2010 году франко-американская студия Illumination дебютировала с анимационным хитом, главным героем которого был эксцентричный суперзлодей, открывший для себя прелесть отцовства. Этого суперзлодея звали Грю, а мультфильм о нем назывался «Гадкий я».

Когда люди собирают команду для сложного, многогранного проекта, они обычно хотят, чтобы все участники команды не просто говорили на одном языке, а еще и понимали друг друга с полуслова. Ведь, казалось бы, чем труднее людям договориться, тем больше времени они тратят на объяснения и разъяснения – вместо того, чтобы заниматься чем-то по-настоящему важным.

Но всегда ли этот принцип применим? Американский продюсер Крис Меледандри задумался об этом в 2006-м, когда работал президентом компании 20th Century Fox Animation и курировал принадлежащую Fox анимационную студию Blue Sky Studios. В тот год мультфильм Blue Sky «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» сорвал огромный куш в 660 миллионов долларов, хотя это была американская лента, поставленная бразильским режиссером Карлосом Салданой.

Казалось бы, в анимации, где постановщик отвечает буквально за каждую мелочь на экране и в саундтреке, особенно важно, чтобы все были из одной страны и из одного теста. Но Меледандри видел, что уход из команды американского постановщика Криса Уэджа, создателя первого «Ледникового периода», не ослабил авторов сиквела. В чем был секрет Салданы и Blue Sky?

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Ответ лежал на поверхности. Когда Салдане не хватало слов, чтобы объяснить задачу, он делал рисунки, и это только помогало проекту. Ведь анимация – искусство визуальное, и чем больше талантливых графических идей в его основании, тем лучше получается мультфильм. Культурные и языковые различия стимулируют аниматоров общаться образами – конечно, если это люди, которые изначально настроены на сотрудничество, а не на конфликт. Так что «международность» для мультфильма может быть не только проблемой, но и большим плюсом.

Применить это озарение на практике Меледандри смог уже год спустя, в 2007-м, когда корпорация Universal убедила его перейти к ней под крыло и создать собственную анимационную студию Illumination Entertainment, которая бы имела большую творческую свободу, чем предыдущие бизнес-проекты Меледандри. Существенным условием, правда, было то, что Universal будет финансово поддерживать и распространять мультфильмы Illumination Entertainment, если Меледандри не станет раздувать бюджеты своих лент. От продюсера ждали, что он придумает, как конкурировать с мэтрами блокбастерной компьютерной анимации за меньшие деньги, чем те, что они требуют в качестве бюджетов и гонораров. И Меледандри придумал.

Вдохновленный сотрудничеством с Салданой и другими иностранцами, продюсер не стал набирать команду из американских аниматоров, а присмотрелся к творцам из иных стран с мощными национальными анимациями. Он начал с Японии, затем вел переговоры с англичанами… И, наконец, остановился на парижской студии компьютерной графики Mac Guff.

Основанная в 1988 году Mac Guff была названа в честь «МакГаффина», придуманного Альфредом Хичкоком сценарного термина (так обозначают нечто, что очень важно для персонажей, но не существенно для зрителей – скажем, кейс с секретными документами в шпионском кино). Долгое время студия работала над компьютерными эффектами для игровых фильмов, видеоклипов и рекламных роликов, но в начале 2000-х она стала также заниматься полнометражными мультфильмами. В частности, Mac Guff нарисовала франко-немецкий мультфильм 2008 года «Охотники на драконов», который был в российском прокате. Он не стал большим хитом, но понравился Меледандри. Художники, которые нарисовали «Охотников», заслуживали билет в высшую анимационную лигу, и Меледандри мог его выдать.

