Художник-постановщик Маргарита Аблаева о Гималаях, дисциплине и чувстве пространства.
Закончите фразу: художник-постановщик – это…
…Это художник, который создает образ фильма.
А художник-постановщик или художница-постановщица? Используют ли феминитивы в индустрии применительно к вашей профессии?
Мне немного режет слух, все-таки принято говорить художник-постановщик. Но саму тенденцию, что женщин в профессии стали замечать, считаю хорошей. Что женщины в профессии есть, что они работают на таких работах. При этом знаю, что не всем коллегам-женщинам приятно, когда их выделяют как женщин. Я бы не хотела, чтобы в профессиональном плане меня выделяли или, наоборот, подавляли из-за гендера. Или про эмоциональный ответ на неприятное событие говорили: «Это потому что ты женщина». То есть в таких ситуациях ты не эмоциональный человек, а ты «женщина-эмоциональный-человек». В нашей сфере такое проскальзывает.
Вашей профессией преимущественно занимаются мужчины или женщины? И приходилось ли вам сталкиваться со стереотипами, связанными с физической силой? Перемещение крупного реквизита, застройка, организация больших бригад рабочих – как это работает?
Я работаю с 14 лет, мой дебют как художника-постановщика случился в 23 года. Меня тогда не то что не воспринимали, а в упор не замечали. Иногда другие постановщики отрабатывали со мной смену на площадке, потом говорили: «А художник-постановщик-то сегодня придет?» Никогда этого не забуду.
Жуть.
Постановщик – это профессия про физическую силу, поэтому ею преимущественно занимаются мужчины. Но профессия художника-постановщика не про силу. Она про идею, про образ, про чувство пространства. Поэтому если женщина занимается этой профессией, то все решаемо при помощи грузчиков, ассистентов-мужчин. Но бывает ведь, что и мужчинам сложно поднимать тяжести. Мужчина тоже может быть физически слабым.
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.