Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Не брать живым»

Сочетание режиссуры Гринграсса и игры Дэймона дает предсказуемый, но гарантировано успешный результат.

19.03.2010 Текст: Empire Обсудить
Добавить в закладки

Американский офицер Миллер, получивший задание разыскать в Багдаде оружие массового поражения, ничего не может найти. В городе, который только что был захвачен американцами, неразбериха. Местные чиновники и военные уходят в подполье и ждут от оккупантов предложений о сотрудничестве. Миллер случайно нападает на след очень важного генерала, за которым охотятся спецслужбы, и оказывается в самом пекле политического триллера.

Борн в Ираке – это первое, что приходит в голову, когда смотришь «Зеленую зону», получившую в русском прокате не вполне адекватное название «Не брать живым». Оно вроде бы оправдано, поскольку намекает на главную интригу – поиски и поимку влиятельного иракского генерала, но и уводит в сторону, ведь суть, на самом деле, не совсем в нем. Ну а «Зеленой зоной» в Багдаде называлась безопасная территория, полностью подконтрольная американцам. Хаос, однако, был не только за ее пределами, но и внутри. Сочетание режиссера Пола Гринграсса и актера Мэтта Дэймона заранее настраивало на продолжение борновской темы, и ожидания оправдались. С тем же выражением лица, с которым Дэймон восстанавливал прошлое Джейсона Борна, теперь он стремительно перемещается по иракской столице в поисках несуществующего химического оружия.

Похоже, Гринграссу больше всего нравится брать простого с виду парня, который во что бы то ни стало должен докопаться до правды, задавая простые и ясные вопросы окружающей действительности. Действительность сопротивляется и втягивает его в интриги, заманивая то на одну, то на другую сторону. Но в том-то и состоит убойная сила «борновского» типажа, что такого парня никуда не переманишь.

Он, как таран, движется напролом, руководствуясь эталонной, не существующей в природе принципиальностью. Благодаря ей в фильме появляется точка отсчета, которая позволяет без глянца показывать бардак, лице мерие, насилие, личные драмы, политические, экономические, национальные, человеческие интересы. Имея вполне ясный, осмысленный и, в общем-то, несложный взгляд на вещи (Гринграсс, конечно же, относится к противникам иракской авантюры), режиссер не склонен к назидательной риторике. Энергия триллера заводит его гораздо больше, чем пафос разоблачения, который здесь номинально присутствует.

За 114 минут экранного времени не найдется и пяти, чтобы вздохнуть свободно. Сюжетная машина с каждым новым поворотом набирает ход и тащит вас по улицам Багдада. Наверное, мало кто так, как Гринграсс, умеет передать в кино энергию движения. На машине, вертолете и просто бегом. Само по себе перемещение Дэймона в кадре действует на нервы так же безотказно, как ускоряющиеся барабанные ритмы. А с чувством ритма у режиссера все в полном порядке. Гринграсс использовал довольно расхожий способ съемки ручной цифровой камерой, которая создает эффект репортажности. Кажется, что специального съемочного освещения на площадке вообще не было. А Дэймон похож на знаменитого Росса Кэмпа, репортера, который забирается в самые горячие точки. Нас хотят заманить не просто внутрь сюжета, но в сам город, куда по доброй воле вряд ли кто захочет отправиться.

Чуть ли не каждый кадр этого фильма переполнен массой вроде бы не обязательных деталей, но именно они сокращают дистанцию между художественной и документальной реальностью до минимума. Подумать, что все это «постановка», просто не успеваешь. При этом частью реальности становится не только документальная картинка, но и спутник, следящий за героем, и прибор ночного видения, и камеры наблюдения, и бог знает что еще.

Гринграсс просто вездесущ. Приходится констатировать, что Ирак стал для Голливуда настоящей золотой жилой. И один за другим выходят достойные и умные фильмы на эту тему. Достаточно вспомнить хотя бы недавнего «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу, одного из оскаровских фаворитов. Такое впечатление, что Голливуду время от времени необходим какой-нибудь международный конфликт, чтобы потом красиво и увлекательно переносить его на экран. Может, дело и не в нефти вовсе? И американцы затевают новые войны, чтобы потом снимать про них хорошее кино? 

Текст: Empire
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?