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Так Mac Guff начала сотрудничать с Illumination и Universal. В дальнейшем, в 2011 году, ее анимационное подразделение было приобретено Illumination и превращено во французский филиал компании под названием Illumination Mac Guff. Хотя слово «филиал» тут не очень уместно, поскольку Illumination – это в основном и есть парижские аниматоры. В Америке преимущественно сидят топ-боссы вроде самого Меледандри, которые держат связь с голливудскими инвесторами. Впрочем, как и положено хорошему продюсеру, Меледандри внимательно наблюдает за тем, чем занимаются его французские подчиненные. Так что он часто бывает за океаном и фактически живет на две страны.

Universal была впечатлена тем, как быстро Меледандри создал новую компанию и нашел для нее уже сработавшуюся группу художников, аниматоров и технологов. Но это был лишь первый этап. Самое сложное было впереди. Меледандри и его людям нужно было громко заявить о себе – то есть выпустить дебютный мультфильм, который бы встал в один ряд с хитами Pixar, DreamWorks, Blue Sky. Конечно, Universal готова была поддержать проект раскруткой и рекламой, и у будущей ленты по определению была бы большая потенциальная аудитория, чем у «Охотников на драконов». Но потенциальная аудитория – это не люди в залах. Нужно было придумать, чем привлечь публику, приученную всецело доверять лишь мультфильмам ведущих голливудских студий. К счастью, подходящий амбициозный замысел как раз подвернулся.

Испанский аниматор Серхио Паблос, который ранее жил в Калифорнии и работал как дизайнер персонажей над такими диснеевскими лентами, как «Тарзан», «Геркулес», «Планета сокровищ», в то время ушел на вольные хлеба и самостоятельно придумал проект под названием «Злой я» (в дальнейшем его замысел получил чуть более изощренное название «Гадкий я»). Паблос предложил свою идею Universal и привлек внимание Меледандри.

Идея художника заключалась в том, чтобы сделать главным героем мультфильма мрачного и эксцентричного суперзлодея с тайным логовом, прихвостнями и прочими классическими признаками злодейства. По ходу действия герой, чтобы реализовать свои зловещие планы, вынужден был заботиться об очаровательных сиротках. И дети растапливали сердце злодея. В финале преступник становился приемным отцом и начинал весьма куда более достойную жизнь, чем прежде.

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Это была нетипичная для американских мультфильмов, но естественная для Европы идея. В то время как голливудцы предпочитают неисправимых негодяев, которых приятно побеждать, нынешние европейцы любят искать сердечность и доброту даже у тех персонажей, которые кажутся закоренелыми злодеями. Поэтому испанский проект Паблоса был естественным дебютом для французской студии, и Illumination приобрела на него все права.

Впрочем, замысел испанца был лишь отправной точкой для творческого путешествия. Сразу было определено, что видение и дизайны Паблоса слишком «готичны» для семейного мультфильма, который предстояло выпустить под голливудским лейблом. Паблос видел злодея по имени Грю кем-то вроде графа Дракулы из классических фильмов ужасов. Но это был перебор. Столь зловещий персонаж вряд ли за полтора часа стал бы столь добродушным, что зрители приняли бы как должное его приемное отцовство. Грю надо было смягчить и «облегчить», сделать его скорее комичным, чем зловещим суперзлодеем. Хотя сделать его слишком добрым тоже было бы неверно. Герою нужно было оставить пространство для развития и совершенствования.

Понятно, Меледандри не мог поручить сочинение англоязычного сценария французской команде, и он обратился к американскому дуэту, с которым ранее работал над мультфильмом 2008 года «Хортон» – последним проектом Blue Sky под контролем Меледандри. Соавторы Чинко Пол и Кен Даурио познакомились в 1999 году, когда оба, будучи членами Церкви мормонов, корпели над мюзиклом, посвященным прибытию мормонов на территорию штата Юта (мормоны изначально базировались в штате Нью-Йорк, а сейчас их центр в Юте). Пол тогда был автором мюзикла, а Даурио пел главную партию. Они быстро сработались, подружились и стали соавторами детских и семейных лент и мультфильмов. Взрослые проекты их не занимали, поскольку вера не позволяла им воспевать предосудительные вещи. Для соавторов важно было, чтобы их ленты были оптимистичны и скрытно моралистичны. Именно «скрытно» – они отлично понимали, что навязчивый морализм часто вызывает неприятие.

«Гадкий я» вполне вписывался в представление Пола и Даурио о «правильном» искусстве. Он вроде бы рассказывал о злодее, но фактически прославлял семейные ценности и доказывал, что семья может спасти даже отпетого преступника. А семья для обоих соавторов была исключительно важна. Мормоны размножаются не только агрессивными проповедями, и у обоих сценаристов было к тому времени по трое детей. Так что им не нужно было далеко ходить за вдохновением, когда они придумывали трех очень разных по характеру девочек, меняющих взгляды Грю на мир.

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Чтобы с французской командой создать мультфильм голливудского уровня, Меледандри нужен был голливудский режиссер. Продюсер вновь обратился к тем, с кем работал в Blue Sky, и уговорил перейти в новую компанию художника-раскадровщика Криса Рено. Несмотря на французскую фамилию, Рено родился в штате Мэриленд, в семье выходца из французской Канады. До перехода в анимацию он занимался графическим дизайном и рисовал комиксы. Он работал на студиях Walt Disney, Sony Pictures Animation и в Blue Sky, где Рено среди прочего создал как сорежиссер номинированную на «Оскар» короткометражку «Не время для орехов». Дебют в полнометражной режиссуре был для него логичным новым карьерным шагом, и ради этого Рено согласился переехать на постоянное жительство в Париж.

Там его уже ждал коллега – французский сорежиссер «Гадкого я» Пьер Коффин. Коффин получил профессиональное образование во Франции, но одно время работал в Англии, над голливудским мультфильмом «Мы вернулись! История динозавра». Так что с английским языком у него больших проблем не было. На студии Mac Guff Коффин создал телевизионный мультсериал «Пат и Станли» о бегемоте и псе. Это была компьютерная анимация для самых маленьких.

Естественно, Рено и Коффин приняли самое активное участие в формировании проекта вместе со сценаристами. В частности, Рено предложил, чтобы Грю по ходу действия украл Луну (ему всегда нравились абсурдно-смешные сюжеты и детали), а Коффин придумал миньонов – уморительных желтых существ, помогающих Грю с реализацией его завиральных идей.

Изначально Паблос хотел, чтобы злодею прислуживали здоровяки размером со Шрэка и с соответствующей внешностью. Но так как проект был смягчен, то Коффин предложил сделать прислужников озорными малышами – существами неясного происхождения. Постепенно, после множества попыток их нарисовать, миньоны стали напоминать желтые пилюли с ножками и носить рабочие комбинезоны и защитные очки. Художники остановились, когда поняли, что придумали уникальных и очень обаятельных созданий, которые смогут прислуживать Грю и как злодею в начале фильма, и как приемному отцу в конце картины. Хотя в полной мере оценить зрительскую любовь к миньонам удалось лишь после выхода фильма в свет.

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Коффин не только придумал миньонов, но и изобрел их тарабарский язык, созданный из множества наречий, от европейских до южноазиатских (мать режиссера из Индонезии, так что «экзотические» языки для него не чужие). Также Коффин до сих пор бессменно озвучивает всех или почти всех миньонов, сколько бы их ни было на экране и в сценарии. А их, как известно, в мультфильмах Illumination тьмы и тьмы…

Помимо режиссеров, сценаристов и художников-постановщиков Эрика Гиллона и Ярроу Чейни в формировании главного героя ленты существенную роль сыграл комик Стив Карелл (сериал «Офис», «Сорокалетний девственник», «Эван Всемогущий»), которого пригласили для озвучания Грю. Карелл, в частности, придумал голос с восточноевропейским акцентом, ассоциирующимся в США с комичным злодейством. Наших соотечественников в Голливуде не очень уважают…

Виктора Перкинса по прозвищу Вектор, главного противника и соперника Грю, озвучил комик Джейсон Сигел из «В пролете» и ситкома «Как я встретил вашу маму». Британский комик Расселл Брэнд озвучил престарелого сумасшедшего ученого доктора Нефарио, который придумывает злодейские гаджеты Грю. Комик Уилл Арнетт из ситкома «Замедленное развитие» озвучил мистера Перкинса, отца Виктора и финансиста Грю (злодейские планы требуют больших вложений!). Британская звезда классического мюзикла «Мэри Поппинс» Джули Эндрюс озвучила сварливую мамашу Грю, а будущая звезда «Девичника в Вегасе» Кристен Уиг сыграла владелицу приюта, из которого Грю забирает трех девочек. Последних – умницу Марго, хулиганку Эдит и малышку Агнес – озвучили звезда ситкома iCarly Миранда Косгроув, Дейна Гайер и будущий голос американского дубляжа «Маши и Медведя» Элси Фишер.

Как видите, создатели мультфильма в основном работали с опытными комиками. Они искали не только исполнителей, но и соавторов, которые бы приняли участие в проработке персонажей и придумывании их голосовых «фишек». Успех ленты был очень важен для только что созданной студии, и каждая талантливая голова немедленно привлекалась к улучшению постановки.

Кадр из мультфильма "Гадкий я"

Это, конечно, не означало, что у авторов ленты не было ясного видения проекта и что они цеплялись за каждую чужую идею, потому что не имели своих. Напротив, видение у них было очень четкое – фирменная французская полукарикатурная стильность в сочетании с голливудским драйвом, экшеном в духе «бондианы» и душевным мелодраматизмом. А еще шутки, шутки, шутки… И приколы.

Чтобы картина была хороша во всех отношениях, для сочинения музыки и оригинальных песен привлекли Фаррелла Уильямса, одного из ведущих американских авторов в стилях хип-хоп и R&B. Уильямс работал со всеми, от Бритни Спирс до Jay-Z. Он лично исполнил несколько композиций мультфильма, включая заглавную песию Despicable Me, которую Уильямс писал с особым удовольствием. Ему еще ни разу не заказывали песню человека, у которого вечно плохое настроение!

Премьера «Гадкого я» прошла 19 июня 2010 года на Московском кинофестивале, а мировой прокат начался 9 июля 2010 года. К тому времени Меледандри уже понимал, что его команда создала хит, и он не был сильно удивлен, когда ленту высоко оценили и зрители, и критики. Правда, журналисты оговаривались, что «Гадкий я» не так хорош, как шедевры Pixar, но они признавали, что это картина высокого уровня.

Прокатные сборы это подтверждали. При бюджете в 69 миллионов долларов (как Меледандри и обещал, никаких чрезмерных трат!) лента собрала 543 миллиона долларов, что было просто превосходно, и не только для дебюта неголливудской студии. Фильму не помешал даже выход вскоре после премьеры «Истории игрушек 3», хотя на фоне этой великолепной ленты мультфильму трудно смотреться выигрышно.

«Гадкий я» не планировался как начало эпопеи, но такое достижение требовало продолжения. Так что в 2013 году Illumination выпустила «Гадкий я 2», сборы которого почти дотянули до миллиарда, а в 2015-м появился приквел «Миньоны», который этот высокий барьер преодолел и собрал 1,1 миллиарда долларов. Наконец, в этом году в прокат выходит третья часть, у которой отличные прокатные перспективы.

Прочим лентам студии тоже сопутствовал успех, так что Меледандри есть чем гордиться. Он оказался совершенно прав – людей из разных стран в одном проекте смешивать не только можно, но и нужно. По крайней мере, когда создаешь визуально эффектный, изобретательный и бесшабашный мультфильм, черпающий вдохновение в поп-культурах разных народов.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?